Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От переводчика 6 страница. ClII. Как можно приготовлять эту протраву так, чтобы быстрее накладывать золото




CLII. Как можно приготовлять эту протраву так, чтобы быстрее накладывать золото.

Если хочешь, чтобы указанная выше протрава продержалась до наложения золота восемь дней, то не прибавляй медянки; если хочешь, чтобы она продержалась четыре дня, добавь немного медянки; если хочешь, чтобы протрава продержалась от одного вечера до другого (сутки), прибавь к ней побольше медянки и ещё смеси болуса. Если же найдётся кто-нибудь, кто будет тебе бранить медянку потому, что она только портит (загрязняет) золото, то пусть себе говорит. Я её испробовал, и золото хорошо сохранялось.

CLIII. Способ приготовления другой протравы с чесноком, и где её лучше применять.

Существует другая протрава, которая приготовляется следующим образом. Возьми чесноку в количестве одной, двух или трёх мисок, растолки его в ступке и пропусти два или три раза через кусок полотна; возьми этот сок и разотри с ним насколько ты можешь тонко немного белили и болуса. Собери его, помести в сосуд, закупорь и сохраняй, так как, чем он старше, тем лучше. Не бери для этого мелкого или молодого чесноку, а выбирай средний. Когда захочешь употребить эту протраву, влей её немного с уриной в глазированный сосуд и размешай, как следует прутиком так, чтобы стекало с кисти и можно было хорошо работать; при таком способе можно накладывать золото упомянутым способом через полчаса. Эта протрава по своей природе может ждать наложения золота и полчаса, и час, и день.и неделю, и месяц, и год или сколько захочешь. Только держи её хорошо закупоренной и предохраняй от пыли. Эта протрава не выдерживает воды и сырости, но годится в церквах и закрытых местах с кирпичными стенами; настоящее же её назначение – доска, железо и вещи, которые кроют жидким лаком. Этих способов, касающихся двух видов протрав, тебе достаточно.

CLIV. О покрывании лаком.

Мне кажется, я достаточно сказал о способе писать на доске и на стене по сырому и по сухому. Перейдём к способу раскрашивать, золотить и писать миниатюры на бумаге. Но раньше я хочу, чтобы мы видели способ покрывания лаком доски, картины и всякой другой работы, лишь бы она была не на стене.

CLV. О времени и способе покрывать лаком доски.

Знай, что лучше всего покрывать лаком возможно больше времени спустя после того, как картина написана. Скажем, хорошо подождать несколько лет или, по крайней мере, год, - от этого твоя работа будет только свежее. Причина та, что краски по природе имеют то же свойство, что и золото, которое не любит общества других металлов. То же свойство имеют и краски, которые вместе с их темперой не хотят смешения с другими темперами. Лак29 – крепкая жидкость, выявляющая краски, требующая того, чтобы ей во всём подчинялись. И исключающая возможность всякой другой смеси. Как только ты им покрыл свою картину, краски сейчас же теряют свою силу, т.к. должны подчиниться лаку, и ты никогда не имеешь больше возможности пройти и восстановить их своей темперой; поэтому-то и лучше подождать с покрыванием лаком насколько только возможно. Если кроешь лаком после того, как краски со своей темперой прошли свой путь, они вновь становятся свежими и прекрасными и остаются в этом виде навсегда. Итак, возьми жидкого лака, самого прозрачного и чистого, какой только сможешь найти, поставь свою картину на солнце и обмети её. Насколько можешь очисть её от пыли и всего вредного и смотри, чтобы погода была безветренная; пыль легка, и ты не сможешь достаточно хорошо и искусно возвращать чистоту своей работе каждый раз после того, как ветер нанесёт на неё пыли. Это можно бы хорошо производить в таких местах, как лужайка, покрытая травой, или море, где пыль не могла бы тебе помешать. Когда ты нагреешь доску на солнце, сделай, чтобы доска лежала ровно и хорошо, и рукой осторожно прокрой её всю этим лаком. Но остерегайся пройти им по золоту, так как оно не выносит общества лака и других жидкостей. Если же не хочешь делать это рукой, возьми кусочек мягкой губки, окуни его в этот лак и катай его рукой по картине, кроя лаком по порядку, снимая и прибавляя, как нужно. Если бы ты захотел, чтобы лак высох без солнца, раньше хорошо его провари, так как для доски лучше не слишком испытывать силу солнца.

CLVI. Как ты в короткое время можешь сделать картину, кажущуюся покрытой лаком.

Для того, чтобы в короткое время твоя работа казалась покрытой лаком, не будучи на самом деле крыта им, возьми яичного белка и хорошо взбей его прутиком, так чтобы получилась довольно густая пена. Дай ей за ночь стечь. Собери то, что стекло в новый пузырёк, и прокрой беличьей кисточкой все свои работы. Они будут казаться прокрытыми лаком и ещё более крепкими. Этого рода лакировка очень подходит для фигур, вырезанных из дерева или камня. Лакируй таким образом их лица, руки и все обнажённые места. О покрывании лаком этим сказано достаточно. Теперь поговорим о раскрашивании и писании миниатюр на бумаге.

CLVII. Каким образом писать миниатюры и золотить бумагу.

Прежде чем писать миниатюры, следует нарисовать на бумаге, т.е. в книге, свинцом или штифтом фигуры, листья, буквы или что ты захочешь изобразить. Затем нарисованное надо слегка усилить пером, а после этого следует взять краску – гипс, которая называется ассизо и приготовляется следующим образом. Возьми немного тонкого гипса и немного белил – меньше третьей части гипса, затем возьми немного леденца – ещё меньше, чем белил, - и очень тонко сотри всё это с чистой водой. Потом собери и дай высохнуть, но не на солнце. Когда ты захочешь употребить этот состав для золочения, возьми столько, сколько тебе нужно, смешай с хорошо сбитым белком, как я тебя научил выше, размешай эту смесь и дай ей высохнуть. Возьми золото и накладывай его, дохнув на него или без этого; наложив золота, возьми зубок или полировальный камень и полируй; под бумагой же держи твёрдую и хорошо отполированную дощечку из хорошего дерева и полируй на ней. И знай, что ты этим ассизо можешь писать пером буквы, делать фоны и всё, что захочешь, потому что оно превосходно. Но прежде чем накладывать золото, посмотри, не нужно ли проскоблить, выровнять, как следует сгладить и вычистить ассизо кончиком ножа, так как твоя кисть иногда кладёт в одном месте больше, чем в другом, чего всегда надо остерегаться.

CLVIII. Другой способ золотить бумагу.

Если хочешь иметь другой вид ассизо (который, однако, не столь совершенен и пригоден только для золочения фонов, для письма же нехорош), возьми тонкого гипса, треть свинцовых белил, четверть армянского болуса и немного сахара и тонко сотри всё это с белком. Затем грунтуй обычным способом и дай просохнуть. Потом проскобли и вычисти свой гипс кончиком ножа. Подложив под бумагу дощечку или совсем гладкий камень, полируй. Если же полироваться будет плохо, то перед наложением золота смочи гипс беличьей кисточкой чистой водой и, когда высохнет, полируй.

CLIX. Об одной краске, похожей на золото, называемой порпорина (porporina) и её приготовлении.

Я хочу тебе показать краску, похожую на золото, которая хороша для бумаги, - у миниатюристов, и годилась бы для употребления на доске. Но остерегайся, как огня или яда, того, чтобы эта краска, называемая порпорина, приблизилась к какому-нибудь золотому фону; уверяю тебя, что если бы это был золотой фон, которого бы хватило отсюда до Рима, а ртути было бы с половину просяного зерна, и она коснулась бы этого золота, то её было бы достаточно, чтобы весь фон испортить. Если эта краска потечёт на золото, то лучшее средство, которое можешь быстро применить, это сделать на золоте иглой или кончиком ножа черту (царапину), чтобы остановить ею краску, дабы она не потекла дальше. Эта порпориновая краска делается таким образом. Возьми поровну армянской соли, олова, серы и ртути – но ртути меньше, - помести эти материалы в железную, медную или стеклянную бутылочку, расплавь всё на огне – и краска готова. Смешай её с белком и гуммиарабиком и крой и работай этим, как тебе нужно. Если ты пишешь ею одежды, то тени делай лаком, ультрамарином или фиолетовым. При работе на бумаге всегда смешивай свои краски с гуммиарабиком.

CLX. Как стирают золото и серебро, как приготовляют темперу для зелени и орнаментов и как можно покрывать лаком зелёную землю.

Если ты захочешь писать на доске или на бумаге, или на стене или где угодно золотом, но не сплошным, как на золотом фоне, то поступай так. Захотел ты, например, изобразить деревья, которые казались как бы райскими деревьями, бери чистого золота, соответственно работе, которую хочешь сделать или написать, т.е. десять или двадцать кусков, положи их на порфировый камень и хорошенько сотри золото хорошо сбитым белком. Затем помести его в глазированный кувшинчик, и прибавь столько темперы, чтобы оно стекало с пера или кисти, и ты сможешь им исполнять любую работу; для бумаги это золото можешь ещё смешивать с гуммиарабиком. Если ты изображаешь листву деревьев, прибавь к этому золоту немного стёртой зелёной краски для тёмных листьев; таким же образом, смешивая его с другими красками, можешь при желании сделать его переливчатым. Приготовленным таким образом золотом, серебром или сплавом золота можешь ещё, по примеру древних, делать у одежды ворс и выполнять орнаменты, которые другими мало употребляются, и создают тебе честь. Но помни, что всё то, что я тебе показывал, ты применяй хорошо, руководствуясь со своим вкусом.

CLXI. О красках, употребляемых при работе на бумаге 30.

Правда, все краски, которые ты употребляешь на доске, могут употребляться и на бумаге, но только они должны быть стёрты тончайшим образом, верно и то, что есть краски, которые не имеют корпусности; называются платчатыми (pezzuola); они изготовляются всех цветов. Нужно лишь взять немного этой платчатой краски любого цвета и окраски, поместить её в глазированный кувшинчик или бокал, прибавить туда гумми, и она будет пригодна для работы. Приготовляется ещё краска из красного дерева, вываренного с щёлоком и квасцами; затем, когда она остынет, её смешивают с негашёной известью и получают довольно красивую розовую краску, которая имеет некоторую корпусность.

CLXII. О способе работать на ткани или на тафте.

Теперь поговорим о способе работать на ткани, т.е. на холсте или на тафте. Придерживайся в этой работе такого способа. Во-первых, следует вполне ровно положить на свой временный подрамок (пяльцы) и раньше всего прибить попрямее все швы, а затем прибить ткань гвоздиками кругом, ровно и правильно натягивая её, принимая во внимание каждую морщинку. Когда ты это сделаешь, возьми тонкого гипса и немного крахмалу или сахару и сотри это с клеем того же рода, с которым ты смешивал гипс на доске; сотри потоньше, но раньше прокрой всё один раз этим клеем без гипса. Если твой клей не будет столь крепок, как для гипса, это ничего не значит; хорошо его подогрей и горячим прокрой – при помощи мягкой щетинной кисти – и обе стороны, если тебе надо писать на обеих. Затем, когда ткань высохнет, возьми нож с прямым и ровным, как линия, лезвием и равномерно покрывай кончиком этого ножа ткань гипсом, проходя им, накладывая и снимая, как при скоблении, и чем меньше ты на ткани оставишь гипса, тем лучше. Для того чтобы сравнять поры нитей, возьми острый нож, просмотри свою ткань и, если на ней есть узлы или неровности, удали их. Возьми свой уголь и тем же способом, как рисовал на доске, рисуй на ткани и усиль чернильной акварелью. Затем я хочу тебе указать, что если хочешь сделать нимбы или полированный золотой фон, то на всякой ткани или тафте они обычно накладываются с протравой, а именно протравой на льняном масле. Я тебе это указываю, потому что это чудесный метод, гораздо лучше других, применяемых большинством, ибо при нём ткань можно свёртывать и складывать, не повреждая золота и красок. Раньше возьми указанного тонкого гипса с небольшим количеством болуса, белка и клея, размешай этот гипс и прокрой им один раз там, где хочешь позолотить. Когда высохнет, немного его поскобли; затем возьми болуса, стёртого и приготовленного, как тот, которым покрываешь доску, и прокрой им несколько дней и накладывай золото совершенно так же, как на доску; полируй его, держа под тканью гладкую и крепкую доску, проложив между тканью и доской подушку. Таким образом, гравируй и штампуй свои нимбы, и они станут совсем таким же, как на доске. Имей в виду, что балдахины, делаемые для церквей, иногда выносятся наружу во время дождя, и потому следует позаботиться о том. Чтобы иметь вполне прозрачный лак, и, покрывая лаком живопись, немного прокрыть им и эти нимбы или золотой фон.

Тебе следует писать на этой ткани шаг за шагом по тому же способу, как в живописи на доске; это более приятная работа, чем на доске, так как ткань сохраняет немного влаги, и потому ты пишешь как бы на стене по сырому. Предупреждаю тебя ещё, что при такой живописи надо прокрывать красками много, много раз, гораздо больше, чем на доске, потому что ткань не имеет массива, как доска, и при покрывании лаком в случае плохой прокраски нехорошо выглядит; краски смешивай так же, как на доске. Больше я об этом распространяться не буду.

CLXIII. Как работать на чёрной или синей ткани или на занавеси.

Если бы тебе надо было работать на чёрной или на синей ткани или на занавеси, натяни свою ткань указанным выше способом. Грунтовать не нужно и рисовать углём нельзя. Возьми портняжного мела, нарежь его аккуратно кусочками, как ты делаешь угли, вставь их в стержень гусиного пера нужной тебе толщины и надень это перо на палочку. Рисуй легко, потом усиль темперными белилами, а затем прокрой один раз тем клеем, с которым ты смешиваешь гипс для доски или картины для дерева. Потом загрунтуй (campeggia) как мажешь и пиши одежды, лица. Горы, здания или что тебе захочется, приготовляя темперу обычным способом. Можешь ещё при раскраске занавеса взять белой ткани, наложить её на синюю ткань и приклеить клейстером, как клеем; затем размести на ней свои фигуры согласно тому, как ты их хочешь распределить по фону, и расписывай особой акварелью, не кроя потом лаком. Их делают много и дёшево, и для своей цены они довольно хороши. Можешь ещё сделать на занавеси кистью лиственные орнаменты индиго с чистыми белилами, смешанными с клеем, оставляя между этой листвой пустые места, чтобы сделать на них особые мелкие работы золотом, выполняемые с масляной протравой.

CLXIV. Как следует рисовать на ткани или на тафте для вышивальщиков.

Возможно, что тебе придётся обслуживать разного рода рисунками вышивальщиков. В таком случае дай этим мастерам хорошо натянуть ткань или тафту на пяльцы, и, если это белая ткань, возьми свой обычный уголь и рисуй, что хочешь. Потом возьми перо и чистых чернил и усиль ими, как делаешь на доске кистью, и счисть затем свой уголь. После этого возьми хорошо вымытую и выжатую губку и протри этой губкой ткань с обратной стороны, где ничего не нарисовано, и, водя этой губкой, смочи то место, которое занимает фигура. Затем возьми тупую беличью кисточку, окуни её в чернила, хорошо выжми и начни работать с самых тёмных мест, понемногу ослабляя и стушёвывая тени. Ты увидишь, что как бы ткань ни была груба, но если ты стушуешь свои тени, таким образом, то выйдет очень хорошо. Если же ткань высохнет до того, как ты кончил наложение теней, смочи её вновь обычным образом губкой; этого в работе на ткани для тебя достаточно.

CLXV. Об изготовлении из тафты балдахинов, хоругвей, знамён и др. работ.

Если тебе понадобится делать из тафты балдахины или другие работы, натяни их прежде на подрамок, как тебе это объяснил относительно ткани, и в зависимости от имеющегося фона возьми угля или мела, сделай свой рисунок и усиль чернилами или темперными красками. Если же ту же сцену или фигуру нужно сделать на обеих сторонах, то поставь раму на солнце, повернув рисунок к солнцу так, чтобы на него падали лучи, стань со своими темперными красками с противоположной стороны и пройди тонкой беличьей кисточкой по тени, которую увидишь от сделанного рисунка. Если тебе нужно рисовать ночью, то имей сильный свет с нарисованной стороны и слабый свет со стороны, на которой ты рисуешь, т.е. работай так, чтобы с нарисованной стороны был двойной подсвечник, а со стороны, на которой рисуешь, одна свеча. Если нет солнца, а надо рисовать днём, сделай так, чтобы на нарисованную сторону падал свет из двух окон, а с той, на которой надо рисовать, падал свет от одного маленького окошечка. Затем проклей там, где тебе нужно немного белка, - примерно один белок на четыре стакана или бокала клея. Если же для достижения большей чести ты захочешь сделать какой-нибудь нимб или полированный золотой фон, то после того как ты проклеишь, возьми тонкого гипса, хорошо стёртого с примесью сахара, и слегка прокрой им два раза там, где хочешь накладывать золото, обычным клеем с малым количеством белка и белил. Для золочения прокрой ткань болусом так, как покрываешь доску; накладывай совё золото с чистой водой, примешивая к ней немного болусной смеси; полируй на очень гладком камне или на очень крепкой и гладкой доске; гравируй и штампуй также на этой доске. Расписывать лучше всего обычным образом, смешивая краски с яичным желтком, прописывая красками семь-восемь или даже десять раз для большего удобства лакировки. Нимбы и фоны можешь золотить с масляной, а орнаменты с чесночной протравой, покрывая их затем лаком или лучше масляной протравой. И этого о знамёнах, хоругвях и пр. достаточно.

CLXVI. О способе раскрашивать и накладывать золото на бархате.

Если тебе придётся работать на бархате и рисовать для вышивальщиков, то рисуй свои работы пером, чернилами или темперными белилами. Если тебе нужно что-нибудь раскрасить или позолотить, возьми обычным образом клея, столько же белка и немного белил и прокрой ими щетинной кистью ворс, сильно и хорошо его прижимая. Затем раскрашивай и золоти с протравой указанным способом. Чтобы сберечь свой труд, ты можешь сделать всё из белого олова, вырезать фигуры или другие изображения и дать вышивальщикам прикрепить их к бархату.

CLXVII. О работе на шерстяной ткани.

Если тебе представится случай работать на шерстяной ткани для турниров или праздников (так как есть некоторые дворяне и большие вельможи, которым хочется странных вещей, и они могут пожелать иметь на этих тканях свои девизы в золоте и серебре31), в таком случае, прежде всего, возьми в соответствии с цветом сукна или ткани нужный для рисования уголь и усиль рисунок пером, как ты это делал на бархате; затем возьми хорошо размешанного обычным образом, как я тебе указал раньше, яичного белка с клеем и прокрой этой смесью ворс ткани там, где тебе нужно золотить; когда высохнет, возьми зубок и полируй по ткани, а потом промажь ещё два или три раза той же смесью. Когда же хорошо высохнет, то прокрой протравой так, чтобы она легла только на место, покрытое смесью (temperato), и накладывай то золото или серебро, которое тебе покажется подходящим.

CLXVIII. Как надо делать покрывала для лошадей, девизы и плащи для турниров и праздников.

Иногда при турнирах и празднествах на покрывалах лошадей и на плащах делаются рельефные и нашитые девизы. Я тебе покажу, как они делаются из бумаги. Во-первых, весь лист бумаги покрывается полированным золотом или серебром и делается это следующим способом: разотри насколько возможно тоньше немного охры или портняжного мела и с малым количеством армянского болуса, смешай с жидким, как вода, клеем. Смажь этим составом мягкой щетиной или, если хочешь, беличьей кистью всю поверхность чистой писчей бумаги. Когда высохнет, вернись к ней, крой её по частям беличьей кистью и постепенно накладывай золото таким же образом и в том же порядке, как на болус на доске; когда покроешь золотом весь лист, посмотри, когда его надо будет полировать. Возьми очень ровную каменную плиту или хорошо отполированную твёрдую доску, отполируй на них свой лист и отложи в сторону. Из этих листов ты можешь сделать животных, цветы, розы, разного рода девизы и достигнуть большой чести. Делай быстро и хорошо. Ты можешь их ещё украсить раскраской маслом.

CLXIX. Об изготовлении нашлемников и шлемов для турниров и правителей.

Когда у тебя будет случай делать какие-нибудь нашлемники или шлемы для турниров или правителей, которые должны ходить в сеньорию, тебе следует, прежде всего, достать белую кожу, дублёную не иначе, как с черникой или"cefalonia". Натяни её и рисуй на ней свой нашлемник в том виде, как ты его хочешь выполнить; сделай два рисунка и сшей их один с другим, но с одной стороны оставив отверстие, в которое можно насыпать песку и уравнять его палочкой так, чтобы всё было равномерно наполнено. Когда ты это сделаешь, поставь его на несколько дней на солнце; после того, как хорошо высохнет, смажь его два раза клеем, употребляемым для грунтовки гипсом, и высыпь песок. Затем возьми грубого гипса, смешанного с клеем. Прибавь к нему битой пакли и сделай его густым, как тесто. Лепи из этого гипса форму, которую тебе нужно сделать. – человека, животного или птицы, насколько можно передавая сходство. Когда это сделано, возьми грубого гипса, стёртого с клеем, который бы стекал с кисти, и прокрой им кистью нашлемник три или четыре раза. Когда клей хорошо высохнет, скобли и полируй, как при работе на доске. Тем же способом, как я тебя научил грунтовать тонким гипсом доску, загрунтуй нашлемник и, когда высохнет, выскобли, отполируй и, если нужно; вставь в изготовленную тобой форму стеклянные глаза, пользуясь для большей выпуклости гипсом для рельефов. Если хочешь золотить или серебрить, покрой болусом так же, как на доске, и дальше придерживайся обычного способа при золочении, при раскраске и покрытии лаком.

CLXX. Как надо изготовлять сундуки или ларцы и о способе их украшать и расписывать.

Если при работе над сундуками или ларцами ты хочешь сделать их как следует, то загрунтуй их гипсом и придерживайся во всём того же способа, которому ты следуешь при работе на доске при золочении, раскраске, зернении, украшении и лакировке, о чём я подробно не буду распространяться.

Если хочешь делать другого рода сундуки, менее дорогие, то проклей и забери (зашпаклюй) щелки, что ты делаешь также и с упомянутыми выше, но раньше можешь загрунтовать гипсом, палочкой или кистью, а также хорошо просеянной золой с обычным клеем. Когда загрунтованное высохнет, отполируй и, если хочешь, покрой тонким гипсом. При украшении жестяными фигурами или девизами придерживайся такого способа: возьми мягкий плоский бутовый (macigna) камень и вырежи или дай вырезать в нём фигуры животных, девизы, цветы, звёзды, розы и всё, что ты мысленно пожелаешь. Помни, что при этом достаточно самого незначительного углубления. Затем возьми битого олова – хочешь жёлтого, хочешь белого, - сложенного в несколько раз, и положи его на модель, вырезанную на камне; расстели на олово род войлока из хорошо смоченной и выжатой пакли и бей по этому войлоку не очень тяжёлым билом из ивового дерева, двигая и поворачивая войлок. Когда выбьешь так, что станут видны все углубления, возьми грубого гипса, смешанного с довольно густым клеем, и намажь его палочкой на выбитое олово. Когда это сделаешь, поддень и сними один кусок олова кончиком ножа; затем заполни по тому же способу грубым гипсом (другой) кусок олова и поддень и отдели его ножичком. Сделай таким образом достаточное количество украшений и разложи их для просушки. Когда они высохнут, возьми нож с острым кончиком и, кладя одно оловянное украшение за другим на гладкую ореховую доску, обрежь всё олово, выступающее за пределы твоей фигуры и т.п., и таким образом сделай, сколько захочешь32. Когда ты как следует загрунтуешь свои сундуки и покрасишь в желаемый цвет, возьми обычного, но более крепкого клея, хорошо смочи им гипс свих фигур и девизов, распредели и приклей их на должные места твоего сундука, обрисуй беличьей кисточкой контуры, придай некоторую окраску (coloruzzo) и покрой фон лаком. Когда высохнет, возьми хорошо сбитый белок и пройди по лакировке, смоченной в этом белке губкой; затем пропиши и укрась фон, употребляя какие угодно краски, лишь бы они отличались от фона. Больше я об этом распространяться не буду, так как если ты будешь опытен в работе над значительными вещами, то хорошо сумеешь сделать и малое. После этого я показу тебе, как работают на стекле.

CLXXI. Как работают на стекле и на окнах.

На стекле работают двумя способами, в зависимости от того, работают ли на окнах или на кусочках стекла, которые вставляются в иконки или в украшения реликвий. Скажем прежде о способе работы на окнах. Правда, что это искусство мало практикуется художниками, а больше исполняется специалистами в этой области; и обычно мастера, которые в нём работают, обладают больше опытом, чем знанием рисунка; руководствуясь же рисунком (сделанным художником), они со средними силами могут сравняться с теми, кто владеет полным, т.е. универсальным искусством и хорошим опытом. Поэтому, когда они к тебе обратятся, следуй такому методу. К тебе придут с обмером окна в ширину и длину; следуя расчёту, ты возьмёшь столько склеенных вместе листов бумаги, сколько понадобится для окна, и нарисуешь свои фигуры углём, затем усилишь чернилами, делая тени своих фигур совершенно так же, как если бы рисовал на доске. Стекольный мастер возьмёт твой рисунок и расстелет его на большой ровной доске или на столе. И соответственно тому, как ты хочешь окрасить одежды фигур, он разрежет стекло кусок за куском и даст тебе краску, которая изготовляется из хорошо стёртых медных опилок; этой краской ты выискивай кончиком беличьей кисти тени, соответственно тому, как идут складки и другие части фигуры; и так иди от одного куска стекла к другому, как их вырезал и составил мастер. Этой краской ты можешь делать тени на любом стекле. Прежде чем скрепить куски один с другим соответственно их назначению, мастер их умеренно обжигает в железном ящике с золой и уже затем скрепляет. Ты можешь исполнять на этих стёклах шёлковые ткани, оттенять, лессировать и шрафировать, писать буквы, прокрывая указанной краской и затем, соскабливая, как это делают на доске. У тебя при этом есть то преимущество, что тебе ну нужно делать другого фона, так как стекло бывает всех цветов; если тебе придётся делать маленькие фигуры или маленькие украшения или девизы, которые не могут быть вырезаны из стекла, то, сделав тени указанной краской, ты можешь окрасить некоторые одежды и сделать штриховку масляными красками; обжигание в данном случае не имеет места, да этого не нужно и делать, потому что из этого ничего бы не вышло. Дай лишь, сколько будет нужно, высохнуть на солнце.

CLXXII. Как делают мозаичные работы для украшения реликвий и о мозаике из стержней перьев и яичной скорлупы.

Есть другой вид работы на стекле, более прекрасный, изящный и редкостный, чем это можно выразить словами, но он требует уверенного и быстрого рисунка. Этот вид работы исполняется следующим образом, а именно: возьми кусок белого стекла. Не имеющего зеленоватого отлива. Вполне чистого и без пузырей и вымой его со щёлоком углём; затем оботри его и вымой ещё раз очень чистой водой и дай ему самому высохнуть, но прежде чем мыть, вырежи из него такой четырёхугольник, какой хочешь (иметь). Затем возьми вполне свежий белок; разболтай его вполне чистым прутиком и, как ты это делал при золочении, хорошо сбей и дай отстоятся в течение ночи; затем возьми беличью кисточку и смочи стекло этим белком с оборотной стороны; года оно хорошо и вполне равномерно смочено, возьми кусок золота, который был бы крепким, т.е. тёмным золотом, положи на бумажную лопаточку, осторожно наложи его на смоченную тобою часть стекла и осторожно протри небольшой чистой ваткой так, чтобы белок не проступил из-под золота; позолоти таким образом всё стекло и дай ему просохнуть без солнца в течение нескольких дней. Когда оно хорошо высохнет, возьми ровную дощечку, обтянутую чёрной материей или тафтой, и пойди в свою рабочую комнатку, где никто тебе ничем не помешает и которая бы имела только одно завешанное окно. Поставь свой стол к этому окну так, чтобы, когда ты стоишь лицом к этому окну, оно приходилось бы у тебя над головой. Положи своё стекло на указанную чёрную ткань, затем возьми иглу с очень острым кончиком, привязанную к палочке, как если бы это была беличья кисточка, и начинай полегоньку этой иглой ту фигуру, которую хочешь изобразить; и делай это так, чтобы первый рисунок был мало заметен, так как он уже никогда не сможет быть удалён; поэтому, пока не усилишь свой рисунок, работай легко, как бы ты это делал пером; указанная работа может делаться только остриём, что требует очень лёгкой и неутомлённой руки. Дело в том, что самая сильная тень, которую ты можешь сделать, делается кончиком иглы; средняя же тень состоит в том, чтобы проходить это столь тонкое золото не насквозь; поэтому и нужно работать не спеша, тщательно и с любовью. Даю тебе такой совет: захотев работать в какой-нибудь день над таким произведением, держи накануне руку у ворота или за пазухой, чтобы она была спокойна, с уверенным кровообращением, и не была усталой.

Когда у тебя рисунок сделан, и ты захочешь счистить некоторые фоны, которые обычно покрывают масляным ультрамарином, возьми свинцовый грифель и три по золоту, чтобы чисто его снять, аккуратно проходя штифтом вокруг контуров фигуры. Когда ты это сделаешь, возьми несколько красок, тёртых на масле, как ультрамарин, чёрная, медянка и лак, и если хочешь, чтобы некоторые одежды или складки отливали зелёным, покрась зелёным; если хочешь лаком, покрась лаком; если хочешь чёрного, покрась чёрным. Но все преимущества имеет чёрная, так как она лучше, чем какая-либо другая краска моделирует фигуру. Прижми и вдави изображённые тобою фигуры чем-нибудь плоским в гипс так, чтобы работа стала ровной. Так и выполняй свою работу.

Для той же самой, очень тонкой работы можешь употребить нарезанные мелко, как просо, стержни перьев, окрашенных, как я тебе сказал. Можешь ещё сделать подобные мозаики таким образом. Возьми яичной скорлупы чистой, белой и хорошо источённой и покрывай и заполняй ею нарисованную фигуру, как если бы это были краски; и затем, когда ты так загрунтуешь свою фигуру, понемногу раскрась её соответственными красками из коробочки, примешивая к ним немного яичного белка, и так работай на настоящем гипсовом грунте. Когда высохнет, покрой лаком так же, как покрываешь другие вещи на доске. Для того чтобы прокрашивать (сделать фон для этих фигур), тебе следует избрать такой путь: возьми золочёных или посеребренных листочков или более массивного кованного золота или серебра, помельче его нарежь и указанными щипчиками покрывай фон так, чтобы прокрыть ими точёную скорлупу, где требуется золотой фон. Можешь ещё загрунтовать фон яичной скорлупой, на сбитом яичном белке, при помощи которого ты золотишь стекло. Смачивай нижние поверхности этим белком и накладывай своё золото; затем дай высохнуть и отполируй ватой. Сказанного о мозаичной или греческой работе с тебя достаточно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.