КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов
[VII.10. Афон]
122 J. Durand. L'iconographie russe. — AnnArch, XXVII 1870, 225 (notes de E. Didron); Ch. Bayet et L. M. O. Duchesne. Mémoire sur une mission аu Mont Athos. Paris 1876, 310–316; Clausse, II, 453; G. Millet. Quelques représentations byzantines de la salutation angélique. — BCH, ХVIII 1894, 454–456; Кондаков. Афон, 100–104; Millet. L'art byzantin, 197; Dalton, 415–416; Brockhaus, 96; Diehl, 524; Millet Athos, pl. 1–4; Bettini. Pittura bizantina, II2, 32–33; Wulff. Bibliographisch-kritischer Nachtrag, 74; Dölger. Athos, 120, 122, 124–125. Ср. типы Богоматери и Крестителя с медальонами в нарфике Хосиос Лукас (ангелы и Креститель) и с Деисусом в Нередице. Для типа Богоматери ср. голову Марии из иконы Устюжское Благовещение ХII века в Третьяковской галерее. Ангела Благовещения ср. с мозаикой Софии Киевской. Наиболее вероятной датой исполнения мозаик является поздний XI — ранний ХII век. 123 О фресках в Рабдуху см.: Millet. Athos, pl. 97. О фреске из библиотеки Ватопеда: ibid., pl. 98; С. Радоjчиħ. Majстори старог српског сликарства. Београд 1955, 6–7; A. Xyngopoulos. Thessalonique et la peinture macédonienne, 21. Ср. обнимающихся Петра и Павла в афинской Псалтири 7 (л. 3). Линейная разделка лиц находит себе ближайшие аналогии в росписях Георгиевской церкви в Старой Ладоге (особенно апостол Петр) и Нередицы (апостолы), а также в церкви св. Георгия близ Нового Пазара («Столпы св. Георгия»). Схематический стиль дает о себе знать и в ряде афонских рукописей, почти всегда сохраняющих, несмотря на константинопольские влияния, самобытные черты, которые позволяют объединять их в замкнутую стилистическую группу. Еще к XI веку относятся Менологии в Историческом музее в Москве (греч. 175)124 и в Королевской библиотеке в Копенгагене (Gl. Kongl. Saml. 167)125, входившие, вероятно, в состав одной серии, о чем свидетельствует тесное сродство стиля. Короткие большеголовые фигуры святых изображены в однообразных фронтальных позах, простоватая колористическая гамма строится на ярких, пестрых красках. Обе рукописи представляют собою прямой контраст столичным с. 102 124 Архим. Владимир. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, I. Рукописи греческие. Москва 1894, № 353. 125 Greek and Latin Illuminated Manuscripts in Danish Collections. Copenhagen 1925, 4–6, pl. III, IV. 126 Brockhaus, 174–176, 207–209; G. Millet, S. Der Nersessian. Le psautier arménien illustré. — REArm, IX 1929, 165, pl. X, ХII; Venturi, II, fig. 310. 127 Кондаков. Афон, 299; Brockhaus, 192, 228–230; Dölger. Athos, 174–175; K. Weitzmann. Aus den Bibliotheken des Athos, 86–87. 128 Д. В. Айналов. Византийские памятники Афона. — ВВ, VI 1899, 63–72, 78–87; Кондаков. Афон, 294–295; Millet. Iconographie de l'Evangile, Index: Athos, Rossicon; Brockhaus, 227–228; Dölger. Athos, 186–193; K. Weitzmann. Aus den Bibliotheken des Athos, 49–51, 81–83. 129 Buberl, 16–17, Taf. XX, XXI; Delatte, 37–46, 82–85, pl. XV–XVIII, XXXII; L'art byzantin, art européen, n°284, 317. Обе рукописи происходят из Ивера, где в свое время они были засняты П. И. Севастьяновым. 130 Gerstinger, 34–35, 47 (с указанием более старой литературы), Taf. XVIII, XIX; Tikkanen. Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei, 169–170; Buberl, Gerstinger, 50–58, Taf. XXIII–XXVII; H. Gerstinger. Über Herkunft und Entwicklung der anthropomorphen byzantinisch-slawischen Trinitätsdarstellungen des sogenannten Synthronoi- und Paternitas- (Otéchestwo) Typus. — Festschrift W. Sas-Zaloziecky zum 60. Geburtstag. Graz 1956, 79–85; L'art byzantin, art européen, n°297. Изображение Троицы дано в типе Отечества (Paternitas). На коленях Ветхого деньми (с соответствующей сопроводительной надписью) сидит не Еммануил, а взрослый Христос, который держит голубя с нимбом. Нимбы Ветхого деньми и Христа имеют перекрестья, чем подчеркивается равенство обеих ипостасей. Композиция строится по вертикали и отличается подчеркнуто центрическим характером. Эти же черты присущи фрескам XIII века в церкви Панагии Кубелидики в Кастории и в монастырской церкви Гроттаферраты. И здесь сидящий на коленях Ветхого деньми Христос представлен в виде великовозрастного мужа, а не отрока. Иконографический тип Отечества сложился в Византии не позже XI века и так же, как и в Европе, в частности во Франции, он был вызван еретическими движениями, отрицавшими единосущие и равенство ипостасей Троицы. Тесное стилистическое сходство рукописи с Евангелием в Историческом музее в Москве (греч. 47), привезенным с Афона, делает весьма вероятным афонское происхождение манускрипта. В пользу этого говорят и некоторые черты стиля, выдающие ряд точек соприкосновения с чисто славянскими памятниками. По-видимому, рукопись, связанная без достаточных оснований X. Герстингером и П. Буберлем с Гроттаферратой, была исполнена работавшим на Афоне славянским мастером для греческого монастыря в Италии, где она находилась уже в начале XIII века. 131 Архим. Владимир. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, I. Рукописи греческие, № 91. Из Лавры. 132 Bordier, 205–214; Millet. Iconographie de l'Evangile, 176; Omont, 54–56, pl. CXVI–CXVIII; R. Devreesse. Bibliothèque Nationale. Catalogue des manuscrits grecs, II. Le fonds Coislin. Paris 1945, 219–220; K. Weitzmann. Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton 1951, 11, 39, 156, fig. 40, 41, 46, 51, 57, 64, 69, 72, 80, 84, 88; Byzance et la France médiévale, n°44. Происходит с Афона. 133 Д. В. Айналов. Византийские памятники Афона. — ВВ, VI 1899, 87–95; Кондаков. Афон, 295–298; Millet. Iconographie de l'Evangile, 178; Brockhaus, 194, 230; Dölger. Athos, 186–187; K. Weitzmann. Illustrations in Roll and Codex. Princeton 1947, 146 ff., 199, fig. 135, 136; Id. Greek Mythology in Byzantine Art, 11, 23, 156, fig. 22, 38, 39, 45, 58, 66, 68, 81, 83, 87, 93, 94; Id. Aus den Bibliotheken des Athos. Hamburg 1963, 113–115. Рукопись содержит комментарий псевдо-Нонна. 134 Bordier, 214–218; Millet. Iconographie de l'Evangile, Index: Paris; Omont, 48, pl. XCVII–C; Byzance et la France médiévale, n°41. Характер инициалов и орнаментики и стиль миниатюр указывают на афонское происхождение рукописи. Ср. Paris. Coislin 239.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |