КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гипотеза. Способы обоснования гипотез
Аналогия как вид умозаключения. Сущность, структура и виды индуктивных умозаключений. ТЕМА № 5. ИНДУКЦИЯ. ТРАДУКЦИЯ. ГИПОТЕЗА ЗАНЯТИЯ 5/1. Лекция: «Индуктивные умозаключения и умозаключения Время – 2 часа
Цели занятия: 1. Усвоить сущность, особенности и виды индуктивных умозаключений, содержание и специфику методов установления причинных связей. 2. Сформировать представление об умозаключениях по аналогии. Усвоить сущность и значение гипотезы. 3. Формировать навыки использования полученных знаний
Примерные вопросы лекции: Методические рекомендации по изучению материала:
В содержании первого вопроса лекции необходимо уяснить: - соотношение и взаимосвязь дедукции с индукцией;
- виды индуктивных умозаключений и их сущностные свойства: · полная индукция и ее логическая схема; · неполная индукция (популярная и научная) и их схемы. - ошибки популярной неполной индукции, снижающие истинностную ценность заключения: · поспешное обобщение; · «после этого, значит по причине этого»; · подмена условного безусловным. - особенности (требования) научной неполной индукции, повышающие вероятность получения более достоверного вывода: · планомерный отбор исходных данных; · выявление существенных признаков предметов и явлений; · учет внутренней детерминации; · сопоставление вывода с положениями других наук в данной области. - сущность и содержание индуктивных методов, логические схемы рассуждении при их установлении: · метод (единственного) сходства; · метод (единственного) различия; · метод сопутствующих изменений; · метод остатков. - роль Ф. Бэкона, Дж. Милля в разработке индуктивных методов познания; - значение индукции в научном и обыденном познании, в профессиональной деятельности специалиста МЧС. При изучении содержания второго вопроса лекции необходимо понять и усвоить: - предназначение и сущность традукции. Аналогия (от греч. Analogia-соответствие,сходство) - одна из самых древних мыслительных операций, в основе которой лежит сравнение двух или более предметов (явлений).
- аналогия, как и индукция, дает предположительное, не точное знание, знание вероятного свойства; - отличие аналогии от индукции и дедукции (получаемое знание имеет ту же степень общности, что и исходное); - правила аналогии и схему рассуждения; - условия, повышающие степень достоверности получаемого знания: · сравниваемые предметы должны быть связаны между собой в существенных признаках; · учитываются не только существенные, но и однотипно сходные признаки; · связь признаков сходства с переносимым признаком должна быть существенной и устойчивой; · учет имеющихся различий между уподобляемыми предметами. - структура аналогии; - роль в аналогии переносимого признака; - виды аналогии и схемы, иллюстрирующие ход мысли. а) По характеру сходства уподобляемых предметов: · аналогия свойств; · аналогия отношений. б) По степени сходства предметов: · строгая (сильная, научная) аналогия; · нестрогая (простая) аналогия. - моделирование, «здравый смысл» и интуиция в умозаключениях по аналогии; - функции аналогии: · гносеологическая; · объясняющая; · доказательная; · эвристическая. - значение умения строить умозаключения по аналогии в условиях дефицита времени и фактической базы для специалиста МЧС. В содержании третьего вопроса лекции особого внимания требуют следующие положения: - формы научного знания и их роль в логике; · научный факт; · проблема; · гипотеза; · теория. -
Э1
- сущность и логическое содержание гипотезы; - отличие гипотез от других видов предположений (допущений, догадок и т.п.): опора на факты; - сущностные признаки гипотезы: · форма развития научного знания; · вероятностное теоретическое знание; · обоснованное предположение; · объясняет исследуемое явление (процесс). - значение термина «Гипотеза» в узком и широком смыслах; - логическая структура гипотезы: · основание; · форма; · предположение. - классификация гипотез:
- сущность конкурирующих гипотез; - требования к гипотезам: · логическая непротиворечивость; · принципиальная проверяемость; · эмпирическая и теоретическая обоснованность; · простота формулировки. - этапы развития гипотезы: · выдвижение (зарождение); · развитие (выведение следствий); · обоснование (проверка). - способы проверки гипотез; - гипотеза и версия в деятельности специалиста МЧС.
1. В чем сущность индуктивно полученного знания? 2. В чем отличие полной индукции от неполной? 3. Чем отличаются методы дедукции и индукции? 4. В чем сущность индуктивных методов установления причинных связей? 5. Какую роль в умозаключении по аналогии играет переносимый признак? 6. При каких условиях степень достоверности вывода по аналогии повышается? 7. Какова структура гипотезы? 8. Какие виды гипотез вы знаете? 9. Какое применение в деятельности специалиста МЧС находят индукция, аналогия и гипотеза? Литература: 1. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: Учебник для вузов, М.: ВЛАДОС, 1998. Глава IX. Часть II. С. 387 – 414. Глава X. Часть I. С. 441. Часть II. С. 463 – 464. 2. Иванов Е.А. Логика. Учебник. М.: Изд – во БЕК, 1996. Глава V. С. 212 – 225. Глава VI. С. 226 – 236. 3. Ксенофонтов В.Н. Логика. Учебное пособие. Новогорск.: АГЗ, 1998. Глава IV. С. 66 – 80. Глава VI. С. 96 – 106. 4. Бузук Г.Л. Логика: Полезные советы, методические рекомендации и дидактические тренинги. Учебное пособие. М., 1994. С. 45 – 46. 5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: «Юрист», 1998. Глава VIII – IX. С. 162 – 194.
Содержание лекции 5/1 в схемах
Схема 49. Индуктивные умозаключения и их виды
-
Схема 50. Неполная индукция и ее виды
Схема 51. Методы научной индукции
Схема 52. Аналогия. Структура, виды
Схема 53. Гипотеза. Классификация гипотез. Этапы РАЗВИТИЯ гипотезы
ЗАНЯТИЕ 5/2. Практическое занятие. «Индуктивные умозаключения Время – 2 часа
Цели занятия: 1. Контроль усвоения теоретических положений по теме. 2. Приобретение навыков решения задач и упражнений на индукцию и аналогию. Содержание занятия: I. Вопрос 1. Индукция и её виды. Методы научной индукции: - определение индукции как вида умозаключения; - соотношение дедукции и индукции, связь и различие; - требования к индуктивному обобщению; - полная индукция: сущность, схема, применение; - неполная индукция: сущность, схема, применение; - виды неполной индукции; - ошибки индуктивного обобщения; - причинно – следственная связь. Свойства причинной связи; - методы установления причинных связей (сущность, схемы рассуждений). Вопрос 2. Сущность, структура и виды аналогии: - аналогия: генезис, сущность, особенности; - виды аналогии и схемы рассуждений; - правила аналогии; - функции аналогии и её применение. Вопрос 3. Гипотеза: - понятие гипотезы (сущность); - алгоритм научного познания; - структура гипотезы; - виды гипотез; - этапы разработки гипотез; - способы доказательства гипотез; - значение гипотезы в логике.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |