КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законы тождества и достаточного основания
ТЕМА №7. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ ЗАНЯТИЕ 7/1. ЛЕКЦИЯ. «Основные формально – логические законы» Время – 2 часа
Цели занятия: 1. Формирование представлений о содержании категорий «закон», «закон логики», о сущности, содержании и особенностях применения основных законов логики. 2. Формирование знаний о требованиях правильного мышления – определённости, последовательности, непротиворечивости и обоснованности.
Примерные вопросы лекции: 2. Законы противоречия и исключённого третьего.
Рекомендации по изучению материала: В содержании первого вопроса лекции необходимо уяснить следующие положения: - определения категорий «закон» и «закон логики»; - в чём состоит объективный характер законов мышления; - характерные черты формально – логических законов и их особенности; - основные и неосновные законы абстрактного мышления; - определённость мышления – результат действия первого из основных законов логики – закона тождества; - объективное основание закона тождества; - сущность закона тождества: определённость мысли о качественно определённом предмете; - формула закона тождества: а = а; а ® а (для суждений); А = А; А ® А (для понятий); - действие закона в основных формах мышления и в доказательстве; - требования закона тождества и ошибки из-за их нарушения; - значение закона тождества; - сущность закона достаточного основания и его взаимосвязь с другими законами логики; - причинно – следственная связь в объективном мире как объективная основа закона достаточного основания; - философская проблема соотношения знания и веры в контексте закона достаточного основания; - о формуле закона достаточного основания «р есть потому, что есть q» «р истинно, потому что есть достаточное основание q»; - основания, принятые считать достаточными в логике: · истинные (ранее доказанные) суждения; · статистические данные; · законы и факты науки; · аксиомы, теоремы и т.п.; - требования закона достаточного основания; - обоснованность и доказательность мышления – результат знания и правильного применения закона достаточного основания; - роль Аристотеля и Лейбница в разработке законов логики. При изучении учебного материала второго вопроса лекции необходимо акцентировать внимание на следующем: - логическое отрицание и логическое противоречие как основа закона противоречия; - идея закона противоречия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными; - сущность (определение) и формула закона противоречия Ø (а Ù ); - объективная основа закона противоречия и закона исключенного третьего; - виды несовместимых суждений: контрарные, контрадикторные, единичные отрицающие; - условия, исключающие противоречия; - отношения между простыми суждениями в логическом квадрате и действие закона противоречия; - особенность действия закона противоречия – регулирование несовместимых суждений по истинности; - действие закона по отношению к основным формам мышления; - связь закона противоречия с другими формально – логическими законами; - особенность закона исключения третьего – исследование отношений между суждениями с точки зрения их ложности; - отличие закона исключенного третьего: действие только в контрадикторных (диагонали логического квадрата) и единичных отрицающих суждениях; - сущность закона исключённого третьего: противоречивые высказывания не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными – если одно истинно, то другое обязательно ложно (третьего не дано); - формула закона: а Ú ; - требования и значение закона исключённого третьего; - дилемма и альтернатива применительно в сфере действия закона исключённого третьего; - особенности применения закона исключённого третьего; - связь закона исключённого третьего с другими законами логики; - значение правильного применения основных формально – логических законов в деятельности специалистов МЧС.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое логический закон? 2. В чем сущность закона тождества? 3. Каковы требования закона тождества и ошибки, возникающие при их нарушении? 4. В чем сущность закона противоречия и каковы его требования? 5. Приведите примеры нарушения закона противоречия. 6. В чем специфика закона исключенного третьего? 7. В каких ситуациях закон исключенного третьего не применяется? 8. В чем сущность закона достаточного основания? 9. Каково значение соблюдения законов формальной логики для специалистов МЧС? Литература: 1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. Глава I. С. 21-32. 2. Иванов Е.А. Логика. Учебник. М.: «БЕК». 1996. Раздел 5. Глава I-III. С. 261-296. 3. Ксенофонтов В.Н. Логика. Учебное пособие. Новогорск.: АГЗ, 1998. Глава V. С. 81-95.
Содержание лекции 7/1 в схемах
Схема 57. Основные формально-логические законы и их свойства
Схема 58. Закон тождества и его требования
Схема 59. Закон противоречия и его требования
Схема 60. Закон исключенного третьего и его требования
Схема 61. Закон достаточного основания и его требования
ЗАНЯТИЕ 7/2. Практическое занятие Время - 2 часа
Цели занятия: 1. Формирование практических навыков применения законов формальной логики в устной и письменной речи. 2. Контроль усвоения пройденного материала и тренировка в решении логических задач и упражнений.
Содержание занятия: I. Вопрос 1. Закон тождества: - понятия “закон” и “закон мышления”: связь и различие; - связь диалектических законов с законами логики; - сущность (идея) закона тождества; - содержание закона и его логическая формула; - требования закона тождества и ошибки, вытекающие из их нарушения.
Вопрос 2. Закон противоречия: - сущность (идея) закона; - определение и логическая формула закона противоречия; - виды несовместимых суждений; - условия отсутствия противоречия.
Вопрос 3. Закон исключенного третьего: - связь с другими законами логики; - определение, логическая формула и сфера применения закона; - требования и значение закона. Вопрос 4. Закон достаточного основания: - объективное основание закона; - сущность и содержание закона достаточного основания; - основания для подтверждения суждений; - сфера действия и особенности применения закона.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |