Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Вопросы для подготовки к зачету




Дифференцированный зачет по логике состоит из теоретической части и практического решения логических задач. Теоретические вопросы, выносимые на зачет, охватывают весь объем изученного материала. Логические задачи, которые необходимо решить на зачете, аналогичны типовым задачам и упражнениям, рассматриваемым в ходе практических занятий. При выставлении итоговой оценки учитывается текущая успеваемость обучаемых в семестре.

1. Формальная логика как наука, ее предмет и значение.

2. Понятие: логическая структура и виды.

3. Логические отношения между понятиями.

4. Определение понятий: правила и ошибки.

5. Деление понятий: правила и ошибки.

6. Обобщение и ограничение понятий: сущность и особенности.

7. Простое суждение: сущность, структура, классификация.

8. Распределенность терминов в простых суждениях.

9. Классификация простых суждений.

10. Отношения между простыми суждениями по логическому квадрату.

11. Сложные суждения: общая характеристика и виды.

12. Умозаключение: сущность, структура и виды.

13. Непосредственные умозаключения.

14. Дедукция. Сущность и структура простого категорического

силлогизма.

15. Правила посылок и терминов простого категорического силлогизма.

16. Фигуры и модусы ПКС. Правила фигур.

17. Сложные дедуктивные умозаключения: виды и общая характеристика.

18. Индукция: сущность и виды.

19. Методы научной индукции.

20. Аналогия: сущность, структура, виды.

21. Взаимосвязь индукции, дедукции и традукции в логическом

мышлении.

22. Гипотеза, ее сущность, виды и значение.

23. Доказательство: сущность, структура, способы.

24. Доказательство: правила и возможные ошибки.

25. Опровержение: структура и способы.

26. Закон тождества: сущность, требования, ошибки.

27. Закон противоречия: сущность, применение, значение.

28. Закон исключенного третьего: сущность и значение.

29. Закон достаточного основания: требования к применению.

30. Значение знания формальной логики в деятельности специалиста

МЧС.

 

Заключение

Настоящее учебно-методическое пособие призвано быть путеводителем и консультантом в изучении интересной и увлекательной науки – логики. Авторы надеются, что те подсказки и советы, которые изложены в данной работе – подробная структуризация и схематизация содержания учебного материала – поможет тем, кто по-настоящему желает разобраться и изучить формальную логику, не упустить важных содержательных элементов курса, понять его внутреннюю структуру во взаимной связи учебных тем и отдельных занятий.

С другой стороны, предполагаемая дидактическая значимость данного пособия состоит в том, что приведены подробные образцы решения типовых упражнений и задач, наиболее часто встречающихся в процессе мышления. При этом пособие не ограничивается сокращенным алгоритмом решения упражнений, а разъясняет приемы, ход мысли и взаимосвязь смысловых блоков учебного материала.

Конечная цель учебно-методического пособия – вооружить будущих специалистов МЧС знаниями о правилах и формах непротиворечивого мышления, привить навыки их правильного использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Напутствием на этом нелегком пути может быть изречение видного русского философа Густава Густовича Шпета: «И на земле, и на водах и на небе всем правит слово. Логика, то есть наука о слове, есть величайшее могущество на земле и в небесах».


 

 

Литература:

1. Бузук Г.Л. Логика: полезные советы, методические рекомендации и дидактические тренинги. Учебное пособие. М., 1994.

2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Грядовой Д.Н. Логика. Учебное пособие в структурно-логических съемах. М.: «Щит-М», 1999ю

4. Иванов Е.А. Логика. Учебник. М.: «БЕК», 1996.

5. Кириллов В.Н., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: Гардарика, 1999.

6. Кириллов В.Н., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юрист, 1998.

7. Ксенофонтов В.Н. Логика. Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998.

8. Орлов А.К. Логика. Учебная программа для курсантов и студентов. Новогорск: АГЗ, 1999.

9. Остроухов О.В. Логические формы и законы мышления. Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1996.

10. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997.

 

 


 

Содержание

 

Введение...................................................................................................... 3

I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...................................................................................................... 4

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛОГИКИ
..................................................................................................... 5

III. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ........................... 9

ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ...................................... 9

ЗАНЯТИЕ 1/1. Лекция: «Предмет и функции формальной логики»........................................ 9

ТЕМА № 2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.......................................................... 17

ЗАНЯТИЕ 2/1. Лекция. “Общая характеристика понятия”...................................................... 17

Содержание лекции 2/1 в схемах............................................................................................. 19

ЗАНЯТИЕ 2/2. Лекция. «Логические операции с понятиями»................................................ 27

Содержание лекции 2/2 в схемах............................................................................................. 29

ЗАНЯТИЕ 2/3. Практическое занятие. «Логические операции с понятиями»..................... 35

ТЕМА № 3. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ........................................................... 39

ЗАНЯТИЕ 3/1. Лекция. «Простое суждение»............................................................................ 39

ЗАНЯТИЕ 3/2. Практическое занятие.
«Простое суждение как форма логического мышления»......................................................... 49

ЗАНЯТИЕ 3/3. Лекция. «Сложные суждения».......................................................................... 56

Содержание лекции 3/2 в схемах............................................................................................. 59

ТЕМА № 4. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ........................................................... 65

ЗАНЯТИЕ 4/1. Лекция. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения......................................................................................................................................................... 65

Содержание лекции 4/1 в схемах............................................................................................. 68

ЗАНЯТИЕ 4/2. Лекция. «Дедукция. Простой категорический силлогизм»........................... 74

Содержание лекции 4/2 в схемах............................................................................................. 76

ЗАНЯТИЕ 4/3. Практическое занятие. «Дедуктивные умозаключения»................................ 81

ЗАНЯТИЕ 4/4. Лекция. Сложные дедуктивные умозаключения............................................ 81

СодержаниЕ лекции 4/4 в схемах............................................................................................ 81

ЗАНЯТИЕ 4/5.Практическое занятие. «Умозаключение из сложных суждений»................ 81

ТЕМА № 5. ИНДУКЦИЯ. ТРАДУКЦИЯ. ГИПОТЕЗА....................................................... 81

ЗАНЯТИЯ 5/1. Лекция: «Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии». 81

Содержание лекции 5/1 в схемах............................................................................................. 81

ЗАНЯТИЕ 5/2. Практическое занятие. «Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии»......................................................................................................................................................... 81

ТЕМА № 6. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ...................................................... 81

ЗАНЯТИЕ 6/1. Лекция. «Доказательство и опровержение в логике»..................................... 81

Содержание лекции 6/1 в схемах............................................................................................. 81

ЗАНЯТИЕ 6/2. Практическое занятие.
«Логические основы доказательства и опровержения»............................................................ 81

ТЕМА №7. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ................................................................................................ 81

ЗАНЯТИЕ 7/1. ЛЕКЦИЯ. «Основные формально – логические законы».............................. 81

Содержание лекции 7/1 в схемах............................................................................................. 81

ЗАНЯТИЕ 7/2. Практическое занятие «Основные формально-логические законы»........... 81

IV. Вопросы для подготовки к зачету.................................................................................... 81

Заключение............................................................................................. 81

Литература............................................................................................... 81

 

 


[1] Гегель Г. Наука логики. М., 1972. Т.3.- с.127.

* Эта проблема изучалась в теме № 3, занятия 3/1 и 3/2 (см. предыдущую тему).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.