КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Вопросы для подготовки к зачетуДифференцированный зачет по логике состоит из теоретической части и практического решения логических задач. Теоретические вопросы, выносимые на зачет, охватывают весь объем изученного материала. Логические задачи, которые необходимо решить на зачете, аналогичны типовым задачам и упражнениям, рассматриваемым в ходе практических занятий. При выставлении итоговой оценки учитывается текущая успеваемость обучаемых в семестре. 1. Формальная логика как наука, ее предмет и значение. 2. Понятие: логическая структура и виды. 3. Логические отношения между понятиями. 4. Определение понятий: правила и ошибки. 5. Деление понятий: правила и ошибки. 6. Обобщение и ограничение понятий: сущность и особенности. 7. Простое суждение: сущность, структура, классификация. 8. Распределенность терминов в простых суждениях. 9. Классификация простых суждений. 10. Отношения между простыми суждениями по логическому квадрату. 11. Сложные суждения: общая характеристика и виды. 12. Умозаключение: сущность, структура и виды. 13. Непосредственные умозаключения. 14. Дедукция. Сущность и структура простого категорического силлогизма. 15. Правила посылок и терминов простого категорического силлогизма. 16. Фигуры и модусы ПКС. Правила фигур. 17. Сложные дедуктивные умозаключения: виды и общая характеристика. 18. Индукция: сущность и виды. 19. Методы научной индукции. 20. Аналогия: сущность, структура, виды. 21. Взаимосвязь индукции, дедукции и традукции в логическом мышлении. 22. Гипотеза, ее сущность, виды и значение. 23. Доказательство: сущность, структура, способы. 24. Доказательство: правила и возможные ошибки. 25. Опровержение: структура и способы. 26. Закон тождества: сущность, требования, ошибки. 27. Закон противоречия: сущность, применение, значение. 28. Закон исключенного третьего: сущность и значение. 29. Закон достаточного основания: требования к применению. 30. Значение знания формальной логики в деятельности специалиста МЧС.
Заключение Настоящее учебно-методическое пособие призвано быть путеводителем и консультантом в изучении интересной и увлекательной науки – логики. Авторы надеются, что те подсказки и советы, которые изложены в данной работе – подробная структуризация и схематизация содержания учебного материала – поможет тем, кто по-настоящему желает разобраться и изучить формальную логику, не упустить важных содержательных элементов курса, понять его внутреннюю структуру во взаимной связи учебных тем и отдельных занятий. С другой стороны, предполагаемая дидактическая значимость данного пособия состоит в том, что приведены подробные образцы решения типовых упражнений и задач, наиболее часто встречающихся в процессе мышления. При этом пособие не ограничивается сокращенным алгоритмом решения упражнений, а разъясняет приемы, ход мысли и взаимосвязь смысловых блоков учебного материала. Конечная цель учебно-методического пособия – вооружить будущих специалистов МЧС знаниями о правилах и формах непротиворечивого мышления, привить навыки их правильного использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Напутствием на этом нелегком пути может быть изречение видного русского философа Густава Густовича Шпета: «И на земле, и на водах и на небе всем правит слово. Логика, то есть наука о слове, есть величайшее могущество на земле и в небесах».
Литература: 1. Бузук Г.Л. Логика: полезные советы, методические рекомендации и дидактические тренинги. Учебное пособие. М., 1994. 2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. 3. Грядовой Д.Н. Логика. Учебное пособие в структурно-логических съемах. М.: «Щит-М», 1999ю 4. Иванов Е.А. Логика. Учебник. М.: «БЕК», 1996. 5. Кириллов В.Н., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: Гардарика, 1999. 6. Кириллов В.Н., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юрист, 1998. 7. Ксенофонтов В.Н. Логика. Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998. 8. Орлов А.К. Логика. Учебная программа для курсантов и студентов. Новогорск: АГЗ, 1999. 9. Остроухов О.В. Логические формы и законы мышления. Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1996. 10. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997.
Содержание
Введение...................................................................................................... 3 I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...................................................................................................... 4 II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ III. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ........................... 9 ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ...................................... 9 ЗАНЯТИЕ 1/1. Лекция: «Предмет и функции формальной логики»........................................ 9 ТЕМА № 2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.......................................................... 17 ЗАНЯТИЕ 2/1. Лекция. “Общая характеристика понятия”...................................................... 17 Содержание лекции 2/1 в схемах............................................................................................. 19 ЗАНЯТИЕ 2/2. Лекция. «Логические операции с понятиями»................................................ 27 Содержание лекции 2/2 в схемах............................................................................................. 29 ЗАНЯТИЕ 2/3. Практическое занятие. «Логические операции с понятиями»..................... 35 ТЕМА № 3. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ........................................................... 39 ЗАНЯТИЕ 3/1. Лекция. «Простое суждение»............................................................................ 39 ЗАНЯТИЕ 3/2. Практическое занятие. ЗАНЯТИЕ 3/3. Лекция. «Сложные суждения».......................................................................... 56 Содержание лекции 3/2 в схемах............................................................................................. 59 ТЕМА № 4. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ........................................................... 65 ЗАНЯТИЕ 4/1. Лекция. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения......................................................................................................................................................... 65 Содержание лекции 4/1 в схемах............................................................................................. 68 ЗАНЯТИЕ 4/2. Лекция. «Дедукция. Простой категорический силлогизм»........................... 74 Содержание лекции 4/2 в схемах............................................................................................. 76 ЗАНЯТИЕ 4/3. Практическое занятие. «Дедуктивные умозаключения»................................ 81 ЗАНЯТИЕ 4/4. Лекция. Сложные дедуктивные умозаключения............................................ 81 СодержаниЕ лекции 4/4 в схемах............................................................................................ 81 ЗАНЯТИЕ 4/5.Практическое занятие. «Умозаключение из сложных суждений»................ 81 ТЕМА № 5. ИНДУКЦИЯ. ТРАДУКЦИЯ. ГИПОТЕЗА....................................................... 81 ЗАНЯТИЯ 5/1. Лекция: «Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии». 81 Содержание лекции 5/1 в схемах............................................................................................. 81 ЗАНЯТИЕ 5/2. Практическое занятие. «Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии»......................................................................................................................................................... 81 ТЕМА № 6. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ...................................................... 81 ЗАНЯТИЕ 6/1. Лекция. «Доказательство и опровержение в логике»..................................... 81 Содержание лекции 6/1 в схемах............................................................................................. 81 ЗАНЯТИЕ 6/2. Практическое занятие. ТЕМА №7. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ................................................................................................ 81 ЗАНЯТИЕ 7/1. ЛЕКЦИЯ. «Основные формально – логические законы».............................. 81 Содержание лекции 7/1 в схемах............................................................................................. 81 ЗАНЯТИЕ 7/2. Практическое занятие «Основные формально-логические законы»........... 81 IV. Вопросы для подготовки к зачету.................................................................................... 81 Заключение............................................................................................. 81 Литература............................................................................................... 81
[1] Гегель Г. Наука логики. М., 1972. Т.3.- с.127. * Эта проблема изучалась в теме № 3, занятия 3/1 и 3/2 (см. предыдущую тему).
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |