КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мир древних цивилизаций
Что представляет собой загадочный и неповторимый мир древних цивилизаций? Почему понимание этого мира сложно для современного человека? Как в древности происходил обмен достижениями цивилизации? Особенности древних ^ цивилизаций ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ В чем выражается цивилизационное многообразие мира? Какие типы цивилизаций выделяют историки и социологи разных направлений?
Как и почему возникло деление мира на Восток и Запад? Какие черты присущи восточному обществу? Что оказало влияние на их формирование? Под влиянием каких факторов складывался менталитет человека западного мира? В чем суть дискуссии по вопросу о перспективах ци- вилизационного развития? ЗАДАНИЯ Некоторые исследователи сравнивают сохраняющиеся различия между Востоком и Западом с асимметрией головного мозга человека, в котором правое полушарие отвечает за художественное вйдение мира, интуицию, а левое — за логику, анализ. Нормальную деятельность мозга обеспечивают в единстве оба полушария. Так же и человеческое общество может полноценно развиваться только при сохранении своеобразия Востока и Запада. Уместно ли приведенное сравнение? Разделяете ли вы сделанный на его основе вывод? Рассмотрим пример: Надомный работник при оплате 10 марок за изделие изготавливает 10 таких изделий за день, зарабатывая, таким образом, ежедневно 100 марок. После удвоения оплаты за единицу продукции он стал делать 5 изделий, оставив свой заработок прежним. Другой работник, находясь первоначально в таких же условиях, после повышения оплаты за единицу продукции в 2 раза стал производить 15 изделий в день, доведя, таким образом, свой ежедневный доход до 300 марок. Поведение какого работника характерно для ментальности традиционного общества, а какого — индустриального общества? Поясните свой выбор.
Индийский писатель Р. Тагор высказал такую мысль: Восток изменит всю картину западной цивилизации, «вдыхая в нее жизнь там, где она механистична, заменяя холодный расчет человеческим чувством и стремясь не столько к мощи и успеху, сколько к гармоничному и живому развитию, к истине и красоте». Согласны ли вы с такой оценкой роли Востока в мировом развитии? Обоснуйте свой вывод. ГОВОРЯТ МУДРЫЕ <<Цивилизация — это власть над миром, культура— любовь к миру». А. КЭМПИНЬСКИЙ (1919—1972), польский публицист. «Умирая, культура превращается в цивилизацию». О. ШПЕНГЛЕР (1880—1936), немецкий философ. ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Взаимодействие человека с природой; общество как сложная динамическая система; локальная цивилизация. Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей. Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечет своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Одни цивилизации прошли перед нами в курсе древней истории: «Дар Нила» — цивилизация Древнего Египта; Месопотамия — одна из древнейших в мире цивилизаций; загадочный Древний Китай; цивилизация Древней Индии, названной еще в древности «страной мудрецов»; древнегреческая цивилизация, чьи достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация эллинизма, в которой как бы встретились Запад и Восток, породив высочайшие проявления культуры; Древний Рим с его особой системой ценностей.
О других цивилизациях вы узнавали, изучая историю нашей страны. Это цивилизации Средней Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место занимала цивилизация скифов, которая не имела собственной письменности, а память о ней сохранилась в литературных памятниках других народов, в археологических находках. Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации Африки и Южной Аравии, традиции которых сохранялись много веков и повлияли на развитие Египта; цивилизации Древнего Ирана, Древнего Афганистана, Малой Азии, которая была естественным мостом в передаче культурных достижений между Европой и Азией; древние цивилизации Юго- Восточной Азии — региона неповторимой культуры, сравнительно поздно открытой европейскими учеными и относительно мало изученной; древнеяпонская цивилизация, и сейчас поражающая своей загадочностью, доказывающая, что ее культурные ценности обладают достаточной устойчивостью во времени и в пространстве; цивилизации Нового Света, где представлены почти все стадии развития человечества. В коротком очерке невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Наша задача — взглянуть на тот путь, который человечество прошло от древних цивилизаций до современной эпохи. ОТЛИЧИЕ ДРЕВНОСТИ ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже называли первобытное общество «доисторическим». Сейчас, когда исследование периода, предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого определения пришлось отказаться. Тем не менее возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим.
Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т. п. Но овладение металлами, накопление знаний и передача их с помощью письменности меняли формы этой зависимости. Невозможно представить себе Древний Египет или Междуречье без ирригации, Древнюю Грецию без мореплавания и морской торговли. Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрная революция». И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя. Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации. Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Человек был полностью погружен в деятельность, он не оценивал свои поступки, ощущения.
Его мышление было «нерасчлененным», он еще не мог определить существо происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению. Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации. От человека требовалось уже не простое повторение принятых образцов поведения, а размышление, анализ собственных действий и состояний. Однако первоначально аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам. Люди, управлявшие сложным царским или храмовым хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и подготовкой будущих ученых, не могли ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу, традиции. Требовались новые знания, нетрадиционные способы действий. Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность. Дошедшие до наших дней письменные памятники древности приоткрывают завесу времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций. Чтение и понимание древних письменных источников со всей остротой ставят задачу воссоздания целостной картины древних цивилизаций. «ОЧЕВИДНОЕ — НЕВЕРОЯТНОЕ» При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций одной из наиболее сложных проблем для современной науки остается проблема их правильного понимания. Мир древности во многом и до сих пор загадочен и неясен. Его простота оказывается призрачной, а глубокое проникновение в прошлое ставит вопросов больше, чем может дать ответов. Чаще всего при воспоминании о древности мы обращаемся к Древней Греции. Многие стороны ее жизни знакомы нам из уроков истории. Кто не помнит о знаменитой Саламинской битве, кому не знакомо имя Фемистокла? Но, вспоминая об этих событиях, мы не задумываемся над тем, что именно накануне Саламинского сражения Фемистокл распорядился принести в жертву богам трех знатных персидских юношей. И никому это не казалось чудовищным или неуместным. Сама идея акта заклания состояла в том, что человек становился жертвой подобно жертвенному животному. Кстати, раз уж зашла речь о жертвенных животных, разве задумываемся мы над тем, что древние античные храмы, включая прекрасный Парфенон, во время жертвоприношений напоминали общественные бойни? Как вынесли бы мы сегодня запах крови, горелого мяса и жира, которыми наполнялись античные святилища в самые торжественные для людей дни? А психология рабства? Разве она не порождала сплошь и рядом поразительные, с нашей точки зрения, явления? В лучшую пору демократических Афин раба, который ни в чем не обвинялся и даже не подозревался, но просто привлекался к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке допрашивали под пыткой. Примечателен не сам этот факт — истории известны и более жестокие нравы, а отношение к нему общества, наиболее просвещенного и свободного в античном мире. Древние цивилизации исключали чужака и презирали неполноправного, причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, осознание ею возможности выбора и ответственности. Эти принципы утвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В дальнейшем именно мировые религии сыграли роль одного из факторов цивилизационной интеграции. До тех пор, пока нравственность не отделилась от священных родовых табу (запретов), а личное моральное сознание отождествлялось с общественным мнением родового коллектива, самостоятельный выбор образа жизни и мыслей был невозможен. Лишь с разрушением автоматизма традиций рода проблема самостоятельного выбора жизненной позиции каждым человеком приобрела свою актуальность. Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи, способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и ритуалами, ас истиной. Отсюда такое богатство красочных и необычных деталей в биографиях борцов за свои идеи, подобных философу Диогену, отказавшемуся от домашнего уюта и поселившемуся в глиняном сосуде пифосе, или великому мудрецу Сократу, принявшему по приговору суда яд (цикуту), но не отказавшемуся от того, что он считал истиной. В лоне древних цивилизаций возник идеал верности истине, поиска и распространения ее, невзирая на страх перед насилием, готовность в крайних ситуациях подтвердить свою верность истине мученичеством или даже смертью. Этот идеал блестяще выразил Аристотель в своем знаменитом изречении: «Платон мне друг, но истина дороже». А легенда о греческом философе Зеноне Элейском гласит, что на допросе в присутствии узурпировавшего власть тирана Неарха он откусил себе язык и выплюнул его в лицо врага. Конечно, многое в мире древних цивилизаций трудно уяснить современному человеку. Многие положения и истины, высказанные в письменных источниках, становятся очевидными лишь в контексте истории, и тем не менее загадки древности помогают лучше понимать нашу сегодняшнюю жизнь. ЕДИНСТВО МИРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Новейшие данные науки показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии. Греки и римляне добирались до Индии, реже — до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте. Наличие этих контактов подтверждают не только археологические данные, но и результаты экспедиций Тура Хейердала на судах, скопированных с судов древних египтян (экспедиция «Ра») и жителей Междуречья (экспедиция «Ти- грис»). Исключительно важную роль в углублении связей Запада и Востока сыграли походы Александра Македонского, образование огромной державы, затем эллинистических государств и Римской империи. В этих державах складывалась самобытная культура, соединившая элементы различных культур в органическое целое. Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства — двух важнейших элементов хозяйственной системы Древнего мира. Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители народов с высоко развитой культурой, но и неисчислимое множество безвестных тружеников. Многие выдающиеся творцы древней культуры были рабами. Произведения раба из Фригии баснописца Эзопа были широко известны в Греции, они оказали большое влияние на творчество представителей гораздо более поздних эпох — М. Лютера, Ж. Лафонтена, Г. Лес- синга, И. А. Крылова. К римскому рабу Теренцию восходят истоки европейской драмы. И этот ряд имен может быть продолжен. Древние цивилизации — неугасшие миры, свет от которых идет к нам. Их достижения являются частью современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности — взаимопониманию и взаимообогащению народов, взаимному уважению и осознанию себя наследниками общего богатства древних цивилизаций. Основные понятия Первобытность. Древность. Древние цивилизации. Термины Ритуал. Табу.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |