Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир древних цивилизаций




Что представляет собой загадочный и неповто­римый мир древних цивилизаций? Почему пони­мание этого мира сложно для современного че­ловека? Как в древности происходил обмен достижениями цивилизации?

Особенности древних ^ цивилизаций

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

В чем выражается цивилизационное многообразие ми­ра?

 

Какие типы цивилизаций выделяют историки и социо­логи разных направлений?

З

Как и почему возникло деление мира на Восток и За­пад?

 

Какие черты присущи восточному обществу? Что ока­зало влияние на их формирование?

 

Под влиянием каких факторов складывался ментали­тет человека западного мира?

 

В чем суть дискуссии по вопросу о перспективах ци- вилизационного развития?

ЗАДАНИЯ

 

Некоторые исследователи сравнивают сохраняющиеся различия между Востоком и Западом с асимметрией головного мозга человека, в котором правое полушарие отвечает за художественное вйдение мира, интуицию, а левое — за логику, анализ. Нормальную деятельность моз­га обеспечивают в единстве оба полушария. Так же и че­ловеческое общество может полноценно развиваться толь­ко при сохранении своеобразия Востока и Запада. Уместно ли приведенное сравнение? Разделяете ли вы сде­ланный на его основе вывод?

 

Рассмотрим пример: Надомный работник при оплате 10 марок за изделие изготавливает 10 таких изделий за день, зарабатывая, та­ким образом, ежедневно 100 марок. После удвоения оп­латы за единицу продукции он стал делать 5 изделий, ос­тавив свой заработок прежним.

Другой работник, находясь первоначально в таких же ус­ловиях, после повышения оплаты за единицу продукции в 2 раза стал производить 15 изделий в день, доведя, та­ким образом, свой ежедневный доход до 300 марок. Поведение какого работника характерно для ментальности традиционного общества, а какого — индустриального об­щества? Поясните свой выбор.

 

Индийский писатель Р. Тагор высказал такую мысль: Восток изменит всю картину западной цивилизации, «вдыхая в нее жизнь там, где она механистична, заменяя холодный расчет человеческим чувством и стремясь не столько к мощи и успеху, сколько к гармоничному и жи­вому развитию, к истине и красоте». Согласны ли вы с такой оценкой роли Востока в мировом развитии? Обоснуйте свой вывод.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

<<Цивилизация — это власть над миром, культура—

любовь к миру».

А. КЭМПИНЬСКИЙ (1919—1972), польский

публицист.

«Умирая, культура превращается в цивилизацию».

О. ШПЕНГЛЕР (1880—1936), немецкий философ.


ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Взаимодействие человека с природой; общество как сложная динамическая система; локальная циви­лизация.

Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой ха­рактер, только ей присущие черты. Удаленность древних циви­лизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точ­ности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и са­мые обыденные дела некогда живших людей. Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечет своей загадочностью и необъяснимым обаянием.

Одни цивилизации прошли перед нами в курсе древней ис­тории: «Дар Нила» — цивилизация Древнего Египта; Месопота­мия — одна из древнейших в мире цивилизаций; загадочный Древний Китай; цивилизация Древней Индии, названной еще в древности «страной мудрецов»; древнегреческая цивилизация, чьи достижения легли в основу европейской культуры; цивили­зация эллинизма, в которой как бы встретились Запад и Вос­ток, породив высочайшие проявления культуры; Древний Рим с его особой системой ценностей.

О других цивилизациях вы узнавали, изучая историю на­шей страны. Это цивилизации Средней Азии, сохранявшие куль­турное своеобразие и в греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые отличались необычайной ус­тойчивостью культурных традиций. Особое место занимала ци­вилизация скифов, которая не имела собственной письменнос­ти, а память о ней сохранилась в литературных памятниках других народов, в археологических находках.

Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации Африки и Южной Аравии, традиции которых со­хранялись много веков и повлияли на развитие Египта; циви­лизации Древнего Ирана, Древнего Афганистана, Малой Азии, которая была естественным мостом в передаче культурных до­стижений между Европой и Азией; древние цивилизации Юго- Восточной Азии — региона неповторимой культуры, сравнитель­но поздно открытой европейскими учеными и относительно мало изученной; древнеяпонская цивилизация, и сейчас поражающая своей загадочностью, доказывающая, что ее культурные ценно­сти обладают достаточной устойчивостью во времени и в прост­ранстве; цивилизации Нового Света, где представлены почти все стадии развития человечества.

В коротком очерке невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Наша задача — взглянуть на тот путь, который человечество прошло от древних цивилизаций до современной эпохи.

ОТЛИЧИЕ ДРЕВНОСТИ ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ

Древние цивилизации при всей их несхожести между со­бой представляют все же некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не случайно еще сравнитель­но недавно некоторые ученые даже называли первобытное об­щество «доисторическим». Сейчас, когда исследование периода, предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данны­ми, от этого определения пришлось отказаться.

Тем не менее возникновение и развитие городов, письмен­ности, усложнение социальных отношений наполнили истори­ческое время качественно новым, гораздо более богатым содер­жанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от при­роды, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ори­ентированные на природные циклы. Так, в религиозных веро­ваниях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия об­щества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлени­ем полнее использовать ее богатства для удовлетворения потреб­ностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства про­изводящим.

Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях навод­нениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т. п. Но ов­ладение металлами, накопление знаний и передача их с помо­щью письменности меняли формы этой зависимости. Невозмож­но представить себе Древний Египет или Междуречье без ирригации, Древнюю Грецию без мореплавания и морской торговли. Однако главным, что знаменовало переход от перво­бытности к древним цивилизациям, было начало организован­ной производственной деятельности человека. Этот скачок в раз­витии общества получил название «аграрная революция». И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с из­менением характера взаимодействия людей в обществе, с рож­дением нового типа общественных отношений, вызванных рос­том городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением соци­альной структуры, становлением государственности, с появле­нием новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи инфор­мации.

Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпо­хи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи ин­формации, жизненного и производственного опыта: обучение не­обходимым хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в про­цессе непосредственной практики. Человек был полностью погружен в деятельность, он не оценивал свои поступки, ощу­щения.

Его мышление было «нерасчлененным», он еще не мог оп­ределить существо происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представ­ления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к по­колению.

Овладение новыми видами деятельности способствовало раз­витию иного типа сознания и появлению более современных ка­налов передачи информации. От человека требовалось уже не простое повторение принятых образцов поведения, а размышле­ние, анализ собственных действий и состояний. Однако перво­начально аналитический тип мышления был присущ лишь ча­сти древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам. Люди, управлявшие сложным царским или храмовым хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накопле­нием полезных сведений, совершенствованием системы письма и подготовкой будущих ученых, не могли ограничиться автома­тическим воспроизведением действий по образцу, традиции. Тре­бовались новые знания, нетрадиционные способы действий.

Новые возможности хранения и передачи информации да­ла письменность. Дошедшие до наших дней письменные памят­ники древности приоткрывают завесу времени и позволяют про­никнуть в мир древних цивилизаций.

Чтение и понимание древних письменных источников со всей остротой ставят задачу воссоздания целостной картины древ­них цивилизаций.

«ОЧЕВИДНОЕ — НЕВЕРОЯТНОЕ»

При всей кажущейся простоте достижений древних циви­лизаций одной из наиболее сложных проблем для современной науки остается проблема их правильного понимания. Мир древ­ности во многом и до сих пор загадочен и неясен. Его просто­та оказывается призрачной, а глубокое проникновение в про­шлое ставит вопросов больше, чем может дать ответов.

Чаще всего при воспоминании о древности мы обращаем­ся к Древней Греции. Многие стороны ее жизни знакомы нам из уроков истории. Кто не помнит о знаменитой Саламинской битве, кому не знакомо имя Фемистокла? Но, вспоминая об этих событиях, мы не задумываемся над тем, что именно накануне Саламинского сражения Фемистокл распорядился принести в жертву богам трех знатных персидских юношей. И никому это не казалось чудовищным или неуместным. Сама идея акта за­клания состояла в том, что человек становился жертвой подоб­но жертвенному животному. Кстати, раз уж зашла речь о жерт­венных животных, разве задумываемся мы над тем, что древние античные храмы, включая прекрасный Парфенон, во время жерт­воприношений напоминали общественные бойни?

Как вынесли бы мы сегодня запах крови, горелого мяса и жира, которыми наполнялись античные святилища в самые тор­жественные для людей дни?

А психология рабства? Разве она не порождала сплошь и рядом поразительные, с нашей точки зрения, явления? В луч­шую пору демократических Афин раба, который ни в чем не обвинялся и даже не подозревался, но просто привлекался к до­знанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке допраши­вали под пыткой. Примечателен не сам этот факт — истории известны и более жестокие нравы, а отношение к нему общест­ва, наиболее просвещенного и свободного в античном мире.

Древние цивилизации исключали чужака и презирали не­полноправного, причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же время имен­но в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всече­ловеческого единства и нравственного совершенствования лич­ности, осознание ею возможности выбора и ответственности. Эти принципы утвердились вместе с появлением и развитием миро­вых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную ве­ру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В дальней­шем именно мировые религии сыграли роль одного из факто­ров цивилизационной интеграции.

До тех пор, пока нравственность не отделилась от священ­ных родовых табу (запретов), а личное моральное сознание отождествлялось с общественным мнением родового коллекти­ва, самостоятельный выбор образа жизни и мыслей был невоз­можен. Лишь с разрушением автоматизма традиций рода про­блема самостоятельного выбора жизненной позиции каждым человеком приобрела свою актуальность.

Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи, способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и ритуалами, ас истиной. От­сюда такое богатство красочных и необычных деталей в биогра­фиях борцов за свои идеи, подобных философу Диогену, отка­завшемуся от домашнего уюта и поселившемуся в глиняном сосуде пифосе, или великому мудрецу Сократу, принявшему по приговору суда яд (цикуту), но не отказавшемуся от того, что он считал истиной.

В лоне древних цивилизаций возник идеал верности исти­не, поиска и распространения ее, невзирая на страх перед на­силием, готовность в крайних ситуациях подтвердить свою вер­ность истине мученичеством или даже смертью. Этот идеал блестяще выразил Аристотель в своем знаменитом изречении: «Платон мне друг, но истина дороже». А легенда о греческом философе Зеноне Элейском гласит, что на допросе в присутст­вии узурпировавшего власть тирана Неарха он откусил себе язык и выплюнул его в лицо врага.

Конечно, многое в мире древних цивилизаций трудно уяс­нить современному человеку. Многие положения и истины, вы­сказанные в письменных источниках, становятся очевидными лишь в контексте истории, и тем не менее загадки древности помогают лучше понимать нашу сегодняшнюю жизнь.

ЕДИНСТВО МИРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Новейшие данные науки показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло вза­имное обогащение культур. Несмотря на географическую уда­ленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии. Греки и римляне добирались до Индии, реже — до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте. Наличие этих контактов подтверждают не толь­ко археологические данные, но и результаты экспедиций Ту­ра Хейердала на судах, скопированных с судов древних егип­тян (экспедиция «Ра») и жителей Междуречья (экспедиция «Ти- грис»).

Исключительно важную роль в углублении связей Запада и Востока сыграли походы Александра Македонского, образова­ние огромной державы, затем эллинистических государств и Римской империи. В этих державах складывалась самобытная культура, соединившая элементы различных культур в органи­ческое целое.

Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без дру­га, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводст­ва — двух важнейших элементов хозяйственной системы Древ­него мира.

Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители народов с высоко развитой культурой, но и неис­числимое множество безвестных тружеников. Многие выдающи­еся творцы древней культуры были рабами. Произведения раба из Фригии баснописца Эзопа были широко известны в Греции, они оказали большое влияние на творчество представителей го­раздо более поздних эпох — М. Лютера, Ж. Лафонтена, Г. Лес- синга, И. А. Крылова. К римскому рабу Теренцию восходят истоки европейской драмы. И этот ряд имен может быть про­должен.

Древние цивилизации — неугасшие миры, свет от которых идет к нам. Их достижения являются частью современной куль­туры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического на­слаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошло­го призваны служить благородным целям современности — взаимопониманию и взаимообогащению народов, взаимному ува­жению и осознанию себя наследниками общего богатства древ­них цивилизаций.


Основные понятия

Первобытность. Древность. Древние цивилизации.

Термины

 

Ритуал. Табу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.