КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества.
Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества? В чем состоят трудности современного понимания древних цивилизаций? Какие связи существовали между древними цивилизациями? Какое значение имела письменность и подготовка чиновника в древности? Знаниями из каких областей человеческой деятельности он должен был обладать непременно? Ответьте на вопросы, привлекая следующие данные: Древнеегипетский писец Хори задавал своему коллеге вопросы, желая уличить того в невежестве: «Каков рацион войска на марше? Сколько нужно кирпичей для постройки платформы заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить на пьедестал колоссальную статую? Как организовать военную экспедицию?» В жизнеописании одного из египетских чиновников по имени Уна говорится о том, что сначала он был стражником и судьей, затем занимался поиском камней (для царских памятников) в далекой стране, строил корабли, очищал каналы, а когда разразилась война, стал начальником штаба. Какие выводы о развитии хозяйства и торговли можно сделать из сопоставления следующих фактов? В Вавилонии во II тысячелетии до н. э. зерно в расчетах играло такую же роль, как серебро. Зерном выплачивалось вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, платили им за наем повозок, волов, ослов. Римское название денег «пекуниа» происходит от «пе- кус» — скот. До IV в. до н. э. мерилом стоимости товара служил скот (быки и бараны). Например, 10 баранов стоили столько же, сколько 1 бык. ЗАДАНИЯ Необычайной популярностью среди греков пользовались высказывания «семи мудрецов» — известных всей Греции мыслителей и государственных деятелей, отличавшихся практическим жизненным опытом и глубоким государственным умом. Свои мысли мудрецы выражали в форме афоризмов. Какие выводы о почитавшихся в Древней Греции добродетелях можно сделать на основе анализа изречений, собранных в книге Диогена Лаэртского примерно в 220 г.? «Не богатей дурными средствами» (Фалес). «Чем поддержал ты своих родителей, Такой поддержки жди и от детей» (Фалес). «Заводи друзей не спеша, а заведши, не бросай» {Солон). «Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься» (Хилон из Спарты). «Что лучше всего? Хорошо делать, что делаешь» (Питтак). «Только больная душа может быть глуха к чужой беде» (Биант). На стене одного из домов в Помпеях — городе, засыпанном пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г., обнаружены записи расходов семьи из трех человек. Записи охватывают 8 дней. В них повторяются одни и те же товары: хлеб, лук, оливковое масло, сыр, вино... Обычно траты семьи в эти дни были невелики. В перечень вписаны траты на содержание рабов. Покупка хлеба для рабов обходилась в 2—4 раза дешевле. Сделайте все возможные выводы из приведенных данных.
Американский археолог К. Клакхолм предложил такие признаки первых цивилизаций: монументальная архитектура, города и письменность. Согласны ли вы с мнением ученого? Какие конкретные факты вы можете привести для доказательства своего мнения? Можно ли ограничиться перечисленными признаками? Почему вы так думаете? ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь». Э. АБУ (828—885), французский писатель. § 4 Древние цивилизации Европы Что такое древнегреческий полис — город, государство или община? Была ли экономика в Древней Греции рыночной? Какие ценности жители Древней Эллады принесли на завоеванные земли? За что мы ценим древнеримское право? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Соотношение цивилизационного и формационного подходов к изучению прошлого, ценности Запада. Не умаляя значения иных древних цивилизаций, мы все- таки должны признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим. Их история, богатая событиями и довольно подробно описанная и изученная, во многом известна и вам. Однако вряд ли будет лишним еще один взгляд на нее с точки зрения движения человечества к современной цивилизации. Чем обогатили эти древние цивилизации человечество? Почему память о них сохраняется в веках, а интерес к ним не уменьшается с течением времени? ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В Греции в VIII—VI вв. до н. э. развились социально-экономические и политические явления, придавшие античному обществу определенную специфику по сравнению с другими цивилизациями: классическое рабство, система денежного обращения и рынок, полис — основная форма политической организации, идея суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и основные принципы морали, эстетические идеалы, оказавшие воздействие на весь античный мир. Наконец, в тот период зародились важнейшие элементы античной культуры — наука и философия, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт. Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием хозяйства, имел разнообразные последствия для общества. Рост производительности труда благодаря использованию железных орудий в сельском хозяйстве и ремесле привел к увеличению избыточного (сверх необходимого для производителя) продукта труда. Из сельского хозяйства высвобождалось все большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление ремесла от сельского хозяйства повлекло за собой регулярный обмен между ними, иными словами — появление рынка не как места, куда со всей Греции свозились товары, а как регулярных торговых связей между областями и районами страны. Развитие торговли требовало такого продукта, который мог бы играть роль всеобщего эквивалента, легко обмениваться на другие продукты труда. Таким эквивалентом стали деньги. Первоначально функцию денег выполнял скот, позднее — монеты из металла, которые можно было обменивать на другие продукты по определенному счету. Несмотря на то что в архаический период Греция не представляла собой единого государства, регулярные торговые связи между отдельными полисами приводили к постепенному формированию этнического самосознания: греки начинали осознавать себя единым народом — эллинами, отличным от других — неэллинов. Одним из проявлений самосознания эллинов были проводившиеся с 776 г. до н. э. знаменитые Олимпийские игры, на которые допускались только эллины. Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того периода было соединение чувства коллективизма и состязательного начала. Существование отдельного человека вне рамок общины, полиса было невозможно, поэтому высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестно павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей»,— писал спартанский поэт Тиртей. А принцип состязательности воплощался в стремлении как можно лучше послужить полису. К VIII—VI вв. до н. э. относится появление совершенной архитектуры, главным образом общественной. Все силы общества были обращены на монументальные культовые сооружения, прежде всего храмы покровителей общины. Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи полиса с определенным божеством-покровителем. Общегреческое значение имели лишь святилища в Дельфах и Олимпии. Обычай приношения даров в храмы способствовал тому, что последние сосредоточивали лучшие произведения искусства, а их территория служила чем-то вроде музея. Величайшим достижением греческой культуры той эпохи явилось создание алфавитного письма. Преобразуя финикийскую слоговую систему письменности, греки создали свой алфавит. Для того чтобы овладеть письмом и счетом, не нужны были годы упорного труда. Произошла демократизация системы обучения, позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых. Особое значение для всей европейской культуры имело возникновение философии — принципиально нового подхода к познанию мира и человека, коренным образом отличавшегося от мифологии. Постановка проблем, опора на человеческий разум как средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в мире в нем самом, а не вне его существенно отличали философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений. Можно согласиться с мнением ученых, связывающих возникновение философии с общественным опытом гражданина раннего полиса. Мир полиса, отношения в нем — вот та модель, которая лежала в основе представлений греческих философов о большом мире — космосе. В зародившейся философии складывались противоположные подходы к решению важнейших вопросов устройства мира. Так, мыслители натурфилософского направления (лат. natura — природа) искали первооснову мира в самой природе, а не в божестве или идее. Они стремились раскрыть взаимосвязь явлений и показать развитие мира. Их философия была стихийно-материалистической и диалектической. Другое направление философии представляли пифагорейцы, последователи известного математика Пифагора. Основой основ пифагорейцы считали математику. Они полагали, что количество, форма определяют сущность всего. Постепенно они стали отождествлять вещи с числами, лишив вещественный мир материального содержания. Превращенное в абсолют число, по мнению пифагорейцев, и составляет сущность мира. Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической Греции (от рубежа VI—V вв. до н. э. до 338 г. до н. э.). В этих творениях духа проявлялась своеобразная черта античной Греции — формирование этнического самосознания эллинов. РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Это был период великого расцвета полисной организации общества, оказавшей влияние на все стороны его жизни. Полис представлял собой гражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличавших эту общину от родовой, семейной, территориальной и т. п. В ее основе лежала античная форма собственности, которая была одновременно государственной (совместной) и частной. Владельцем основного средства производства (земли) мог стать лишь тот, кто был полноправным членом гражданской общины. Верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться и распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан. Взаимосвязь и взаимообусловленность права собственности на землю и гражданских прав способствовали признанию всех граждан равноправными. В полисах действовали различные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности. Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом была идея автаркии (самообеспеченности). Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов, рассматривались как экономическая основа свободы. Излишки продуктов составляли предмет продажи и обменивались через рынок. Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились также признание превосходства земледельческого труда над иными видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта, где Ценностью считалась и война); стремление сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни полиса, приоритет традиций. Желание накопительства осуждалось как антиценность. В тот период началось распространение рабства классического типа. Например, в Афинах раб не только не имел собственности на средства производства, но и представлял собой «говорящее орудие», принадлежавшее его хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы в Греции — это, как правило, захваченные во время военных походов или пиратских набегов военнопленные, которые поступали на невольничьи рынки и становились «живым товаром». Полис, сформировавшийся в специфических природных условиях Эллады при своеобразии ее социально-экономического и политического развития, был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Переднего Востока, резко отличавшимся от существовавших там форм организации общества. Он оказал влияние на эллинистические цивилизации и Рим. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЛИНИЗМА Начало цивилизации эллинизма положил Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли. В результате в Средиземноморье, Передней Азии и прилегавших к ним районах постепенно сложились новая материальная и духовная культура, формы политической организации и социальных отношений народов. Влияние цивилизации эллинизма распространилось необычайно широко — на Западную и Восточную Европу, Переднюю и Центральную Азию, Северную Африку. Новые формы жизни общества явились своеобразным синтезом местных, главным образом восточных, и греческих элементов, которые играли большую или меньшую роль в зависимости от конкретно-исторических условий. Наиболее характерными чертами экономического развития в этом обширном регионе были рост торговли и производство продуктов труда, предназначенных для обмена. Несмотря на частые военные столкновения, устанавливались регулярные морские связи, прокладывались торговые пути, возникали новые крупные центры ремесла, производство которых и было в значительной мере рассчитано на рынок. С развитием торговли значительно расширилось денежное обращение, чему способствовала унификация монетного дела, начавшаяся при Александре Македонском, при котором широко распространилось производство золотых монет. Пришедшие в восточные регионы эллины нашли там незнакомую им, но объективно необходимую форму власти — деспотию. Потребность древневосточных государств в неограниченной власти деспота диктовалась его важнейшей функцией — организатора общественных работ, связанных прежде всего с ирригацией. Поэтому в конце IV — начале III в. до н. э. на вновь завоеванных землях возникла специфическая форма социально- политической организации — эллинистическая монархия, соединившая в себе элементы восточной деспотии — монархическую форму власти с постоянной армией и центральной администрацией и элементы полисного устройства. Последние были представлены городами с приписанной к ним сельской местностью, сохранившими органы внутреннего самоуправления, но в значительной мере подчиненными царю. От монарха зависели размеры приписанных к полису земель. В большинстве случаев царские чиновники контролировали деятельность полисных органов самоуправления. Утрата полисами внешнеполитической самостоятельности компенсировалась безопасностью их существования, большей социальной устойчивостью и обеспечением прочных экономических связей с другими частями государства. Царская власть приобрела в городском населении важную опору и получила необходимые источники пополнения армии и чиновничества. Изменились в эллинистическом государстве и отношения собственности. На территории полиса земельные отношения оставались прежними, но если землю с находившимися на ней местными деревнями приписывали к городам, то ее население не становилось гражданами полиса. Продолжая владеть своими участками, оно уплачивало подати городу или частным лицам, получившим от царя эти земли. На территории, не приписанной к городам, вся земля считалась царской. Существовало сочетание деспотической и античной форм собственности. Наряду с классическим рабством сохранились и более примитивные его формы — долговое рабство, самопродажа и др. Роль рабского труда в эллинистических городах была не меньшей, чем в греческих полисах, но в сельском хозяйстве труд рабов не мог вытеснить труд местного свободного населения. Культура эллинистической цивилизации представляет собой сочетание местных устойчивых традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами — греками и негрека- ми- Однако это была целостная культура: при всех местных различиях ей были свойственны некоторые общие черты, обусловленные влиянием греческой культуры, а также сходными тенденциями социально-экономического и политического развития. Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогатив его новыми открытиями в области научных знаний и в изобретательстве. Достаточно назвать имена Евклида и Архимеда. В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство, свободное от пороков и конфликтов. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами, как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший научным центром. Эти и другие достижения культуры были унаследованы Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры. ЦЕННОСТИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Среди ученых нет единства в определении места древнеримской цивилизации в историческом процессе. Одни утверждают, что Рим не имел самостоятельного значения как цивилизация и представлял собой кризис античности. Другие полагают, что Рим — особая цивилизация с собственной системой ценностей, сложившихся в римской гражданской общине. Каковы же эти ценности? Какое значение имеют они для понимания пройденного человечеством пути? Систему ценностей древних римлян определял патриотизм, представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни. Общее дело значило больше личного. Для того чтобы соответствовать этим ценностям, гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, власти закона и обычаям предков в мирное время, вести умеренный образ жизни. Распространение рабства, достигшего именно в Риме наивысшего развития, привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Последний считал для себя зазорным, если его подозревали в «рабских пороках» (ложь, лесть) или «рабских занятиях», включавших в отличие от Греции не только ремесло, но и сочинение пьес, работу скульптора и живописца, игру на сцене. Делами, достойными римлянина, особенно выходца из знатного аристократического рода, признавались только политика, война, законотворчество. Наиболее развитыми элементами римской культуры были право и красноречие. Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. В нем была разработана система правовых норм, регулировавших имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, установлены правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы наследования имущества. Римские юристы делили право на частное, относившееся к «пользе отдельных лиц», и публичное, касавшееся «состояния Римского государства». Именно в Риме появилась доктрина, согласно которой воля императора — закон для всех граждан. В императорскую эпоху большое значение получила законодательная деятельность императоров: они издавали эдикты, декреты, рескрипты и мандаты, объединявшиеся общим названием «конституция». Искусство красноречия развивалось в античных цивилизациях в непосредственной связи с особенностями политической жизни. Владение ораторским искусством было важнейшим и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноречие достигло своего апогея в трудах Цицерона (106—43 гг. до н. э.), от которого до нас дошло более 50 полностью сохранившихся речей, а также сочинения по теории риторики (искусства красноречия). В сочинениях Цицерона выдвигался идеал всесторонне образованного философа-оратора и государственного деятеля. Именно Цицерону принадлежит мысль о том, что любой области деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл жизни. Римские ценности менялись на протяжении бурной истории этой цивилизации. Кризис, охвативший ее в конце существования, не мог не затронуть и систему ценностей: все дальше отступало римское общество от тех принципов, которыми так гордились жители Вечного города. Изменился и состав жителей Рима: в их числе все больше оказывалось «варваров». Коррупция, злоупотребления, политические интриги, безудержная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские войны, карьеризм с опорой на семейные связи, произвол, доносы, беспредельное раболепство и лицемерие стали обычными нормами жизни римлян в эпоху, предшествовавшую падению Рима под натиском варварских племен. Однако это не умоляет значения самих ценностей, на верности которым римляне воспитывали юношество. Завершая разговор о древних цивилизациях и их значении Для современности, вспомним слова Цицерона: «Не знать, что случилось до твоего рождения,— значит всегда оставаться ребенком». Основные понятия Полис. Рынок. Монархия. Римское право. Эллинизм. Термины Автаркия. Натурфилософия.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |