КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. Каковы важнейшие достижения культуры архаической Греции.
Каковы важнейшие достижения культуры архаической Греции? 2 В чем специфика полисной организации общества? 3 Охарактеризуйте полисную систему ценностей. 4 Раскройте значение цивилизации эллинизма. Какие ценности древнеримской цивилизации, с вашей точки зрения, наиболее значимы и почему? ЗАДАНИЯ Оцените аргументы, содержащиеся в высказывании Аристотеля: «Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие — одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной собственностью... Если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам... если бы ткацкие челноки сами ткали... господам не нужны были бы рабы. ...Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни... одни люди по своей природе свободные, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Сопоставьте следующие фрагменты источников, характеризующих демократию как форму политического устройства. Сделайте необходимые выводы. «...Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами, скорее, служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве... По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех, что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни им пользуются предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле: равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-нибудь услугу государству» (Фукидид). «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию» (Платон). Какие выводы можно сделать из анализа надписей на домах в Помпеях, заменявших ежедневную прессу о политической жизни в этом городе (не позднее 79 г. н. э.)? «Сделайте Пансу эдилом1, прошу вас. Он достоин этого». «Все золотых дел мастера призывают избрать эдилом Гая Куспия Пансу». Проанализируйте фрагмент из книги Цицерона «Об обязанностях» и сделайте все возможные выводы из него. «...Первая задача справедливости — в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием, затем в том, чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной — как своей. Ведь частной собственности не бывает от при- Эдйл — городской магистрат; в его обязанности входили надзор за строительством, состоянием улиц, храмов и рынков, раздача хлеба, проведение общественных игр и охрана государственной казны (здесь: служащий магистрата). роды. Она возникает либо на основании давнейшей оккупации, например, если люди некогда пришли на свободные земли, либо в силу победы, например, если землей завладели посредством войны, либо на основании закона, соглашения, условия, жребия... Ввиду этого,— так как частная собственность каждого из нас образуется из того, что от природы было общим,— пусть каждый владеет тем, что ему досталось; если кто- нибудь другой посягнет на что-нибудь из этого, он нарушит права человеческого общества». При раскопках в Греции в Платеях обнаружен следующий документ, относящийся к 301 г. до н. э. Масштабы цен на рынках:
Какие выводы можно сделать на основе анализа этого документа? Как соотносились между собой цены на разные продукты? ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «В отношении древности можно сказать то же, что и в отношении предков: народы гордятся первой, отдельные лица — последними». К. KOJITOH (1780—1832), английский мыслитель и проповедник. «В старой Греции денежной мерой Слиток золота был — талант». ОЛЖАС СУЛЕЙМЕНОВ, казахский современный поэт. «Рим, даже будучи разрушенным, учит». ЮБЕР РОБЕР (1733—1808), французский живописец. § 5 Древние мыслители о мире и человеке Верили ли древние греки в существование кентавров? О чем рассказывают древнеиндийские Веды? Кого древние китайцы считали «благородным мужем»? Хотели бы мы жить в идеальном государстве Платона? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Особенности мифологического сознания, ценности Запада и Востока. Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как оно появилось? Почему возникли группы, занимающие разное социальное положение? В каком направлении меняется общественная жизнь? Надо ли содействовать этим переменам? В разные исторические эпохи люди давали неодинаковые ответы на эти и подобные им вопросы. На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология (от греч. mythos — предание, сказание). МИФЫ ДРЕВНОСТИ Мифы существовали у всех народов и охватывали широ- кии круг тем: происхождение мира, рождение и смерть человека, возникновение ремесел, появление обособленных социальных групп и др. Так, происхождение мира в мифах часто связывается либо с его творением каким-либо высшим существом, либо с развитием из некоего исходного состояния, где первоначала мироздания еще смешанны, неопределенны. В древнекитайских мифах присутствовали оба таких сюжета. В одном из мифов прародительницей мира считается Нюй-ва — получеловек-полузмея: она создала людей и все вещи. В другом сказании образом исходного состояния мира выступает яйцо, в нем земля и небо еще слиты воедино. Действующими лицами мифов, как вы знаете из курса истории, являются боги, герои, люди, а также фантастические существа (часто это полулюди-полуживотные, как уже упомянутая Нюй-ва в древнекитайской мифологии или кентавр — получеловек-полуконь в древнегреческой мифологии). Включение в повествование таких существ побуждало людей более поздних эпох считать, что миф — это разновидность некоей волшебной сказки. Но для людей ранней стадии общественного развития миф был вполне реален и правдив, в подлинности описанных в нем событий никто не сомневался. Людям тех далеких времен было свойственно особое сознание, которое исследователи в дальнейшем назвали мифологическим, потому что именно в мифах его черты проявились особенно полно. Например, само появление смешанных типов (полулюдей-полуживотных) свидетельствует о том, что человек еще не отделил себя полностью от природного мира. Об этом же говорит и очеловечивание неживой природы. Так, месяц (луна) в австралийских мифах представляется мужчиной одного из влиятельных племен, солнце же — это девушка, поднявшаяся по дереву на небо. Миф всегда рассказывает о чем-то конкретном, но это часто приобретает значение символа. К примеру, известный вам из курса истории древнеегипетский миф об Осирисе — умирающем и воскресающем боге — символизирует циклы природы. Уже имеющиеся в обществе блага (использование огня, ремесло, землепашество) объясняются действиями какого-либо героя (вспомните, кто из героев древнегреческих мифов подарил людям огонь, кто обучил их ремеслам). Таким образом, в мифологии выражалась насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы бытия искали религия и философия. Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе стали цивилизациями, где появились религи- озно-философские картины мира, оказавшие влияние на мировоззрение многих поколений людей. ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ВЕДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА Первым источником философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература («веда» — знание) — обширный набор текстов, которые составлялись в течение девяти столетий (1500—600 гг. до н. э.). Почему рассвет прогоняет тьму, день сменяется ночью, рождается и умирает человек? Потому что действует универсальный космический порядок, которому подчинено все. Так считали древние мыслители. В одном из ведических гимнов говорится от том, что вначале было «нечто одно», нерасчлененное, аморфное, обладавшее единственным свойством — дыханием. «Кроме этого, ничего другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою...» Начало творению положило жертвоприношение. Как свидетельствуют Веды, космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ. Итак, «у всего сущего и у всех богов одно начало — жертвоприношение». Действительно, Солнце дарит свое тепло и свет, чтобы могли жить все существа на Земле, мать жертвует силы и здоровье для воспитания своих детей, дождь отдает свою влагу полям, а человек свои знания — людям. Многообразный мир Вселенной заполнен людьми и духами. Они населяют не только Землю, но и многочисленные космические миры, Солнце, звезды. Люди со своим сложным общественным устройством, животные, растения, реки и ручьи, снег и ветер — все имеет живую бессмертную душу, поэтому можно умолять гору, просить прощения у дерева, приказывать облакам. Таким образом, для древних индийцев зависимость и взаимосвязанность жизни Человека, Земли и Космоса были очевидны. МИР ЛЮДЕЙ Какое же место отводится людям в многообразном мире сущего? Первые, высшие ступени сущего занимает мир богов — пространство, где процветает райская жизнь. За ним следует мир людей, социальная структура которого отражает космическую иерархию. Выше всех стоят брахманы — мудрецы, толкователи Вед. Их положение символизирует белый цвет благости и святости. За ними идут кшатрии — воины, правители. Их Цвет красный — цвет власти и страстей. Третью ступень занимают вайшья — класс земледельцев и скотоводов. Желтый цвет их варны олицетворяют умеренность и трудолюбие. На низшей ступени социальной лестницы стоят судры — слуги с черным цветом варны, означающим невежество. За миром богов и людей располагаются демоны, духи, обитатели многочисленных адов. Все они не имеют никакого выбора и полностью зависят от условий жизни, в которые попали. Таким образом, человек занимает среднее, но не центральное положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и опуститься до адской жизни. Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния — Карме. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело избирает душа? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы дает закон Кармы. Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в будущей жизни родиться членом низшей касты или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни. Можно ли изменить неблагоприятную Карму или освободиться от нее? Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить кармический долг прежних существований. Самый надежный путь к этому — путь аскета-отшельника. «Пересекая поток существования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости». В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н. э., раскрывается тот путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности — пяти буддийских заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Одним из способов освобождения души является йога (соединение, связь). Для овладения комплексом практических методов в системе йоги требуются выдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка. Цели основных этапов этой тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация (созерцание), освобождение души от телесной оболочки. Таким образом, смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности или поразить воображение людей, а в том, чтобы достичь такого состояния, которое помогает освобождению души от пут Кармы. Столь обостренное внимание к психическим и нравственным возможностям человека во многом определяет сегодняшний интерес к древнеиндийской восточной традиции. МУДРЕЦЫ ДАОСКОЙ ШКОЛЫ По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: Инь (темное начало, пассивное ожидание) и Ян (нечто активное, освещающее путь познания). Такое положение определяет и срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека, Сына Неба, небесная благодать нисходит на землю и распространяется повсюду. Человек не царь вселенной, не покоритель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). Человек тысячами нитей связан с природой, а также с сообществом людей, он как бы растворяется в этом едином целом. Данные положения развивали сторонники даосизма («учения о пути») — одного из важнейших направлений древнекитайской философии. Ее центральным понятием является дао — путь. Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Главное — следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его». Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), напоминающих йогу. КОНФУЦИАНСТВО Наряду с философскими воззрениями, проповедовавшими созерцательную пассивность человека, растворенного в некоей всеобщности, в Древнем Китае появились учения, в центре которых была личность не для себя, но для общества. Это прежде всего относится к философской школе Конфуция (551—479 гг. до н. э.) и его последователей. Уже в молодости он стал преподавателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с которыми и сохранились его мысли. В конфуцианстве возник идеал «благородного мужа», который «разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. В своей повседневной жизни им следует руководствоваться определенными правилами: помогать другим достичь того, к чему стремишься сам, не делать другим того, чего не желаешь себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли), нормам, включающим этикет. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями»,— говорил Конфуций. Отождествляя общество с государством, Конфуций уделил большое внимание и вопросам «правильного» государственного устройства. Таким, по его мнению, может считаться государство, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Само государство — это одна большая семья, где государь — и «Сын Неба», и «отец и мать народа». Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами. Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как личности, отделенной от Космоса. Высшей ценностью считался не индивид, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Человек должен подчиняться установленному порядку. В то же время господство всеобщности не исключало зарождения новых принципов отношений между людьми: гуманизма, добра, милосердия. ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ Яркую и содержательную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке, об общественных формах его бытия вписала философия античности. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур — их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. В трудах античных философов образный стиль мышления соседствует со стремлением использовать строгие понятия и логические умозаключения, космологические сюжеты постепенно уступают место человеческим проблемам. Рассмотрим более обстоятельно взгляды Платона и Ари^ тотеля на общественное устройство. Платон (427—347 гг. до н. э.) пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде. Такое совместное поселение называется государством. Оно обеспечивает защиту населения и своих территорий от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны. Как сделать это общество справедливым? Платон нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи: защиты людей, обеспечения их материальными благами, создания условий для их творческой деятельности и духовного развития. Платон подразделил людей на три группы: к первой относятся те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их он называл мудрецами. Они должны быть правителями в идеальном государстве. Тех же, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга, Платон относил ко второй группе — воинам и «стражам», которые призваны заботиться о безопасности государства. И наконец, есть люди, призванные заниматься физическим трудом,— это крестьяне и ремесленники. Они производят необходимые материальные блага. В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства. Здесь еще слиты понятия общества и государства. Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) стал величайшим ученым древности. Он считался основоположником многих наук, в том числе и наук об обществе. Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил над всем. Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния. К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопления имущества гражданами, удержание в повиновении рабов. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, они рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других. В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился. Основные понятия Мифологическое сознание. Закон воздаяния. Карма. Даосизм. Конфуцианство. Термины Мифология. Ведическая литература. Дао.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |