Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика науки




В науке, как и в любой области человеческой жизнедея­тельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприем­лемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы можно разделить на три группы.

К первой относятся общечеловеческие требования и запре­ты, такие, как «не укради», «не лги», приспособленные, разу­меется, к особенностям научной деятельности. Скажем, в науке как нечто подобное краже расценивается плагиат, когда чело­век выдает научные идеи, результаты, полученные другим, за свои. Особенно это актуально в наше время, когда приходится даже создавать специальные законодательные акты, защищаю­щие права автора. Этим занимается специальная отрасль граж­данского права — авторское право.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые слу­жат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и анти­патиями, ни с какими бы то ни было иными не научными соображениями. История науки с благодарностью чтит имена людей, которые не отреклись от своих научных убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти. Вспомните трагическую судьбу выдающегося советского учено­го Н. И. Вавилова, умершего от голода и болезней в саратов­ской тюрьме. Именно ему принадлежат слова: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

К третьей группе относятся нравственные правила, кото­рые касаются взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему сво­боды научного поиска и социальной ответственности ученого. Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. На протяжении веков, со времени зарож­дения научного познания, вера в силу разума сопровождалась сомнениями: как будут использованы его творения? Является ли знание силой, служащей человеку, и не обернется ли оно против него?

Сегодня, когда столь остро встали проблемы неоднозначнос­ти, а порой и опасности социальных последствий научных иссле­дований, эти вопросы особенно актуальны. Обратимся к примеру.

Среди областей научного знания специфическое место за­нимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обуслов­ленными эволюцией человека. Именно поэтому, к примеру, суд в ФРГ запретил концерну «Хехст» достраивать установку по производству инсулина с помощью генно-инженерной техноло­гии, хотя концерн уже вложил в нее 600 млн долларов. Фор­мулировка суда была следующей: «Генная инженерия представ­ляет собой новое качество в технологии, связанное с риском для человеческого существования, который не может быть адекват­но оценен в настоящее время».

Подобные опасения заставили в 1975 г. ведущих ученых мира добровольно заключить мораторий на целый ряд исследо­ваний в данной области.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей зна­ния потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответствен­ности в деятельности ученых.

На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы сво­бодного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственно­сти. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.