КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалог культур
Как уже отмечалось, массовая и элитарная культуры взаимодействуют друг с другом. Поговорим подробнее о диалоге разных культур и о том, что является результатом этого диалога. Для примера рассмотрим развитие национальных культур и их взаимодействие. Источники национальных различий культур следует искать в исторических условиях их формирования. Эти различия имеют глубокие корни, отражающие особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Культурные различия — один из источников многообразия исторического процесса, придающих ему красочность и многомерность. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость определяют необходимость особенно бережного отношения к ней. Вместе с тем уже в античной цивилизации шел процесс взаимодействия культур. По мере того как история становилась всемирной, возникали предпосылки для взаимообогащения культур как в рамках отдельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования, огромная подвижность населения, мировое разделение труда — эти и другие факторы способствуют дальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, усилению и углублению взаимопроникновения культур, но в то же время порождают и разнообразные проблемы. Интернационализация культуры часто встречает сопротивление, особенно там, где она насаждается насильственно. В некоторых развитых и недавно освободившихся от колониальной зависимости странах стремление к обособлению национальной культуры является своеобразной формой протеста против неоколониализма или засилья западной массовой культуры. Уже сегодня массовый экспорт западной культуры, в особенности американской, распространение английского языка в качестве универсального вызвали в ряде стран ответную реакцию населения: звучат призывы ограничить использование иностранных слов в публичных выступлениях, печатных материалах, наружной рекламе. Не случайно, например, современное поколение молодых японцев с особым вниманием начало относиться к национальной одежде, еде и культуре. А в Уэльсе, где практически все уже давно говорят на английском, в 70-е годы родилось широкое движение за возрождение уэльского (кимрского) языка, который практически исчез. В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности и родной язык постепенно забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог равных и разных. Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов. Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь. проблемы современной отечественной культуры Проблемы современной отечественной культуры часто сводят к ее плохому финансированию со стороны государства, упадку Уровня жизни большей части населения и разлагающему влиянию «бездуховной» культуры Запада. Несмотря на то что, по крайней мере, две первые проблемы действительно существуют, Это крайне упрощенное объяснение. История человечества показывает, что уровень культуры отнюдь не всегда пропорционален уровню финансирования и обеспеченности населения. Что же касается «экспансии Запада», то она возможна благодаря тому, что по каким-то причинам востребована в России. Суть того, что происходит в сфере современной культуры, можно понять, только рассматривая эту проблему в более широком контексте. Дело в том, что современная отечественная культура — это культура переходного периода. Преобразования, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, настолько фундаментальны, что, по существу, представляют собой радикальное изменение образа жизни, системы ценностей и стиля сознания. Характеристиками подобных периодов в истории культур являются динамичность развития, с одной стороны, и значительная нестабильность — с другой. Переходя к конкретным вопросам отечественной культуры, необходимо отметить крайнюю ее мозаичность. Конечно, субкультуры существовали в России и в советское время, однако в условиях безраздельного господства коммунистической идеологии, регламентировавшей все основные сферы социального бытия, они, в зависимости от их характера, контролировались и вписывались в единую социалистическую культуру или подавлялись. На рубеже 80—90-х годов сдерживающий фактор, а также «железный занавес», отделявший Россию от Запада, исчезают и начинается стремительный процесс образования различных культурных общностей со своими традициями, картиной мира и т. п. Количество их видов и вариантов весьма велико: от возрождения и обособления национальных культур до субкультур новых социальных групп (например, так называемых «новых русских»), от ставших традиционными хиппи до таких экзотических явлений, как сторонники возрождения язычества и поклонники романов английского филолога Дж. Р. Толкиена. Процесс культурного многоголосия вообще-то нормален, естествен и плодотворен, ведь культура страны создается в результате диалога, и, чем больше в нем участников, тем более она будет интересна. Однако в ситуации нашего отечества такое положение вещей вызывает и определенную тревогу. Чувство национальной идеи, лежащей в основе великих культур и объединяющей субкультуры, в настоящее время сильно ослаблено, а представления о ней размыты. И таким образом вышеупомянутое разноголосие может оказать негативное воздействие на российскую культуру. Заметна также разница культурной ситуации столиц и провинции. Нравится нам это или нет, но современная культу- pa — культура информационного общества, и уровень овладения ею зависит от степени доступа к информационным потокам, транслируемым СМИ, Интернетом, массой книжной продукции и т. д. В этой области мы достигли значительных успехов, но, как правило, преимущественно в столицах, жители которых обладают большей возможностью выбора. Уровень же культурной информации, достигающий провинции, существенно сократился по большинству показателей, причем не только по объему, но и по качеству. Другая группа проблем связана с определенным отставанием отечественной культуры в области технологического оснащения. Новая технология не только качественное и количественное улучшение результата того или иного труда, она коренным образом меняет сам характер человеческой деятельности во всех сферах, что, в свою очередь, является одним из факторов, формирующих новый образ жизни. Применительно к культуре можно вспомнить, что переход в живописи к тюбикам с красками (раньше они были в открытых чашках) радикально изменил ее характер, а вместе с ним существенно изменились жизненные ощущения европейцев XIX в., что можно видеть на примере импрессионистов. В настоящее время едва ли не самой значительной из этих технологий является Интернет. О его роли в современном обществе не прекращают спорить: одни видят в нем величайшее достижение, другие — величайшую опасность (облегчает подчинение и усреднение человеческого сознания, неограниченные возможности для преступности и шпионажа и т. д.). И те и другие по-своему правы, но необходимо помнить, что такие споры велись едва ли не по поводу каждого крупного нововведения (например, кинематографа в начале XX в.). Ученые и политики утверждают, что в XXI в. «богатство, труд, культура, знание, деньги, торговля — все будет циркулировать через кибернетические сети». Границы информационных полей станут тщательно охраняемыми. А сами эти поля станут гораздо более эффективным средством в борьбе за власть над миром, нежели оружие. Необходимо также учесть, что при всевозрастающем потоке информации (объем научных публикаций в одном только 1985 г. превысил их объем, появившийся в Европе со времен эпохи Возрождения) знакомство с ней одними традиционными методами (через книги, например) все более затруднительно, так же как и этими методами почти невозможен столь необходимый постоянный диалог творческих людей разных стран. И эту возможность предоставляет Интернет. Само развитие искусства неразрывно связано с компьютерными технологиями. Кино, телевидение, дизайн активно используют компьютерную графику и вообще возможности, предоставляемые виртуальной реальностью. Однако, если сравнить распространение у нас сети Интернета, картина весьма неутешительно напомнит сеть железных дорог в России перед Первой мировой войной, которых было катастрофически мало в сравнении с Западной Европой. Не меньшую проблему представляют и потребители культурной продукции (в том числе и мы с вами). Сам образ жизни в современном индустриальном обществе (усугубляемый в России частыми экономическими и политическими неурядицами) формирует особый тип человека. Во-первых, высшей ценностью значительная часть наших современников (что показывают опросы) считает материальное благополучие. И за последнее десятилетие очень много людей оставили гуманитарную сферу деятельности, поскольку она не приносила соответствующих доходов. Во-вторых, множество людей вовлечено в чрезвычайно интенсивную, сопровождающуюся большой концентрацией усилий и вместе с тем однообразную трудовую деятельность с узкой специализацией в сфере производства и услуг. Подобный ритм жизни вкупе с сократившимся свободным временем весьма ограничивает умственные горизонты и возможность доступа к серьезной культурной информации, поскольку культурная продукция воспринимается только в качестве варианта отдыха и расслабления. Более того, человек постепенно лишается способности серьзно анализировать какую-либо информацию, передоверяя это СМИ, что чрезвычайно облегчает манипулирование его сознанием. В-третьих, перед взором потребителя открывается огромное количество областей культуры, вариантов культурной продукции и постоянно появляются все новые. «Хорошим тоном» считается стремление приобщиться к максимально большему их количеству (конечно, в меру материальных и интеллектуальных возможностей), что создает иллюзию познания жизни во всей ее полноте. Наличие подобного широкого выбора, конечно, расширяет кругозор и делает человека более требовательным. Но вместе с тем невозможность «объять необъятное» заставляет его скользить по верхам, а вкусы делает все более подвижными и неустойчивыми. Во всех сферах деятельности человек окружается все большим количеством сложных вещей (машины, компьютеры, факсы, домашняя техника и т. д.). Причем в силу современного образа жизни он взаимодействует с ними гораздо чаще и больше, чем с людьми. И подобно тому как ребенок, живя в волчьей стае, становится «волком», мы, находясь в окружении вещей, становимся все более функциональными и рациональными, теряя при этом часть человеческого. Эти, далеко не единственные, проблемы сознания современного человека объясняют все учащающиеся призывы интеллектуальной элиты общества к гуманизации современной культуры. Особой проблемой являются сильные культурные влияния извне, происходящие на фоне серьезных изменений и даже полного исчезновения многих традиционных областей отечественной культуры. Особенно ощутимо проникновение в Россию американской культуры (что, как мы уже говорили, происходит и во всем остальном мире). И дело здесь не в том, духовна она или бездуховна, просто она иная. Многие европейские страны принимают законы, затрудняющие проникновение американской культуры и защищающие культуру национальную. Особенно этим прославилась Франция, где еще в 1982 г. министром культуры была составлена программа борьбы с тем, что он назвал «американским культурным империализмом». Видимо, это весьма актуально и для нас. Дело не в том, чтобы диалог разных культур прекратился, но в том, чтобы он способствовал взаимообогащению, а не разрушению одной культуры другой. Мы рассказали далеко не обо всех проблемах, связанных с развитием нашей культуры за последнее десятилетие, но они дают представление о характере испытываемых ею трудностей. Преодоление этих трудностей во многом будет зависеть от того, насколько серьезно общество и государство озаботятся планированием и проведением продуманной культурной политики. Культурная политика заключается не в подчинении национальной культуры государству, но в ее поддержке, причем отнюдь не только финансовой, но и интеллектуальной. Среди этих мер — разработка новых образовательных программ, способствующих гуманизации образования, где оптимально сочетались бы общегуманитарные и национальные ценности, закон об охране языка (принятый, кстати говоря, во Франции), программы, способствующие сохранению и изучению традиционных видов искусств, и т. п. Государство должна беспокоить проблема сохранения национальной картины мира (национального мировоззрения), объединяющей массу индивидуальностей в нацию и множество субкультур в национальную культуру. Перефразируя известные слова Наполеона, можно сказать, Что те, кто не хотят заботиться о своей культуре, будут заботиться о чужой.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |