КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культуры в культуре
Вы уже знаете, что культура удивительно разнообразна не только по содержанию, но и по своим формам, разновидностям. Во второй половине XX в. особое внимание было уделено проблемам массовой и элитарной культур. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали ее распространению. В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15—20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов ее потребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерческий кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и т. д. Учитывая потребности молодежи в самоутверждении, ее стремление к лидерству, в кино и литературе появился соответствующий герой — некий супермен типа знаменитых Джеймса Бонда, Рембо, Индианы Джонса, наделенный такими качествами, как смелость, решительность, воля, ловкость, своеобразно понятым чувством справедливости и т. д. Они всегда одерживают победу. Такими героями изобилует сегодня и наш кинематограф. Зачинателями массовой культуры были бизнесмены Голливуда (США). Они разработали целую систему производства подобных фильмов, которые сегодня заполонили экраны кинотеатров мира. Не случайно сейчас все чаще говорят о художественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии и Латинской Америке. Подобной коммерциализации подверглись также книгопечатание, пресса, живопись, музыка, фотография. Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Вслед за австрийским психологом 3. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении массовой культуры действует механизм внушения и заражения. Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается коллективным настроением и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит фильм в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, популярных писателей, чему в большой мере способствует создаваемая вокруг них реклама. У американского писателя Эла Моргана есть роман «Великий человек». Перед его героем, скромным репортером, внезапно открывается блестящая перспектива приобрести популярность. В автомобильной катастрофе погибает известный актер Герб Фуллер, и репортеру предлагают сделать специальную передачу о нем. Он встречается с людьми, близко знавшими киноактера, кумира многих американцев. Но... после каждой встречи выявляется все более чудовищное несоответствие между мифическим и действительным Фуллером. Великий человек на деле оказался ничтожным пьяницей, развратником, циником, эгоистом и невежей. «Мы создали Фуллера из рваных тряпок»,— откровенно сказал могущественный президент телесети. Не так ли создаются и сегодня имиджи многих звезд российской эстрады, бизнесменов и политиков? Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х годах термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие популярная культура, или поп-культура. Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность». Массовой культуре, или поп-культуре, часто противопоставляют элитарную, сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Бёлля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять. Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарных произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда (как случилось, например, с фильмами Ф. Копполы и Б. Бертолуччи, с картинами С. Дали и М. Шемякина) приносят их создателям не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярными. Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку творцам элитарного искусства. Некоторые исследователи считают, что границы между «высокой» (элитарной) и «низкой» (массовой) культурами весьма подвижны и во многом условны. Есть и такие, кто пытается поставить популярную культуру, отвечающую эстетическим запросам и вкусам подавляющего большинства, выше элитарной. А как считаете вы? Весьма специфической областью культуры конца XX в. является культура народная. Она разворачивается в пространстве между классической фольклорной традицией, из которой вырастает, и вышеупомянутой массовой культурой. Этим, собственно, и определяется ее многоликость. Диапазон жанров здесь необычайно велик: от героического эпоса, заговоров и обрядовых танцев, хранители и исполнители которых еще остались в сельских местностях, до злободневного анекдота и песенной традиции, порожденной теми или иными политическими событиями (например, баллады об афганской войне). Особой формой этой культуры является детский, и в частности школьный, фольклор. Отношения народной культуры с массовой противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народному творчеству определенный образ мышления и выражения. В то же время сама эта культура подпитывается от народной. Например, эстрадные исполнители часто используют элементы фольклорной музыки. А обращение к различным традиционным сюжетам, скажем к легендам о короле Артуре, в современных фильмах ведет к их популяризации и побуждает некоторых зрителей обратиться к первоисточникам. В последние десятилетия заговорили о появлении экранной культуры, что связано с компьютерной революцией. Экранная культура складывается на основе синтеза компьютера и видеотехники. Видеотелефоны, электронные банки, Интернет позволяют вызвать на экране компьютеров практически любую необходимую информацию, превратить домашний компьютер в мощное средство общения. Прямые контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная страница несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью. Многие сегодня считают, что именно экранной культуре принадлежит будущее. Мы познакомились с некоторыми областями культуры современного общества. Как вы думаете, почему были выбраны именно эти культуры?
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |