Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культуры в культуре




Вы уже знаете, что культура удивительно разнообразна не только по содержанию, но и по своим формам, разновидностям. Во второй половине XX в. особое внимание было уделено пробле­мам массовой и элитарной культур.

Массовая культура сформировалась одновременно с об­ществом массового производства и потребления. Радио, телеви­дение, современные средства связи, а затем видео- и компью­терная техника способствовали ее распространению. В совре­менной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, рели­гии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитыва­ют вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя му­зыки.

Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой ча­стью массовой культуры является реклама. Некоторые изда­тельства, кинокомпании тратят до 15—20% прибыли на рекла­мирование своей продукции и на изучение вкусов ее потребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерче­ский кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мело­драм, боевиков, секс-фильмов и т. д. Учитывая потребности мо­лодежи в самоутверждении, ее стремление к лидерству, в кино и литературе появился соответствующий герой — некий супер­мен типа знаменитых Джеймса Бонда, Рембо, Индианы Джон­са, наделенный такими качествами, как смелость, решитель­ность, воля, ловкость, своеобразно понятым чувством спра­ведливости и т. д. Они всегда одерживают победу. Такими ге­роями изобилует сегодня и наш кинематограф.

Зачинателями массовой культуры были бизнесмены Голли­вуда (США). Они разработали целую систему производства по­добных фильмов, которые сегодня заполонили экраны кинотеат­ров мира. Не случайно сейчас все чаще говорят о художественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии и Ла­тинской Америке. Подобной коммерциализации подверглись так­же книгопечатание, пресса, живопись, музыка, фотография.

Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Вслед за австрийским психологом 3. Фрейдом боль­шинство исследователей считают, что при потреблении массо­вой культуры действует механизм внушения и заражения. Че­ловек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается коллективным настрое­нием и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит фильм в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих теле­программ, модных модельеров, популярных писателей, чему в большой мере способствует создаваемая вокруг них реклама.

У американского писателя Эла Моргана есть роман «Вели­кий человек». Перед его героем, скромным репортером, внезап­но открывается блестящая перспектива приобрести популяр­ность. В автомобильной катастрофе погибает известный актер Герб Фуллер, и репортеру предлагают сделать специальную пе­редачу о нем. Он встречается с людьми, близко знавшими ки­ноактера, кумира многих американцев. Но... после каждой встре­чи выявляется все более чудовищное несоответствие между мифическим и действительным Фуллером. Великий человек на деле оказался ничтожным пьяницей, развратником, циником, эгоистом и невежей. «Мы создали Фуллера из рваных тряпок»,— откровенно сказал могущественный президент телесети.

Не так ли создаются и сегодня имиджи многих звезд рос­сийской эстрады, бизнесменов и политиков?

Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем (от немецко­го жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х годах термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он ском­прометирован тем, что использовался исключительно в отрица­тельном смысле. В наши дни его заменило понятие популярная культура, или поп-культура. Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уров­ня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны мно­гие произведения искусства, имеющие высокую художествен­ную ценность».

Массовой культуре, или поп-культуре, часто противопос­тавляют элитарную, сложную по содержанию и трудную для не­подготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Бёлля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произ­ведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и крити­ков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарных произведений искусства, стремящихся к новаторст­ву, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно появление уникальных произ­ведений искусства, которые иногда (как случилось, например, с фильмами Ф. Копполы и Б. Бертолуччи, с картинами С. Да­ли и М. Шемякина) приносят их создателям не только призна­ние, но и немалый доход, становясь очень популярными.

Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать под­держку творцам элитарного искусства.

Некоторые исследователи считают, что границы между «вы­сокой» (элитарной) и «низкой» (массовой) культурами весьма подвижны и во многом условны. Есть и такие, кто пытается по­ставить популярную культуру, отвечающую эстетическим запро­сам и вкусам подавляющего большинства, выше элитарной. А как считаете вы?

Весьма специфической областью культуры конца XX в. яв­ляется культура народная. Она разворачивается в пространстве между классической фольклорной традицией, из которой вырас­тает, и вышеупомянутой массовой культурой. Этим, собствен­но, и определяется ее многоликость. Диапазон жанров здесь не­обычайно велик: от героического эпоса, заговоров и обрядовых танцев, хранители и исполнители которых еще остались в сель­ских местностях, до злободневного анекдота и песенной тради­ции, порожденной теми или иными политическими собы­тиями (например, баллады об афганской войне). Особой формой этой культуры является детский, и в частности школьный, фоль­клор.

Отношения народной культуры с массовой противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народному твор­честву определенный образ мышления и выражения. В то же время сама эта культура подпитывается от народной. Например, эстрадные исполнители часто используют элементы фольклор­ной музыки. А обращение к различным традиционным сюже­там, скажем к легендам о короле Артуре, в современных филь­мах ведет к их популяризации и побуждает некоторых зрителей обратиться к первоисточникам.

В последние десятилетия заговорили о появлении экран­ной культуры, что связано с компьютерной революцией. Экран­ная культура складывается на основе синтеза компьютера и видеотехники. Видеотелефоны, электронные банки, Интернет позволяют вызвать на экране компьютеров практически любую необходимую информацию, превратить домашний компьютер в мощное средство общения. Прямые контакты и чтение книг ухо­дят на второй план. Появляется новый тип общения, основан­ный на возможностях свободного выхода личности в мир ин­формации. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная страница несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью.

Многие сегодня считают, что именно экранной культуре принадлежит будущее.

Мы познакомились с некоторыми областями культуры со­временного общества. Как вы думаете, почему были выбраны именно эти культуры?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.