Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции современной науки




На разных этапах развития общества научные знания вы­полняли различные функции. Менялось и место науки в зави­симости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований, накопленный в более древних обществах (Египет, Месопотамия). Появившиеся там элементы научных знаний она обогатила и развила. Эти научные дости­жения были довольно ограниченны, но уже тогда многие из них активно использовались в земледелии, строительстве, торговле, искусстве.

В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека и его свободы содействовал развитию индивидуально­го творчества и гуманитарного образования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновения и уско­ренного развития новой науки. Первым, кто сделал решающий шаг в создании нового естествознания, преодолевшего противо­положность науки и практики, был польский астроном Нико­лай Коперник. Коперниковским переворотом четыре с полови­ной столетия назад наука впервые начала спор с религией за право безраздельно влиять на формирование мировоззрения. Ведь для того, чтобы принять гелиоцентрическую систему Копер­ника, необходимо было не только отказаться от некоторых ре­лигиозных взглядов, но и согласиться с представлениями, ко­торые противоречили обыденному восприятию людьми окружа­ющего мира.

Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в решении вопросов пер­востепенной мировоззренческой значимости, касающихся струк­туры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребо­валось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на ми­ровоззренческие вопросы стали элементами общего образо­вания. Так возникла и укрепилась культурно-мировоззренче­ская функция науки. Сегодня она является одной из ее важней­ших функций.

В XIX в. начало меняться отношение между наукой и про­изводством. Становление такой важнейшей функции науки, как непосредственная производительная сила общества, впервые отметил К. Маркс в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. Конечно, научные знания и тогда не бы­ли изолированы от быстро развивавшейся техники, но связь между ними имела односторонний характер: некоторые пробле­мы, возникавшие в ходе развития техники, становились пред­метом научного исследования и даже давали начало новым на­учным дисциплинам.

Примером может служить создание классической термоди­намики, которая обобщила богатый опыт использования паро­вых двигателей.

Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствова­ния производства. Осознание этого факта резко изменило отно­шение к науке и явилось существенной предпосылкой ее реша­ющего поворота в сторону практики. С революционизирующим влиянием науки на сферу материального производства вы уже познакомились. (Вспомните примеры этого влияния.)

Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция — она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального раз­вития и управления им. Наиболее ярко данная функция про­является в ситуациях, когда методы науки и ее данные исполь­зуются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития, например таких, как программа экономической и политической интеграции стран — членов БЭС (большого экономического сообщества).

Существенной чертой подобных планов и программ явля­ется их комплексный характер, ибо они предполагают взаимо­действие гуманитарных и технических наук. Среди гуманитар­ных особо важную роль играют экономическая теория, философия, социология, психология, политология и другие об­щественные науки.

Ни одно серьезное изменение в общественной жизни, ни одна социальная, экономическая, военная реформы, так же как и создание национальной образовательной доктрины, принятие какого-либо серьезного закона, не могут сегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических и пси­хологических прогнозов, теоретического анализа.

Социальная функция науки более всего важна в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно привести экологию. Известно, что наука — один из фак­торов тех далеко не безобидных изменений, которые происхо­дят в сфере обитания человека. Этого не скрывают и ученые. Они были среди тех, кто первым стал подавать сигналы трево­ги. Сейчас ученые пытаются не только точно определить масшта­бы экологической опасности, но и найти пути ее преодоления.

Творцами научного знания выступают конкретные лю- носители определенной культуры, разделяющие ее ценно­сти и нормы. Однако, помимо общепринятых норм, научная дея­тельность налагает дополнительные ограничения на исследова­теля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.