Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиции и новаторство в культуре




Q

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ

 

Что представляет собой политическая система совре­менного общества? Охарактеризуйте ее основные эле­менты.

 

Какова роль политической системы в жизни человека и общества?

v-J Каковы отличия авторитаризма от тоталитаризма?


 

Почему демократия является самым прогрессивным по­литическим режимом? В чем ее достоинства и недо­статки?

 

Как связаны между собой понятия «демократия», «пра­ва человека», «правовое государство», «гражданское общество», «политический плюрализм», «парламентаризм», «демократическая политическая культура»?

 

Кем и как осуществляется в современном обществе защита прав человека?

 

В чем сходство и различие государственного управле­ния и общественного самоуправления?

 

Какие политические роли может выполнять гражданин в демократическом обществе и почему?

 

Объясните, почему каждому россиянину сегодня необ­ходимо учиться культуре демократии.

Глава VI.

Духовные ценности современного общества

26. Духовная культура

Как накапливаются культурные ценности? Твор­цы культуры: кто они? Что читают, слушают и смотрят широкие массы? Нужна ли общест­ву элитарная культура? Как сохранить отече­ственные культурные ценности?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Общество и культура, творческая деятельность, со­хранение и распространение духовных ценностей, духовное потребление, молодежная культура-

Вы уже знаете, что культура в широком смысле — это все ценное, созданное обществом. Но не только общество творит ду­ховную культуру. Она, в свою очередь, также оказывает воздей­ствие на все сферы общественной жизни, на каждого из нас. И не будет преувеличением сказать, что духовная культура пред­ставляет собой меру человеческого в человеке.

Рассматривая культуру определенного общества на конкрет­ном историческом этапе, принято прежде всего характеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстети­ческих, духовных, политических, научных ценностей (т. е. мен­талитет данного общества), которые воплощены в науке, ре­лигии, нравственности, искусстве, политике и т. д. В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям — по верти­кали и горизонтали.

Первое направление связано с передачей культурных цен­ностей от одного поколения к другому, т. е. с преемственностью в культуре. Преемственность как закономерность развития, на­пример, науки можно проиллюстрировать известными фактами: обнаружение В. Рентгеном невидимых лучей привело А. Пуан­каре к гипотезе о связи между этими лучами и явлением флюо­ресценции; А. Беккерель, проверяя данную гипотезу, случайно зафиксировал неизвестное ранее самопроизвольное излучение урана, что, в свою очередь, привело супругов Кюри к открытию радия и явления радиоактивности у ряда других элементов.

Исходя из этой закономерности, можно смело утверждать, что без евклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачев­ского, а без открытий Ньютона — теории относительности Эйн­штейна.

Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные тра­диции, элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений.

Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обря­ды и т. д. (Попробуйте сами привести примеры.)

Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из Разных эпох и цивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник Масленицы знаком еще со времени древних славян, а правило этикета пропускать женщину вперед дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие в Различные эпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каж­дая культура осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по гори­зонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественном твор­честве.

Она выражается в том, что в отличие от науки наследуют­ся в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Творчество Шекспира так же не может заменить творений Дан­те, как творения Данте — произведений великих трагических поэтов древности. Однако художественное произведение, создан­ное в XIX в., читателями XX в. воспринимается совершен­но иначе. Это происходит потому, что изменились общество, образ жизни и менталитет людей, изменилась культура. Человечество, приобретая новый опыт, иначе воспринимает наследие прошлого, открывая в нем то, что не увидели современники.

Появились новые творцы, своими произведениями оказав­шие влияние на сознание людей, живших в XX в. В таком од­новременном существовании и взаимодействии сегодня произве­дений, созданных в различные эпохи, рождается культура современной цивилизации.

Но проблема особенностей формирования культуры того или иного общества не сводится только к наследованию неких (далеко не всех) элементов старого. Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное други­ми. Так, читая «Войну и мир» JI. Н. Толстого, одни проника­ются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой, других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова, треть­им ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жиз­ни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений со­вести».

Но этим проблема формирования культуры, конечно же, не исчерпывается. Каждая эпоха порождает своих творцов, сво­их новаторов, которые совершают выдающиеся научные откры­тия, создают оригинальные, иногда гениальные произведения искусства.

Правда, бывает и так, что эти творения не находят при­знания у современников. Но если это подлинные духовные цен­ности, то время их приходит и последующие поколения возда­ют им должное. Так было, например, с трудами К. Циолковского, принципом сохранения материи и движения М. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.