КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиции и новаторство в культуре
Q ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ Что представляет собой политическая система современного общества? Охарактеризуйте ее основные элементы. Какова роль политической системы в жизни человека и общества? v-J Каковы отличия авторитаризма от тоталитаризма? Почему демократия является самым прогрессивным политическим режимом? В чем ее достоинства и недостатки? Как связаны между собой понятия «демократия», «права человека», «правовое государство», «гражданское общество», «политический плюрализм», «парламентаризм», «демократическая политическая культура»? Кем и как осуществляется в современном обществе защита прав человека? В чем сходство и различие государственного управления и общественного самоуправления? Какие политические роли может выполнять гражданин в демократическом обществе и почему? Объясните, почему каждому россиянину сегодня необходимо учиться культуре демократии. Глава VI. Духовные ценности современного общества 26. Духовная культура Как накапливаются культурные ценности? Творцы культуры: кто они? Что читают, слушают и смотрят широкие массы? Нужна ли обществу элитарная культура? Как сохранить отечественные культурные ценности? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Общество и культура, творческая деятельность, сохранение и распространение духовных ценностей, духовное потребление, молодежная культура- Вы уже знаете, что культура в широком смысле — это все ценное, созданное обществом. Но не только общество творит духовную культуру. Она, в свою очередь, также оказывает воздействие на все сферы общественной жизни, на каждого из нас. И не будет преувеличением сказать, что духовная культура представляет собой меру человеческого в человеке. Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческом этапе, принято прежде всего характеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстетических, духовных, политических, научных ценностей (т. е. менталитет данного общества), которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, политике и т. д. В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям — по вертикали и горизонтали. Первое направление связано с передачей культурных ценностей от одного поколения к другому, т. е. с преемственностью в культуре. Преемственность как закономерность развития, например, науки можно проиллюстрировать известными фактами: обнаружение В. Рентгеном невидимых лучей привело А. Пуанкаре к гипотезе о связи между этими лучами и явлением флюоресценции; А. Беккерель, проверяя данную гипотезу, случайно зафиксировал неизвестное ранее самопроизвольное излучение урана, что, в свою очередь, привело супругов Кюри к открытию радия и явления радиоактивности у ряда других элементов. Исходя из этой закономерности, можно смело утверждать, что без евклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачевского, а без открытий Ньютона — теории относительности Эйнштейна. Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. (Попробуйте сами привести примеры.) Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из Разных эпох и цивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник Масленицы знаком еще со времени древних славян, а правило этикета пропускать женщину вперед дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие в Различные эпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каждая культура осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое. Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественном творчестве. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Творчество Шекспира так же не может заменить творений Данте, как творения Данте — произведений великих трагических поэтов древности. Однако художественное произведение, созданное в XIX в., читателями XX в. воспринимается совершенно иначе. Это происходит потому, что изменились общество, образ жизни и менталитет людей, изменилась культура. Человечество, приобретая новый опыт, иначе воспринимает наследие прошлого, открывая в нем то, что не увидели современники. Появились новые творцы, своими произведениями оказавшие влияние на сознание людей, живших в XX в. В таком одновременном существовании и взаимодействии сегодня произведений, созданных в различные эпохи, рождается культура современной цивилизации. Но проблема особенностей формирования культуры того или иного общества не сводится только к наследованию неких (далеко не всех) элементов старого. Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное другими. Так, читая «Войну и мир» JI. Н. Толстого, одни проникаются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой, других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова, третьим ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести». Но этим проблема формирования культуры, конечно же, не исчерпывается. Каждая эпоха порождает своих творцов, своих новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, создают оригинальные, иногда гениальные произведения искусства. Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующие поколения воздают им должное. Так было, например, с трудами К. Циолковского, принципом сохранения материи и движения М. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т. д.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |