КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реалисты, Копо и возможности синтеза 3 страница
[119] Albright, Halstead and Mitchell, Principles of Theatre Art, 1955, p. 120. [120] Janet Leeper, Edvard Gordon Craig: Designs for the Theatre, 1948, p. 46. [121] Текст взят из английского перевода R. L. O’Connell and Japaes Graham-Lujan, Three Tragedies of Lorca, 1947. [122] Clayton Hamilton, The Theory of the Theatre, New York, 1939, pp. 48 – 51. [123] O’Casey, Inishfallen, Fare Thee Well, 1949, p. 373. [124] Oliver M. Sayler, Inside the Moscow Art Theatre, New York, 1925, p. 148. [125] Oliver M. Sayler, Inside the Moscow Art Theatre, New York, 1925, p. 146. [126] Ibid., p. 54. [127] Ibid., p. 55. [128] Oliver M. Sayler, Inside the Moscow Art Theatre, New York, 1925, p. 55. [129] По выражению русского критика А. Кугеля, высказывания которого цитируются в книге Sayler, Inside the Moscow Art Theatre. [130] Olyver М. Sayler, Inside the Moscow Art Theatre, New-York, 1925, p. 176 – 177. [131] Wordsworth, Preface to «Lyrical Ballads», 1800. [132] Gassner, Producing the Play, pp. 294 – 300. [133] В странах, где говорят по-английски, эта пьеса утвердилась под названием «Тигр у ворот», которое Кристофер Фрай дал своему блестящему переводу. Под этим же названием она была поставлена в 1955 г. Гарольдом Клэрманом в Лондоне и на Бродвее. [134] Julien Benda, Belphegor, New York, 1929, pp. 77 – 85. Статьи этого сборника, впервые опубликованного на французском языке в 1919 г., были написаны до 1914 г. [135] Huntly Carter, The New Spirit in the Russian Theatre, 1917 – 1928. [136] Шарль Дюллен, Воспоминания и заметки актера, русск. пер., М., 1958, стр. 71. [137] «World Theatre», vol. LV, № 1. [138] Harley Granville-Barker, A Letter to Jacques Copeau, «Theatre Arts Monthly», October 1929, p. 755. [139] «Theatre Arts», September 1925, p. 586. [140] «Twenty Best Plays of the Modern American Theatre», New York, 1939, перепечатано в «John Gassner’s Library of Best American Plays». [141] Joseph Wood Krutch, The American Drama Since 1918, New York, 1939, pp. 122 – 128. [142] William Crary Brownell, An Anthology of His Writings, New York, 1933, p. 150. [143] Alan Downer, Fifty Years of American Drama, 1951, pp. 63 – 65. [144] Mordecai Gorelik, The Conquest of Stage Space, «Theatre Arts», March 1934. [145] «Theatre Arts», August 1949, p. 9. [146] Mary Barton, Garrick, London, 1949, p. 81. Я не говорю уже о нелепых костюмах в театрах того времени. Так, «подданные королевы Анны не видели ничего странного в том, что актер Бутс в роли благородного римлянина носил кирасу и парик с локонами под шлемом». [147] «Acting: A. Handbook of the Stanislavski Method», New York, 1947, pp. 116 – 124. [148] Уильям Шекспир, Полное собрание сочинений, т. III, «Ричард II», М., 1958, стр. 475. [149] Уильям Шекспир, Полное собрание сочинений, т. III, «Жизнь короля Генриха V», М., 1958, стр. 598. [150] В примечании даются в основном сведения, касающиеся деятелей зарубежного театра и самих театров. Не затрагиваются известные читателю имена, а также те, которые не оставили следа в истории театра. [i] Автор употребляет термины «modernization», «modernism» и «modernity» не в смысле обозначения упадочного направления в искусстве, а в тех основных их значениях, какие свойственны им в английском языке и которые соотносятся в русском языке со словами «современность», «модернизация», «современный» и т. п. [ii] В 30‑х годах в США возникло широкое движение так называемых рабочих театров, объединившее более трехсот любительских театральных коллективов, организованных на фабриках, заводах, в среде молодежи и т. п. Эти театральные коллективы показывали для широкой народной аудитории спектакли, состоявшие из коротких одноактных или двухактных пьес прогрессивного содержания. В них находили отражение текущие политические события, которые рассматривались с революционно-демократических позиций. «Живые газеты» были одной из форм работы названных коллективов. [iii] Инсценировка одноименной повести Элеоноры Портер. [iv] Казан Элиа (род. в 1909 г.) — известный театральный режиссер современной Америки. Начал работать в театре с 1932 г. в качестве актера «Груп тиэтер»; режиссер — с 1935 г. Им были поставлены многие спектакли последних лет, получившие широкую известность («Глубокие корни», «Трамвай под названием “Желание”», «Камино Реаль», «Кошка на раскаленной крыше» и др.). [v] Джо Милзинер (род. в 1901 г.) — известный театральный художник США. Работая в театре с 1924 г., оформил более ста спектаклей, решенных им в разных творческих манерах. Один из пропагандистов конструктивизма в театре США. [vi] {252} «Груп тиэтер» был создан в 1929 г. как молодежная группа единственного репертуарного театра в США «Тиэтер гилд», откуда и получил свое название. В 1931 г. стал самостоятельным репертуарным театром Нью-Йорка. Имел постоянный творческий коллектив, состоявший из актеров, режиссеров и художников. В основу работы стремился положить творческие принципы Московского Художественного театра. Руководители «Груп тиэтер» — режиссеры Гарольд Клэрман, Черил Кроуфорд и актриса Стелла Адлер — приезжали в Москву, где встречались с К. С. Станиславским и В. А. Немировичем-Данченко, а также присутствовали на репетициях МХАТ. Завоевал репутацию одного из лучших театров Америки. В середине 40‑х годов в связи с материальными трудностями вынужден был закрыться. [vii] Издание, в котором печатается история жизни заключенных в лондонской тюрьме «Нью-Гейт». [viii] Персонаж из пьесы Б. Шоу «Другой остров Джона Буля». [ix] Один из первых американских театров с так называемой сценой-ареной, расположенной в середине зрительного зала. [x] Аристократический район Нью-Йорка. [xi] Гасснер имеет здесь в виду первоначальную редакцию этого трактата, напечатанного автором в 1770 г. в «Литературной корреспонденции» Гримма. [xii] Бено Шнайдер — режиссер, известный своей работой в полупрофессиональном театре «Артеф», функционировавшем в 30‑х годах в Нью-Йорке. Театр ставил свои спектакли на еврейском языке. Наиболее известная из постановок театра — пьеса М. Горького «Егор Булычов и др.». [xiii] «Тиэтер гилд» — ведущий художественный репертуарный театр Америки, созданный в 1919 г. Со дня основания имел постоянную труппу актеров на первые роли; для исполнения вторых ролей обычно приглашались «разовые актеры». Из числа постоянных актеров театра следует назвать Катрин Корнелл, Катрин Хепберн, Лину Фонтейн, Альфреда Ланта, Аллу Назимову и др. Репертуар театра состоял из классических и современных пьес. На его сцене были поставлены пьесы Чехова и некоторых других русских драматургов. [xiv] Дэвид Беласко (1859 – 1931) — один из наиболее известных театральных деятелей США начала XX в. В 1910 г. основал в Нью-Йорке «Театр Беласко», существующий и поныне. [xv] Клод Бернар (1813 – 1878) — крупнейший французский естествоиспытатель и физиолог, один из основоположников современной физиологии. [xvi] Рендолл Джаррелл (род. в 1914 г.) — автор нескольких книг по теории литературы, преподаватель женского колледжа в штате Каролина. [xvii] {253} Этторе Релла — американский поэт, печатающийся на страницах журнала «Мейнстрим». В его стихах затрагиваются социальные проблемы современности (например, в поэме, посвященной супругам Розенберг, посаженным американской реакцией на электрический стул), рисуется печальная судьба простого народа Америки. [xviii] Жан Кокто (род. в 1891 г.) — французский поэт и драматург, член Французской академии, один из видных деятелей французского искусства. Первого крупного успеха добился в 1924 г. пьесой «Орфей», поставленной режиссером Питоевым в его Художественном театре. Кокто принадлежит ряд переработок античной драмы, поставленных в 30‑х годах в Париже режиссерами Дюлленом и Жуве. [xix] Елена Моджеска (1844 – 1909) — польская актриса, эмигрировавшая в 1876 г. в Калифорнию. Гастролировала в США, Европе, Англии. Считалась одной из крупных трагических актрис последней четверти XIX в. Помимо трагических ролей, в ее репертуаре были роли лирического и даже комедийного репертуара. В 1905 г. оставила сцену. [xx] Френсис Фергюссон (род. в 1904 г.) — режиссер и теоретик театра; ученик Ричарда Болеславского и Марии Успенской, преподававших в театральной школе «Американского театра-лаборатории» по системе Московского Художественного театра. По словам Фергюссона, занятия в этой школе сыграли решающую роль в формировании его взглядов на театральное искусство. Книга «Идея театра» была написана им на основе опыта работы в театре Беннингтонского колледжа, которым он руководил в течение почти 15 лет. [xxi] Роберт Эдмонд Джонс (род. в 1887 г.) — известный театральный художник Америки. Начало его деятельности в театре относится к первому десятилетию XX в. Работал с драматургом О’Нейлом, оформил первые постановки почти всех его пьес. Основной художественный принцип Джонса — придать спектаклю «красивость», «зрелищность»; поэтому большое значение у него приобретают цвет и свет. Автор книги о современном театральном оформлении, написанной им совместно о режиссером Кеннетом Макгоуном. [xxii] В своей книге Модеруелл пытается проанализировать принципы постановки ряда спектаклей, шедших на сцене европейских театров в конце XIX – начале XX вв., и показать эволюцию «стиля и техники современной режиссуры». [xxiii] М. Горелик (род. в России в 1899 г.) — крупный театральный дудочник. Был связан с «Груп тиэтер» с момента его создания и до {254} закрытия. Оформил почти все спектакли этого театра. Автор книги: «Новые театры вместо старых», в которой излагается история театральной техники и художественного оформления спектаклей. Задача художественного оформления спектакля, как указывает в ней Горелик, включается в раскрытии социальной идеи, заложенной в пьесе. [xxiv] Гарольд Клэрман (род в 1901 г.). Начал работать в 1924 г. в театре Гринвич-вилледжа вместе с режиссером Кеннетом Макгоуном, художником Р. Э. Джонсом и драматургом О’Нейлом. Однако успеха достиг лишь после 1929 г., когда, перейдя в «Гилд тиэтер» стал одним из основателей, а потом и руководителем «Тиэтер груп». Почти все спектакли этого театра были поставлены Клэрманом. Клэрман называет себя учеником и последователем МХАТ, поскольку при постановке спектаклей в «Груп тиэтер» и в деле воспитания актеров этого театра он следовал «системе» К. С. Станиславского. После ликвидации «Груп тиэтер» работам Клэрмана в значительной степени свойствен эклектизм. В последние годы поставил ряд антиреалистических упадочных пьес. [xxv] «Тиэтер юнион» — профессиональный «некоммерческий» театр, возникший в 1933 – 1934 гг. и просуществовавший всего несколько дет. Левый театр, ставивший в основном пьесы революционного и прогрессивного содержания. В учредительной программе театра указывалось, что его задачей является «отвечать социальным, эмоциальным и культурным запросам рабочего зрителя». Спектакли показывались в рабочих районах и на предприятиях. [xxvi] Американская национальная театральная академия, объединяющая различные театры США и направляющая их деятельность. [xxvii] Гастон Бати (род. в 1885 г.) — французский режиссер, наиболее значительные работы которого относятся к 20 – 40‑м годам. В 30‑х годах открыл в Париже «Театр Бати», существующий и поныне, в котором шли классические и современные пьесы. Автор ряда {255} инсценировок, в том числе инсценировки «Братьев Карамазовых» Достоевского, обошедшей многие театры Европы и Америки. В настоящее время один из режиссеров «Комеди Франсэз» (с 1936 г.). [xxviii] Кеннет Макгоун (род. в 1888 г.) — один из старейших режиссеров США, первый постановщик почти всех пьес О’Нейла. Автор нескольких книг по теории театра, режиссуре и художественному оформлению спектакля. [xxix] Старк Янг (род. в 1881 г.) — театральный критик и теоретик. Особое внимание уделял вопросам творчества актеров. Известны его исследования о Э. Дузэ, С. Бернар, Мей Лань-фане, а также о МХАТ. Перевел на английский язык «Чайку» Чехова. [xxx] Поль Грин (род. в 1894 г.) — известный драматург, автор ряда пьес из негритянской жизни, которую он рисует с большим сочувствием. Разработал новый драматический жанр так называемой «драмы-симфонии», в которой, по его словам, музыка приобретает такое же значение, как и слово. Первая пьеса этого рода — «Джонни Джонсон» (1937), музыка композитора Курта Вейля. [xxxi] Мэтью Арнольд (1822 – 1888) — английский поэт, ученый, критик. Автор двух пьес, написанных классическим стихом («Эмпедокл на Этне», 1852, и «Меропа», 1858); из-за своей искусственности пьесы эти, поставленные в театре, успеха не имели. По мнению Арнольда, возрождение современного театра может быть достигнуто лишь при условии возврата его к античной традиции. [xxxii] «Труппа пятнадцати» — труппа, сформированная в 1930 г. французским актером и режиссером Сен-Дени (род. в 1897 г.) при лондонском театре «Олд Вик»; была преобразована из студии, созданной французским режиссером Жаком Копо после его ухода из театра «Старая голубятня» и переезда из Парижа в деревню. В задачи труппы, по словам Сен-Дени, входила разработка новых методов режиссуры, объединяющих «фантастику и реализм». [xxxiii] Жюльен Бенда (род. в 1867 г.) — один из старейших французских критиков, автор работ по эстетике. [xxxiv] Мишель Сен-Дени, см. прим. 33 [В электронной версии — 32].
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |