Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. П. Крымов




Я хочу сократить вам путь долгих и тяжелых исканий.

Ковалев Ф. В.

Золотое сечениев живописи

Ф. В. Ковалев

 

Допущено
Министерством культуры УССР

в качестве учебного пособия
для художественных институтов

и училищ

КИЕВ

ГОЛОВНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ИЗДАТЕЛЬСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ВЫЩА ШКОЛА»


ББК 85.14я7
К56

УДК 75(07)

Рецензенты: ст. науч. сотр., канд. физ.-мат. наук В. М. Петров
(Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Мин-
культа СССР и АН СССР), канд. искусствоведения Г. Я. Скляренко
(Институт искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского
АН УССР), доц., канд. техн. наук П. Е, Шпара (Харьковский институт ин-
женеров коммунального строительства)

Редакция литературы по машиностроительному комплексу
Редактор Е. В. Алексейчук

К56 Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие.— К.: Вы-
ща шк. Головное изд-во, 1989.— 143 с, 90 ил., табл.—
Библиогр.: 77 назв.

ISBN 5—11—001336—5.

Изложены закономерности формообразования в природе и искус-
стве, зрительного восприятия и композиционного построения изобра-
жения. Показана роль золотого сечения. Даны рекомендации по прак-
тическому применению золотой пропорции при создании целостной
гармонической формы, наиболее полно выражающей содержание про-
изведения живописи и удовлетворяющей потребность человека в пре-
красном.

Для художественных институтов и училищ.

,4903020000—125

КМ211(04)-89 541-89 ББК 85.14я7

ISBN 5—11—001336—5 © Издательское объединение

«Выща школа>, 1989


Предисловие

Опыт преподавания рисунка, живописи и композиции в художествен-
ных институтах и училищах убедительно показывает, что теоретические
положения этих дисциплин, особенно композиция, разработаны недостаточ-
но. Многие понятия и определения, положенные в основу их преподавания,
толкуются неоднозначно. Каждый художник-педагог полагается на свой
личный опыт, на опыт своих учителей и неизбежно вносит в обучение долю
субъективизма.

Научные знания по математике (геометрия и перспектива), физике
(свет и цвет), анатомии и физиологии человека (строение и работа глаза
и мозга), психологии (восприятие цвета и его воздействие на человека),
получаемые учащимися на занятиях по общеобразовательным предметам,
мало увязываются или не увязываются вовсе с обучением по специальности
художника.

В процессе подготовки художника большие надежды возлагаются на
природную одаренность учащихся, степень усвоения и выполнения заданий
по специальным предметам, но недооценивается роль выработки стройной
системы научных знаний и материалистического мировоззрения. Поэтому
при выходе из стен учебного заведения молодой художник не получает
прочных основ в системе понятий профессионального и мировоззренческого
характера, что отрицательно сказывается на его творческой работе.

Многие годы усилия автора данного учебного пособия были направлены
на поиски и обоснование научных, объективно обусловленных понятий тео-
рии композиции и методов построения изображения. Огромное внимание
было обращено на необходимость естественного слияния знаний и худо-
жественных навыков, чутья художника и разума. Видное место заняло рас-
смотрение закономерностей зрительного художественного восприятия, вы-
текающих из строения и работы глаза и мозга человека, связанных с ними
законов пропорции, симметрии и ритма, гармонизации формы произведения
искусства, единства формы и содержания как проявления единства мате-
риальности мира, когда мысли, идеи, чувства и деяния великих ученых и
художников, по образному выражению писателя В. А. Чивилихина ', рас-
сматриваются как сияющее цветение материи. При рассмотрении роли
пропорции и симметрии в гармонизации формы особое внимание уделено
золотому сечению.

Основу данной книги составляет цикл лекций «Золотое сечение в жи-
вописи», прочитанных в Киевском государственном художественном инсти-
туте и оформленных в курс по теории композиции.

Автор глубоко признателен руководству Киевского государственного
художественного института, проректору по научной работе доценту Криво-
лапову Михаилу Александровичу за неоценимую помощь, оказанную в под-
готовке учебного пособия «Золотое сечение в живописи».

1 Чивилихин В. А. Память//Роман-газета.— 1985.—№ 4.— С. 94.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.