КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Падение Древа
Последний блок представлений и мифов, в котором просматриваются рудименты растительной вертикали, может находиться в какой-то взаимосвязи с такими мифами, где причиной потопа является падение чудесного дерева и извержение вод, или даже крови, из его ствола. Этот мотив, довольно далекий от реальности и основанный, главным образом, на определенной мифологической системе представлений о мире (хотя из стволов некоторых видов бамбука, банана и можно извлечь немного воды), в значительной степени позволяет пролить свет и на мифологему потопа, и на многие другие темные места традиционного мировоззрения. Наиболее характерные примеры встречаем у некоторых сибирских и американских народов. Так, по ненецкому мифу потоп произошел от падения священной березы с семью ветвями и семью корнями — корни ее подгнили, и из упавшего дерева хлынула вначале кровь, а затем огромный поток воды505. А по легенде аккаваи (Британская Гвиана) великий дух вырастил когда-то чудесное дерево, на котором и вокруг которого произрастали все растения и злаки; его сын рубит это дерево, чтобы рассадить его по земле, но вода из пня, «сообщавшегося с великим водным бассейном где-то в недрах земли», хлынула и затопила все вокруг, причем в самом пне при рубке уже стояла вода с пресноводной рыбой всяких пород506 (ср. представления душ в виде рыб). У перуанских индейцев «во множестве мифов рекой становится срубленное мировое древо» 507.В китайской мифологии падает столб, поддерживавший небо, из-за козней против богини Нюйва некоего Гунгуна, заливавшего водой ее владения; богиня затем заделывает дыру в небе драгоценными камнями508. Мифологема потопа в связи с падением дерева представлена и в известном мифе маори, только здесь этот блок явно связан с разделением неба и земли: они разделяются их сыном Тане-Магута, «отцом деревьев», причем он при этом упирается головой в Мать-землю (т. е. «корнями вверх»), а его брат, бог бури, устроил огромное наводнение и расколол его ствол в щепки509. Глухие отголоски подобной мифологемы можно встретить у самых различных народов, в том числе и у славян: так, в южнославянском фольклоре известен сюжет о виле, которая прятала воду в сухом дереве — некий герой, отдаленно напоминающий громовержца, разбивает это дерево на мелкие кусочки и открывает путь двенадцати ручьям, предавая вилу смерти510. И в греческих, и в славянских преданиях были распространены подобные сюжеты о порубке дерева дриады, нимфы, вилы, и даже дуб самой Деметры был срублен неким нечестивцем в ее роще, и из него заструилась кровь511. Принадлежность дерева женскому божеству, и особенно богине земли, в этих сюжетах весьма показательна. Если исходить из вышеизложенного предположения, что в виде Древа мыслилась когда-то пуповина «вселенской праматери», концентрирующая в себе и вокруг себя зародыши всего живого в мире, в том числе и новой земли, то становится понятно, почему в процессе «родов» нового мира это Древо-пуповина разрывается — падает, рубится и т. п., и почему именно с этим актом связано извержение вод. Частью этого упавшего изначального Древа являлся, по-видимому, и ковчег, на котором спасаются основатели будущего человечества. По мифам в качестве его выступают колода, деревянная бочка или лодка, просто плывущее дерево или его обрубок, либо судно из особого дерева, плот — в том числе из плодов, или просто большой плод, например тыква, как это часто встречается в мифах южноазиатского региона (общая семантика последней говорит о ее возможном восприятии как аналога чрева; в данном качестве можно рассматривать и некоторые иные средства спасения — ступу, кожаный мешок, горшок, зерна в котором сравниваются с людьми, и др.)512 Однако ковчегу уподобляются и непосредственно плавучий остров, плывущая гора или кусочек земли, как, например, в мифе кетов: «Земля всплыла, на ней люди и звери»513, т. е. человечество рождается вместе с эмбрионом земли. Собственно, ковчег и его аналоги — это новой мир в миниатюре, где собраны семена всего сущего, тот «рай», которому предстоит разрастись в новое мироздание. В фольклоре восточных славян глухим отголоском этой мифологемы является, вероятно, довольно распространенный мотив, до сих пор убедительно не интерпретированный, — рай плывет или дерево плывет («раем» именовалось в некоторых местах свадебное деревце):
Это дерево-рай в песне вылавливается из воды, приносится в избу и ставится на стол как многозначный символ мифической прародины и продолжения жизни. В сербских и болгарских песнях сами новобрачные могут рисоваться на плывущем дереве (порой варьирующемся с оленьими рогами)515, уподобляясь спасающейся во время потопа первой человеческой чете. А в вологодских песнях на плывущем по реке к морю деревце явно изображаются души людей — солдатушек, вдовушек, девушек516. Известны также песенные мотивы, в которых из плывущего явора, клена и т. п. изготовляется впоследствии храм, а во многих преданиях Русского Севера плывущее дерево указывает место будущего поселения или строительства церкви. Если мифологема плывущего дерева (рая, ковчега и т. п.) действительно восходит к образности рождения нового мира в результате разрывающейся «пуповины праматери», то, возможно, здесь скрывается объяснение смысла и одного странного предания, записанного нами в экспедиции в Солигаличском р-не Костромской обл. от старой жительницы: «Говорят, когда-то одна женщина деревце какое-то родила, умерла вскоре»517, а также — изображения на амулете из Северной Индии женщины в позе роженицы, «из промежности которой вырастает дерево»518. Спасающиеся во время потопа люди и другие живые существа, как правило, находятся какой-то длительный период на горе среди воды, и часто — в ветвях растущего на ней дерева (порой это замена ковчега), питаясь его плодами или привязавшись к его стволу (создание нового поколения также нередко связано впоследствии с деревом — его древесиной, листвой, зачатием от сучка, бросанием плодов через голову, аналогичным бросанию камней по древнегреческому мифу и т. п.). Это пребывание в ветвях или у ствола дерева представляется также не случайным и полным сакрального смысла. В результате его люди могут превратиться в животных, или, зависнув в ветвях на волосах уже мертвыми, быть оживлены (как это произошло, например, с одной старой женщиной по микронезийскому мифу)519. В мифах каренов (Бирма) два спасающиеся брата видят манговое дерево, свешивающееся вниз с небесного свода, младший ест его плоды и зависает в ветвях при спаде воды, а у тлинкитов Аляски ворон-демиург прикрепляется во время потопа клювом к небесному своду и висит десять дней520 (вспомним знаменитое висение и преображение Одина). Все эти и многие другие факты наводят на мысль, что допотопные люди (из которых спасаются лишь пара, чаще один человек, причем порою это женщина, реже — одна семья) — это первоначально всего лишь зародыши, или души людей. Как было отмечено выше, представление о местообитании последних на священном Древе, питание от его плодов — одна из наиболее распространенных мировых универсалий (ср., например, поверья о душах умерших детей у нганасан: на пути в страну мертвых они встречают сочное дерево и сосут это «дерево-мать», порхая вокруг него в образе птичек521). На образ Древа жизни указывают многие детали в мифах о потопе, прежде всего местонахождение его на горе, а в одном индийском предании отмечен также пруд у его ствола, несмотря на бушующий вокруг потоп522. К тому же мифы о падении дерева во время потопа и спасающихся людях явно примыкают к блоку мифов о разрыве изначальной связи между небом и землей, где мифические предки обладают главным свойством душ-зародышей — бессмертием: так, по мифу австралийского племени аранда гигантское дерево, являющееся мостом с небом, кем-то срубается, или выдергивается его аналог копье-мост, и земные люди становятся смертными, а в мифе бенгальских кхази люди, взобравшиеся когда-то на ветви большого дерева, превращаются в звезды после его порубки523. Таким образом, можно предположить, что мифический «допотопный» период жизни «перволюдей» аналогичен внутриутробному, а «спасение из вод» — аналог рождению (ср. в русском весеннем фольклоре образ «утушки», которая вначале топит своих детей, а затем спасает одного — смысл этого странного мотива раскрывается как метафора идеи осуществленного рождения одного среди потенциальных зародышей524). Не с этим ли связано, что спасаются во время потопа порой лишь дети? Так, в вельской саге по водам потопа плывет только колыбель с ребенком, а по литовскому преданию люди спасаются в ореховой скорлупе525 (известно, что орех — распространенный символ зародыша). К этому кругу примыкает и блок сюжетов о происхождении того или иного предка, царя, божества, святого, согласно которым они первоначально являются в виде приплывшего чудо-ребенка, причем порой — на дереве, либо внутри бамбука, как в хеттском мифе526 (ср. плавание в корзине по Нилу младенца Моисея, в бочке по морю — будущего царя Гвидона, и «чуркой» или «бревном» среди морских волн — Вяйнямейнена, на колене которого утка сносит яйца527). А в одном предании о Вишну говорится, что он во время потопа плавал на листе фигового дерева в образе крохотного дитяти по молочному морю 528. Тот же образный ряд обнаруживается при анализе некоторых народных песен: так, исследуя семантику литовского фольклора, Б. П. Кербелите приходит к выводу, что сюжет о плавающем по морю в лодочке молодце, появившемся после падения искорки со стоящего посреди поля дерева, — не что иное, как метафора зачатия, где плавающий молодец — образ зародыша в материнском лоне529. Несмотря на декларируемую во многих мифологиях цикличность существования мира, по наблюдению ученых «мифы, рассказывающие о конце мира в будущем, до удивления мало распространены»530. Реально в большинстве традиций выделяется только два этапа — до потопа и после потопа, последний — как бы длящийся по сей день531, причем два подобных периода противопоставляются и в тех мифах, где рождение человечества не сопровождается потопом. У перуанских индейцев, к примеру, четко противопоставлены «долюди» и люди — первые жили когда-то только при свете луны, и исход их из Матери-земли был связан с пещерами, реками, озерами532. Интересно, что «допотопные» люди по греческому преданию были медными 533 (см. выше о вероятной символике этого определения, связанной с кровью). Медным рисуется и выходящий из моря и рубящий огромный дуб карлик-богатырь из «Калевалы», а в вариантах карело-финских рун птица вьет на первохолме медное гнездо, из упавших в море яиц которого возникают элементы мира534. Медные люди, явно имеющие отношение к «иному миру», встречаются и в русском фольклоре — в заговорах это медный человек где-нибудь на о. Буяне, некий стрелок: «Есть море-окиян, едет из окияна моря человек медян, конь под ним медян, и лук медян и стрелье медное... На мху стоит сосна золотая, на сосны золотой белка золотая. И пострелит медной человек белку золотую...»535 Удивительна перекличка этого мотива с китайским мифом, в котором чудесное дерево подверглось атаке монстра Чи-ю с медной головой и железным лбом (а по другой версии, это дерево однажды чуть не потопила Вода, поднятая Ветром)536. В русских сказках встречается сюжет, где герою помогает медный дядька, или Медный лоб, порой синонимичный Яге и связанный с ночью, лесом; известен также сюжет о добывании медной невесты из медного дворца, заключенного в яблоке537 (ср. выше мотив медных плодов на первозданном медном / каменном/ дереве из мыонгского мифа, где сказано также о «голосах женщин и девушек» в ветвях и о превращении двух главных ветвей в супружескую пару — творцов мира538). В виде плодов винограда видит души умерших человек, посещающий рай в апокрифических сказаниях, — они «явилы ся грьздовиемъ»539; однако аналогичным образом рисуется в некоторых славянских преданиях и спасающийся от потопа человек — в виде висящего на виноградной лозе и питающегося ее гроздьями540. Образ виноградной лозы в некоторых ранних апокрифах — это вариант Древа жизни, или Древа познания: так, в «Откровении Варуха» ее сажает Сатанаил (наряду с четырьмя другими деревьями, посаженными другими ангелами) и затем обещает Еве бессмертие от ее плодов; после же насланного Богом потопа из рая выносится водой прут от этой лозы — его находит Ной и сажает с позволения Бога, обещающего жизнь от этой лозы541. Развитие этого сюжета встречаем в апокрифических сказаниях о «крестном древе» — месте смерти и воскрешения Христа, выросшем из веточки изначального райского дерева — последнее якобы упало после грехопадения Адама и Евы и было вынесено из рая водами потопа 542 (если вдуматься, весь этот сюжет укладывается в вышеизложенную мифологему и развивает ее — подобные прут, ветку, по-видимому, можно рассматривать и как аналог ковчега, и как аналог кусочка разрываемой пуповины праматери, от которой рождается новый мир, в данном случае — уже христианский). Ветка, или побег Древа жизни, принесенный с неба или со священной горы, фигурирует также в евразийском мифе об орле, который исследователи считают одним из древнейших543 и который явно примыкает к рассматриваемым мифологическим мотивам — как известно, во многих мифах о творении птицы (распространенный образ душ) связаны с изначальным деревом, кустом, растущим среди первозданных вод, среди таких птиц встречается и орел544. Обратим внимание на немаловажный факт: вопреки утвердившемуся в научной литературе мнению о знаменующем начало творения становлении космической вертикали — вырастании мирового Древа, разделяющего небо и землю, манифестирующего победу Космоса над Хаосом, чаще во многих мифологиях и фольклоре можно встретить мотив падения, рубки или иного уничтожения чудесного Древа, после которого порой следует и вырастание нового из рудиментов старого, однако этот последний сюжет в большинстве случаев выражен значительно слабее предыдущего. Например, в мифах нгаджу (о-в Калимантан) в результате борьбы двух птиц-носорогов погибает мировое Древо, а из обломков его и их тел возникают элементы ландшафта и первая пара людей, долго плававшая по океану нижнего мира 545.В исследованиях по алтайскому фольклору встречаем констатацию того, что «один из наиболее часто повторяемых мотивов в эпосе — гибель священного родового дерева»; в приводимом далее примере золотой тополь, золотая коновязь и гора с тремя вершинами разрубаются на три части богатырем, и «девять черных морей вышли из своих берегов» 546. Богатырь из бурятского эпоса с корнем вырывает злато-серебряную осину, из-под которой выходит дракон547. В одной из песен о Гильгамеше священное дерево хулуппу, растущее на берегу Евфрата, с корнем вырывается Южным Ветром — «управителем потопа»548. Весь рассматриваемый комплекс представлений можно обнаружить и в «Ригведе» в мифе о победе Индры над драконом Вритрой. Прежде всего, освобождаемые в результате этого воды вполне сопоставимы с потопом: «Мчась дни (и) ночи, они гонят (потоки)» (III.31.16); «Течения рек вы (Индра-Сома. — И. Д.) привели в движение, / Сделали широкими многие моря!» (VI.72.3); «...Когда, несясь через девяносто и девять потоков, / Ты (Индра. — И. Д.) пересекал пространство, как испуганный орел » (I.32.14)549 и т. п. Но в гимне I.32 имеется и еще ряд очень характерных сравнений: «3. ...Он убил его, перворожденного из драконов... 4. ...И породил солнце, небо и утреннюю зарю... 5 .... Как (ствол дерева), ветви (которого) обрублены топором, Дракон лежит, прильнув к земле... 7. ...Вритра лежал, разбросанный по разным местам. Через лежащего таким образом, как разрезанный тростник, Текут, вздымаясь, воды Ману. 9. У той, чьим сыном был Вритра, жизненная сила пошла на убыль. Индра сбросил на нее смертельное оружие. Сверху была родительница, внизу — сын. Дану лежит как корова со (своим) теленком. 10. Среди неостанавливающихся, неуспокаивающихся Водяных струй скрыто тело. Воды омывают тайное место Вритры» 550. (В другом переводе «тростник» заменен «разорванными водорослями»551.) Здесь вновь появляется образ теленка, а также — неведомой «родительницы», сопоставляемой к тому же с коровой; показателен и образ Ману — первочеловека, спасшегося от потопа. Сравнение же дракона со срубаемым деревом мы встречаем и в другом гимне (I.130): 4. Крепко держа в руках ваджру, Индра,... Он наточил для убийства дракона... Как плотник — дерево, срубаешь ты деревья, Как топором срубаешь. 5. Ты выпустил реки, о Индра, чтобы они мчались Весело к морю, как колесницы... Как дойные коровы,... Отдающие все молоко племени...»552 Орудие же Индры — ваджра, связанная в первую очередь с молнией, по мнению некоторых исследователей, несет на себе символику и становления новой космической вертикали, столба, разделившего небо и землю («Для моей лишь поднятой ваджры пусть небо дает пространство»); чтобы ее установить, Вишну должен был сделать три шага, соотносимых с тремя ярусами Вселенной553. В честь Индры во время новогодних празднеств в Индии воздвигали шест на семь дней, однако после этого его бросали в реку 554 (ср. восточнославянские женские обряды с весенним деревом, которое мужчины старались «разорить» и которое в конце также часто бросалось в реку). Вероятно, идея утверждения нового мира заключалась первоначально именно в ниспровержении растительной вертикали и завладении источником жизни, плодородия — во всяком случае необходимо констатировать, что предания о похищении мужчинами у женщин атрибутов сакральной власти, среди которых главным являлся предмет, соотнесенный с архетипом Древа жизни (священный шест, красные волокна на дереве и др.), известны и у австралийцев, и у африканцев, и у американских индейцев555. Истоки широко распространенной мифологемы похищения (сомы, амброзии, «меда поэзии», живой воды, сампо, богатств, стад и т. п.) восходят, несомненно, к этому же мифо-ритуальному комплексу; в русских сказках данный мотив, в частности, проявляется в образах чудо-девицы, царицы, хранящих волшебную воду, напиток, «молодильные яблоки» и др., которые герой-молодец стремится добыть556 (ср. выше из загадки о земле: «...вора бы связала»). Образ повергнутого дракона-растения Вритры встречает параллель в мыонгском цикле мифологических сказаний «Рождение Земли и рождение Воды», где огромное чудо-дерево, неожиданно быстро выросшее, также было повергнуто, после чего оно превращается в чудовище — многоголовую змею, причем и здесь просматривается мотив как уничтожения первозданного Древа, так и вырастание нового после потопа557. Образ дерева-змеи как причины потопа, похоже, был характерен для многих азиатских народов. Так, по мифу даяков с о. Борнео женщины принимают спящую змею за повалившееся большое бамбуковое дерево, и после разрезания ее начинается потоп; лишь одна спасшаяся на горе женщина получает затем огонь с помощью обвившегося о ствол дерева ползучего растения558. У народов Юго-Восточной Азии очень распространены мифы о спасении первой пары людей и семян будущего мира во время потопа в тыкве как в ковчеге, которая является плодом еще «допотопного» огромного растения, — в этих мифах также можно найти и мотивы падения первичной растительной вертикали, и становления новой559. А в фольклоре фон некая старуха просит героя-трикстера срубить дерево, растущее в реке, которое после рубки снова вырастало560. Мотив рубки огромного дуба, затмившего свет, известен и по карельским и ижорским рунам — из древесины его изготовляется множество удивительных вещей, орудий труда и т. п. (в «Калевале» подобный дуб даже назван «мать-дерево»). Возможно, отразилась в этих рунах и идея становления новой вертикали — в образе вырастающей ели с золотой вершиной на острове, куда бежал Вяйнямейнен (по «Калевале», он сам ее «напел»)561. В русских материалах также удается обнаружить следы всего этого мифологического комплекса. Так, загадка о дороге, которая в свете концепции «поднятия мировой оси» в начале творения могла вызывать недоумение, теперь наполняется новым смыслом: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит»; однако мотив становления новой вертикали, возможно, отражен в другой загадке: «Лежит брус во всю Русь, встанет — до неба достанет»562. Распространенный в русских святочных колядках мотив дерево рубят (чаще — сосну, ель) также представляется восходящим к подобному кругу воззрений («Руби, руби елку / под золот корень / Кидайте вы ветки / за быстрые реки...» — Владимирская губ.563), а изготовление из этого дерева мостов, церкви564 соотносимо со становлением новой космической оси, нового мирового порядка. Просматривается и более глубокий смысл в образе нашего сказочного богатыря Вырвидуба, чье имя символизирует, по-видимому, не только огромную силу, но и является наследием очень важной когда-то мифологической функции этого персонажа (ср. выше с Индрой). На образ героя-порубщика Древа (или иного «погубителя») надо обратить особое внимание — он часто связан с огнем, может являться кузнецом (как Вяйнямейнен), а топор в его руках, как, впрочем, и молот или иное близкое орудие, указывает на признаки громовика, но он может быть связан и с солнцем. Просматривается этот образ, например, в галицкой загадке (о ночи и месяце): «Упал дуб на весь свет, а на коньци ковали кують»565. По мифу индейцев чероки однажды Гром метнул молнию в полое дерево, росшее на острове, оно загорелось — так появился огонь566 (ср. представление о полом бревне как о матке Матери-прародительницы у австралийцев567). От приблизившегося солнца высыхает некое древо в мифе африканского племени вакамб, способствуя отделению неба от земли568; образ солнца встречается в близком контексте и в древнеегипетской мифологии, где был известен мотив расщепления священного дерева ишед богом Ра после победы над своим противником (в другом сходном сюжете просматривается и вторая часть мифологемы: установка столба Джед ознаменовывала победу Озириса над Сетом, который до того «положил Джед на бок»)569. Священный ясень Иггдрасиль в «Старшей Эдде» гибнет от огня и потопа (затем описывается вновь возрождение мира, спадение вод и поднятие земли)570. А в норвежской сказке только топор-саморуб может одолеть огромный дуб, выросший перед замком и затмивший весь солнечный свет 571 (интересно, что аналогичным образом описывается огромность Древа как в карело-финском эпосе, так и в совсем иных традициях — в мыонгском мифе «Рождение Земли и рождение Воды», в якутском эпосе и др., а о Вритре, сравниваемом, как мы видели, с деревом, говорится: «...кто вырос за один день, кто распространился среди миров»572). Образ нашего Перуна также продолжает ряд героев-порубщиков — он расщепляет дубы (ср. выше с Ра), чтобы поразить скрывающегося там Велеса, которому, вероятно, предшествовало в более ранней версии женское божество (см. выше)573. Характерно, что стебель кувшинки (см. о ней выше) могли называть водяным прострелом — по легенде стебель прострел-травы был пронзен насквозь грозовой стрелой 574. Таким образом, все эти сюжеты, примыкающие к блоку мифов о потопе (кстати, громовик непосредственно может насылать потоп, как в варианте китайского мифа575), правомерно рассматривать как варианты так называемого «основного мифа», знаменующего победу нового Космоса, однако, вопреки утвердившемуся мнению, не столько над Хаосом, сколько над старым Космосом, олицетворенным изначально, по-видимому, в большинстве мифологий в образе некоего вселенского первосущества-Праматери — цельной жизнедеятельной системе. Представления о ней могли существовать испокон веков как о нечто само собой разумеющемся — историки религии не раз отмечали, что так называемые «мифы о творении» — продукт определенной исторической эпохи, на более же раннем этапе мир воспринимается как некая вечная данность576. «Первоначально единое, целостное и самодостаточное, оно (первосущество. — И. Д.) становится строительным материалом всего, что есть в мире» (В. Н. Топоров)577.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |