КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мир — стоящее божество 1 страница
Мифологический пласт подобных представлений, в которых мир воспринимался как живое тело стоящего антропоморфного божества, чаще уже мужского пола, с головой-небом, глазами-светилами и т. д., занимает одно из фундаментальных мест в истории культуры человечества, доживая до позднего Средневековья в философии, астрологии, алхимии.602 Он являлся, вероятно, также одним из эволюционных этапов в развитии космологических представлений и связан с формированием более дифференцированных воззрений на «ярусность» мироздания: «Хронологически образ стояния-вставания предполагает уже дуальную по вертикали структуру вселенной, возникшую после того, как Небо и Земля были разъединены...»603 (вспомним из нашей загадки о земле: «...Встану — до неба достану...»). Изобразительное выражение этой идеи «вставания» женского космического божества можно встретить в русской вышивке (прежде всего — архангельской, выполненной наиболее архаичным двусторонним швом): крупная женская фигура как бы выходит из-под земли, из нижнего мира тянется к небу — над линией земли-воды изображена лишь ее верхняя часть с птицами в поднятых руках604. Образ стоящего божества-Космоса явился результатом все более глубокого осмысления дуальности мира в его противоположных началах, он позволял более органично отразить становящиеся все актуальнее идеи противостояния «верха» и «низа», развивающиеся представления о вертикальном строении мироздания, о его трех основных ярусах. Вплоть до последнего времени, например, в шактизме и джайнизме многоярусная структура Вселенной могла изображаться в виде стоящей богини, чья верхняя часть соответствовала небу, область бедер — земле, нижняя часть — подземному миру; к тому же она воплощала в себе все пять элементов (землю, воду, огонь, воздух, эфир)605.
Рис. 4-17. Глиняная игрушка «Барыня с птицей». Тульская обл., Одоевский р-н, д. Филимоново. Собрание ВМДПиНИ
В связи с реминисценциями подобного образа Вселенной в русской народной культуре хотелось бы отметить один любопытный факт в апокрифе «Голубиная книга»: довольно часто в различных вариантах его говорится о не очень понятном на первый взгляд происхождении месяца: «Светел месяц от грудей его, Самого Христа, царя небесного» 606. Для мужского образа подобное отождествление звучит довольно-таки странно. Объяснение можно найти только исходя из женского образа божества, так как луна, лунный свет устойчиво ассоциируются в фольклоре с молоком, живительной влагой, росой, амритой и т. п. Белые груди индийской богини Лакшми представлялись источающими амриту, сому607. (Сома же, как известно, — и название амброзии, и божество месяца.) Древние индийцы были уверены, что луна состоит из амброзии; она убывает по мере того, как боги и души предков поглощают ее, и прибывает, вновь наполняемая солнцем (по другому воззрению, в фазе роста она принимает в себя души умерших, а при убывании проливает их на землю дождем); луна отождествлялась также с кубком Тваштара, а переделка этого кубка в четыре чаши символизировала ее четыре фазы608. Вышеописанный образ многоярусной Вселенной в шактизме представлялся в виде женщины, «чьи груди — солнце и луна»; по его доктрине, «Великая Богиня Шакти существовала — и всегда существует — как всеобщая сущность, всепорождающее и всеохватывающее начало, как сама идея Матери», а по одному из мифов о ее конкретном воплощении груди ее возникли из сияния бога Луны 609.
Рис. 4-18. Глиняная игрушка «Барыня с ребенком и птицей». Тульская обл., Одоевский р-н, д. Филимоново. Собрание ВМДПиНИ
Во многом аналогичные представления существовали, по-видимому, в древности в Европе — об этом свидетельствуют, в частности, выразительные глиняные статуэтки из сербского села Кличевач (средний бронзовый век, примерно — сер. II тыс. до н. э.) в виде стоящей женщины, груди которой отмечены знаками светил, — она воплощала, по мнению ученых, образ богини плодородия610. Хотя, судя по столпообразной монументальности и многоярусной орнаментации скульптурок, где на колоколообразных юбках читаются знаки земли и воды (ряды прямоугольников, треугольников и ломаных линий), а выше — светил, символика их могла быть значительно шире и отражать представление о всей Вселенной, причем как раз в образе стоящей богини, как бы достигающей головой небесных сфер. Очень близки им и некоторые русские глиняные «бабы», особенно из тульского села Филимоново — в их торсах также подчеркнута столпообразность, а в орнаменте порой удивительно явственно читаются ярусы мифологического мироздания даже с ночным солнцем, как бы проходящим под землей и «линией вод» (рис. 4-17, 4-18). Над грудью же этих фигурок можно порой встретить явное изображение полумесяца (рис. 4-19) — ассоциация светил с молоком известна и по русским загадкам: «Над двором-двором стоит чашка с молоком» (вар. — с творогом) — месяц; «Девка коровку доить, а медведь в подворотню глядить» — лунный свет и месяц; «Пресное молоко на пол льют...» — солнечный свет611.
Рис. 4-19. Глиняная игрушка «Барыня». Маст. А. И. Карпова. Тульская обл., Одоевский р-н, д. Филимоново. Собрание ВМДПиНИ
Достаточно часто маркируются также в глиняной игрушке юбки женских статуэток декором в виде ломаной, волнистой линии, нередко с точками, с дополнением порой прямыми линиями, также с точками либо без них (в каргопольской, в тульской филимоновской — см. рис. 4-17, в калужской хлудневской), а иногда вся юбка или фартук «бабы» заполнены рядами волнистых или ломаных линий, порой на синем фоне; такой декор встречается и внизу женских фигур в вышивке, а также и в настоящей женской одежде — поневах, фартуках612. Вообще женский костюм, особенно древнерусский, во многом отражал образ трехъярусного мироздания, и Б. А. Рыбаков полагал, что в своем праздничном костюме крестьянка XIX века уподоблялась вселенской богине613. Традиция орнаментации нижней части женских статуэток ломаными линиями с точками в сочетании с прямыми вертикальными прослеживается в памятниках Европы по крайней мере с бронзового века614. Еще в памятниках верхнего палеолита мы встречаем экземпляр женской костяной скульптурки, часть туловища которой вдоль бедер украшена орнаментом в виде зигзагообразных линий в сочетании с прямыми вертикальными и небольшими ромбиками (стоянка Мезин на Десне)615, хотя связь с «водами» в данном случае можно, разумеется, лишь предполагать. Для более же поздней эпохи — конца неолита и энеолита — М. Гимбутас, например, считает орнаментацию в виде идеограмм воды, водных потоков ведущей в европейской керамике и связывает ее с образом верховного женского божества, управляющего, в частности, «животворной силой воды», земной и небесной616. Не от этого ли времени дошел до нас в русских сказках образ девицы, с рук и ног которой постоянно льется вода?617 На юбках некоторых из филимоновских глиняных «барынь» мы видим также знаки в виде розеток в сочетании с гребенками 618 (рис. 4-20) — идеограммами дождевых туч, характерными для многих древнеземледельческих культур (в том числе — для Древнего Египта, Японии, Южной Америки)619. Об аналогичном значении этого знака-образа у наших предков говорят поверья о русалках, которые с помощью своего гребня могли затопить любое место620.
Рис. 4-20. Глиняная игрушка «Барыня с птицей». Маcт. А. Г. Карпова. 1965 г. Тульская обл., Одоевский р-н, д. Филимоново. Собрание РЭМ
Таким образом, к русским глиняным скульптуркам XX века вполне можно применить определение, данное Е. В. Антоновой по отношению к женским глиняным статуэткам III-II тыс. до н. э. из анауской культуры (носители ее — предположительно индоевропейские племена в Средней Азии): «Знаки и изображения на статуэтках указывали на тождество тела божества и Космоса. Они могли находить соответствие в гимнах и молитвах, обращенных к богине, породившей мир, богине-дереву...»621 Последнее тождество, т. е. богини и дерева, мы вновь встречаем как в русской вышивке, так и в глиняной игрушке. Особенно ярко оно выражено в скульптурках из д. Хлуднево Калужской обл. (рис. 4-21): изображение дерева, подчеркивая идею вертикальности, нередко находится на спине богини, торс которой усажен птичками (иногда это птички с головкой младенца622), а в некоторых из них образы богини и дерева сливаются, и богиня процветает пышными ветвями. Собственно говоря, эти хлудневские скульптурки наглядно демонстрируют нам, как вообще формировался образ «баб» в глиняной мелкой пластике: взаимозаменяемость ребенка и птиц в их руках указывает, скорее всего, на символизацию последними душ людей, посылаемых богиней в мир. Близкую образность встречаем еще в «Ригведе», где описание двух птиц на священном дереве (I.164.20) перекликается с описанием «юной, великолепно украшенной» женщины, на которую «уселись две (обладающие) оплодотворяющей (силой) птицы» (X.114.3) — в образе этой женщины ученые видят богиню-олицетворение Вселенной623. «Оплодотворяющую» же силу птиц, на наш взгляд, следует понимать как направленную не на богиню, а от нее на мир людей — она посылает в него души предков-потомков (вспомним обычай выпускать птиц на Благовещенье, порой прямо из раскрывающегося «чрева» статуи Богоматери). В русской вышивке птицы в руках женской фигуры, или женщины-дерева — один из самых распространенных мотивов, также наглядно демонстрирующих тождество женского божества и мифологического архетипа Древа жизни (который включает, как известно, и образы птиц-душ).
Рис. 4-21. Глиняная скульптурка «Баба». Маст. А. Ф. Трифонова (1903-1992). Калужская обл., Думинический р-н, д. Хлуднево. Собрание И. М. Денисовой У многих народов дерево было близко соотнесено с представлением о богине земли. Так, по верованиям вилюйских якутов на толстых березах живет дух-хозяйка земли624. У некоторых африканских племен дерево, особенно молочное, служило алтарем богини земли — мифической матери-прародительницы, изображавшейся нередко в виде женщины с ребенком на коленях625. Образ богини-дерева являлся одной из универсалий в религиях Древнего мира, причем в его изобразительном, а вернее — в культовом искусстве можно встретить и образ дерева-роженицы: так, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на выставке древностей из коллекции Дж. Ортиса в 1993 г. была представлена уникальная скульптурная композиция из меди, состоящая из трех мужских фигур, молящихся четвертой центральной в виде дерева с чертами женщины-роженицы (происходит из Шумера начала III тыс. до н. э.). В шумерском варианте эпоса о Гильгамеше говорится о чудо-дереве с птицей и змеей: «в его стволе девушка Лилит дом построила»626. Теснейшая связь со священным деревом отмечена, как известно, для древнеегипетских богинь-коров — Нут и особенно Хатхор (во многом отождествляемых между собой): они могли изображаться в стволе дерева, поящими души умерших, либо выходящими из ствола изначальной сикоморы, представленной порой как дерево с женской грудью, а Хатхор именовалась «госпожой сикоморы»627. Характерный пример богини-дерева встречаем в кафирской мифологии: могущественная «мать всех богов» Дизани появилась из ствола огромного дерева, поднявшегося из центра озера, из «страны, недосягаемой для смертных»628. Для протоиндийской харрапской культуры IV—III тыс. до н. э. М. Ф. Альбедиль выделяет даже «основной изоморфный ряд, связывающий и уподобляющий дерево, женщину... и «мир», т. е. освоенную часть пространства,...а также соответствующие временные циклы» (причем это отождествление представлено в глиптике образом рогатой богини-буйволицы в развилке дерева, под древесной аркой и т. п.)629. В основе столь тесного слияния образов антопоморфной богини и дерева просматривается еще один пласт представлений, несколько иной ассоциативно-образный ряд, нежели рассмотренный выше, и внесший свой вклад в формирование мифологемы растительной вертикали. Необходимо учитывать, что культ дерева многоаспектен в силу природных особенностей самого объекта культа и его полифункциональности630 — как знак-символ дерево обладает большой семантической ёмкостью, и в разные периоды в различных культурах и казуальных ситуациях могли акцентироваться различные его аспекты. Так, ассоциация дерева с позвоночником человека либо животного, вероятно, возникла уже на заре человечества, о чем говорят данные первобытного искусства, но на определенном этапе развития представлений о мире, когда Вселенная мыслится в виде стоящего антропоморфного божества, эта ассоциация актуализируется и превращается в ёмкий символ вертикальной опоры мироздания (ср., например, о боге Мардуке: его спинной хребет — кедр, а части тела сопоставляются с элементами мира631; в то же время по отношению к Мардуку встречается эпитет «черный бык пропасти»632, в котором просматривается наследие более ранней эпохи). Отождествление дерева и человека мы встречаем также в некоторых русских загадках: «Стоит дуб, на дубе клуб, на клубе семь дыр»; «Стоит древо, на древе костер, в костре свиньи есть»633 и т. п. Именно в подобном тождестве лежит, видимо, основной источник формирования архетипа трехъярусного Мирового древа, достигающего своей вершиной высших сфер. Хронологическая глубина этого мировоззренческого пласта хотя и глубока, но представляется все же относительно исторически обозримой (примерно конец неолита — начало железного века), и он также отразился в тех сложных образах русского народного искусства, попытка расшифровать которые увела нас в глубины мировой мифологии. По вариантам образов вышивок можно проследить, как богиня постепенно утрачивает антропоморфные черты и превращается в сложное Древо, пережиточно сохраняющее, однако, рудименты частей человеческого тела и особую отмеченность его «живородящего центра» (рис. 4-3, 4-4). В некоторых вариантах угадывается идея расчленения изображенного божества, в других — перерастание его в образ разостланной шкуры-земли, прорастающей растениями, и может быть не случайно в тамбурной вышивке этот сильно трансформированный образ начинает напоминать какую-то запутанную географическую карту. Ко всем рассмотренным артефактам народной культуры вполне приложимо мнение Б. Н. Путилова, высказанное им по поводу фольклора: «...Можно сказать, что у архаических и классических жанров значительное место занимают замыслы, так сказать, надэтнического характера... При этом вариативность в межэтнических масштабах сохраняет одно из генеральных своих качеств — сохранение узловых сюжетно-тематических моментов замысла, опорных элементов семантики и соответствующих структурных позиций... Так в масштабах международных возникают вариативные ряды, цепочки, комплексы...»634 Отражение именно основополагающих, надэтнических образов и идей, причем в их хронологической динамике, угадывается в анализируемых артефактах. Несомненно, загадки остаются, и в том обширном круге затронутых, порой лишь тезисно, проблем пока что больше вопросов, чем ответов. Однако необходимо констатировать, что многие «темные места» в мифологиях и запутанные семантические связи между элементами культур в значительной степени проясняются при рассмотрении их в контексте определенной мировоззренческой системы — системы представлений о мироздании как о некоем «вселенском существе», живом Космосе, включающем в себя весь окружающий мир, а также неразрывно связанный с ним социум. Существование подобной системы в виде образа зоо-антропоморфной Праматери реконструируется на основе широких сравнительно-исторических и сравнительно-типологических сопоставлений уже для достаточно ранних этапов развития человечества (скорее всего, она складывалась в ходе формирования раннеродового общества). Об изначальной цельности и стройности данной мировоззренческой системы говорит тот интересный факт, что при рассмотрении в ее контексте многих мифологем и архетипов, которые считались относительно самостоятельными (первозданное море-океан, слитность земли и неба, огненная или вселенская река, священный остров, священная гора, Мировое древо, всемирный потоп, появление светил, огня и земли из вод, образ водяного или земляного копытного животного, «основной миф» и др.), вдруг обнаруживаются их довольно тесные взаимосвязи, тенденции к взаимоперетеканию и взаимодополнению, по-новому раскрываются их истоки. В очередной раз приходится удивляться способности древних гармонизировать и одухотворять мир вокруг себя.
Примечания 1 Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999. С. 125-178; 223-246 и др. 2 Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 97-128. 3 Кереньи К. Элевсин: Архетипический образ матери и дочери. М., 2000. С. 22. См. чуть выше в книге этого автора (с. 18) его мнение по данному вопросу: «Если такие утверждения, как "это архетипично" или "это архетип", приводят к тому, что дальнейшее исследование представляется излишним или ненужным, тогда от подобной терминологии в научной работе следует отказаться». 4 Березкин Ю. Е. Проблемы изучения индейской мифологии // Население Нового Света: проблемы формирования и социокультурного развития. М., 1999. С. 78. 5 См., например, материалы прошедшей в Гос. Эрмитаже в 1998 г. конференции: Архетипические образы в мировой культуре. Тез. докладов Всероссийской научной конференции. Ноябрь 1998 г. СПб., 1998. 6 Путилов Б. Н. Вариативность в фольклоре как творческий процесс // Историко-этнографические исследования по фольклору. Сб. статей памяти С. А. Токарева. М., С. 194-195. См. также об этой методологии: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. С. 21; Фойт В. Семиотика и фольклор // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 175; Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. Новосибирск, 1988. С. 33; Окладникова Е. А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., С. 10-13; и др. 7 Гринцер П. А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1971. С. 136. 8 Дмитриева С. И. Мировоззренческая основа народных представлений о болезнях русских европейского севера // Российский этнограф. № 3. М., 1993. С. 59; Горбовский А. Факты, догадки, гипотезы. М., 1988. С. 73, 86. 9 Дьяконов И. М. Введение (к колл. монографии) // Мифологии Древнего мира. М., 1977. С.15. 10 Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984. С. 40; Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 136-142; Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 519-521, 550; Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // МНМ. Т. 1. С. 12, 13, 19; Дьяконов И. М. Указ. соч. С. 12-14; Он же. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1993. С. 21, 37, 44. 11 Дьяконов И. М. Введение... С. 14. 12 Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. Указ. соч. С. 38‑39. 13 Токарев С. А. Указ. соч. С. 518. 14 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988. С. 34. 15 Фрейденберг О. М. Миф и литература Древности. М., 1978. С. 24. 16 Иванов В. В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 38. 17 Лукьянов А. Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М., 1992. С. 6-8. 18 Карпенко М. Вселенная разумная. М., 1992. С. 282-286; Топоров В. И. К реконструкции балто-славянского мифологического образа Земли-Матери // Балто-славянские исследования. 1998-1999. М., 2000. С. 308. 19 Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М., 1983. С. 244, 245; Он же. Первочеловек // МНМ. Т. 2. С. 300-302. 20 См., напр.: Пять философских трактатов на тему «Афак ва анфус» (о соотношениях между человеком и Вселенной. Критич. текст, указатели и введение А. Е. Бертельса. М., 1970. С. 16-113. 21 Топоров В. Н. Пространство и текст. С. 244. 22 Дьяконов И. М. Введение... С. 16. 23 Афанасьев А. Н. Языческие предания об острове Буяне // Временник Имп. Моск. об-ва истории и древностей российских. М., 1851. № 9. 1-я паг. С. 1, 2. 24 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 18. 25 Там же. С. 101. 26 См., напр., у коми: Чувьюров А. А. Культ земли в фольклоре коми старообрядцев-беспоповцев // Религиозный синкретизм: проблемы теоретического и исторического исследования. Материалы IV Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. Апрель 1997. СПб., 1997. С. 26, 27. 27 Топоров В. Н. Об индоевропейской заговорной традиции (избранные главы) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. С. 74; См. также: Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С. 92. (См. здесь также гл. Terra Mater и след. С. 88-94.) 28 Элиаде М. Указ. соч. С. 88-92; Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. СПб., 2000. С. 71—73; Dieterich A. Die Mutter-Erde. Leipzig; Berlin, 1913; Франк-Каменецкий И. Г. Отголоски представлений о матери-земле в библейской поэзии // Язык и литература. Т. 8. Л., 1932. С. 130-131; Иванов В. В. Антропогонические мифы // МНМ. Т. 1. С. 88; Charencey H. Le folklore dans les deux Monds. Paris, 1894. Ch. II. (De l'origine souterraine de l'espece humaine). P. 74-111. 29 Токарев С. А. Указ. соч. С. 542; Котляр Е. С. Миф и сказка Африки. М., 1975. С. 95, 208, 210. 30 Франк-Каменецкий И. Г. Женщина-город в библейской эсхатологии // С. Ф. Ольденбургу к 50-летию научно-общественной деятельности. Л., 1934. С. 535‑548. 31 Гусейнов Г. Ч. Ана // МС. С. 42. 32 Алексеенко Е. А. Представления кетов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. С. 77. 33 Эти характерные факты сгруппированы в кн.: Окладникова Е. А. Указ. соч. С. 240- 242. Здесь же см. ссылки на соответствующую литературу. 34 Абрамова 3. А. Древнейшие формы изобразительного творчества (Археологический анализ палеолитического искусства) // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 24-28. Рис. 5, 9. 35 Frobenlous Leo. Ekad ektab die felsbilder ferrous. Leipzig, 1937. S.51. 36 Сегал Д. М. Мифологические изображения у индейцев северо-западного побережья Канады // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 366. Рис. 15д. 37 Окладникова Е. А. Указ. соч. С. 251-252. 38 Вадецкая Э. Б. Женские силуэты на плитах из окуневских могильников // Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск, 1970. С. 261-264. Рис. 1, 2.; Новгородова Э. А. Новые данные о культе матери-прародительницы в Центральной Азии // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 249-252. 39 Жарникова С. В. О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа // СЭ. 1983. № 1. С. 87-94; Она же. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда, 1991. С. 20-26; Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как исторический источник. М., 1978. С. 120, 160; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 480; Косменко А. П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984. С. 76-84; Она же. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск, 1989. С. 56-58, 82-84; Шангина И. И. Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах ХIХ-ХХ вв. (К вопросу о семантике древних образов сюжетной вышивки). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 1975. С. 57-58; Баранов Д. А., Мадлевская Е. Л. Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях восточных славян // Сб. МАЭ. Вып. LVII. Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. СПб., 1999. С. 111-130. 40 Денисова И. М. Образ Мирового древа в русской народной вышивке // Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995. С. 186—201. 41 Стасов В. В. Русский народный орнамент. СПб., 1872. С. 204. 42 Топоров В. Н. Древо мировое // МНМ. Т. 1. С. 398. 43 Фролов Б. А. Астральные мифы и рисунки // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 57; Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов (Палеолитическая эпоха) // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 93-96; Березкин Ю. Е. Южноамериканская мифология и проблема исторических реконструкций // Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры М., 1990. С. 148-149. 44 За эти сведения приношу благодарность В. Н. Полуниной, зафиксировавшей это название во время экспедиций 1970-х годов. 45 Древнеиндийская философия (начальный период) / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. В. Бродова. М., 1963. С. 30. 46 Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. С. 81. За указание мне на этот факт приношу благодарность С. В. Жарниковой. 47 Gimbutas M. The Gods and Godesses of Old Europe. Los Angeles, 1974. Р. 174- 179. III. 127. 48 Евсюков В. В. Восточно-азиатский неолитический миф о сотворении земли // Каменный век Северной, Средней и Восточной Азии. Новосибирск, 1985. С. 96-100; Он же. Мифология китайского неолита. С. 77, 78; Он же. Мифы о вселенной. С. 60, 63-68. 49 Даниленко В. И. Космогония первобытного общества // Даниленко В. Н., Шилов Ю. А. Начала цивилизации. Екатеринбург, 1999. С. 59, 82. 50 Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. С. 194. 51 Судник Т. М., Цивьян Т. В. О мифологии лягушки (балто-балканские данные) // Балто-славянские исследования. 1981. М., 1982. С. 146; 144-152. В гуцульском искусстве (в аппликации на кептарях) известно изображение, близкое к фигуре Роженицы северных вышивок, причем в одних местностях его называли рачок («некое словно бы плавающее существо с конечностями и хвостиком», по описанию С. Б. Рождественской; отметим, кстати, что у Праматери северных вышивок также можно видеть часто между ног нечто, напоминающее головку ребенка); в других местностях этот мотив носил название Богородица, а в третьих, наиболее глухих — берегиня51 (Рождественская С. Б. Народное искусство как источник изучения исторических связей славянского и неславянского населения Карпат // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. X Междунар. съезд славистов. София, сент. 1988 г. М., 1988. С. 234), однако данным словом в русском переводе XI в. с греческого передано значение земля 51 (Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХVI-ХIХ вв. М., 1957. С. 54). Вряд ли можно считать случайным и название этого узора Богородица, так как на образ последней перешли многие представления о матери-земле (см. об этом ниже). 52 Mellaart James. Catal Huyuk. A Neolithic Town in Anatolia. London and Soinhampton. 1967. III. 28, 29, 40, VII. 53 Антонова Е. В. Орнаменты на сосудах и «знаки» на статуэтках анауской культуры // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., 1981. С. 14. 54 Даниленко В. Н. Указ. соч. С. 48. 55 Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998. С. 131-134; Он же. Космос и история. М., 1987. С. 224. 56 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С.209—227; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. 1. С. 138-150; Топоров В. Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа Земли-Матери. Балто-славянские исследования. 1998-1999. М., 2000. С. 239-371; Тульцева Л. А. Социально-нравственные аспекты земледельческой обрядности // Русские народные традиции и современность. М., 1995. С. 285-287; Белова О. В., Виноградова Л. Н., Топорков А. Л. Земля // СД. Т. 2. С. 315-321.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |