Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Растительная вертикаль




Однако мы вправе задаться вопросом: чем же, в таком случае, является почти непременный атрибут «сакрального центра» наших заговоров — дерево, какая ассоциация могла породить этот образ, исходя из рассматриваемой концепции? Растительная вертикаль, или знаменитое Древо жизни, выступает в роли обязательной составляющей этого комплекса во многих мифологиях с глубочайшей древности. В Древнем Египте считалось, что умерший фараон отправлялся в царство Ра на таинственный остров, чтобы в середине поля приношений найти дерево жизни и получить от него бессмертие368. Очень выразителен образ райского белого дерева или белой башни у некоторых грузинских племен: «В раю есть молочное озеро, в середине которого стоит белолистное дерево, на дереве... сидят дети, резвятся, смеются, а как проголодаются, дерево опускает ветви к озеру, дети наедаются, и дерево вновь выпрямляется...» (в варианте с башней речь идет о душах детей и взрослых)369. В карело-финском фольклоре герой по дороге в «холодное селение» Похьелу встречает огненную реку с островом и деревом, на котором сидит огненный орел370.

В русском фольклоре можно проследить близкую взаимосвязь дерева как с сакральной землей-островом, так и с образами бовинов: в былинах турица златорогая иногда выходит на о. Буяне «из-под белыя березы кудревастенькой», а в заговорах на том же острове из-под дуба, из-под Латыря-камня или прямо «из толстаго святого дерева» появляется бык булатный, рог которого сравнивается с самим дубом (в немецкой сказке из самого рога быка вырастает дерево, достигая небесного свода)371. В большинстве заговоров Древо упоминается уже в зачине: «На море на Окиане, на острове на Буяне стоит крута гора Сион-матушка, на крутой горе растет дуб-стародуб»372 и т. п. (см. выше). Но порой такое дерево заменяется медным столбом, и этот мотив также довольно устойчив: «На море на Окиане, среди моря белого стоит медный столб, от земли до неба, от востока до запада, а во том медном столбе закладена медная медяница от болестей и хворостей»373. В другом заговоре: «...Слово мое крепко и твердо, аки столб медян, верея железна»374. По древнерусским апокрифам, где рисуется усложненная картина мира с многоярусными опорами, нередко также речь идет о некоем «столпе» — либо поднимающемся из Океана до неба, либо поддерживающем дно моря и опирающемся на неугасимый огонь, причем в качестве аналога столпа может выступать и дуб375. Загадочным медным столбом заменяется дерево и в каравайных песнях: «Расьти, расьти, кырывай, / Выше стылпа мидяныга...»376 (ср. выше в том же контексте: «выше дуба дубова»). Рассмотрим этот образ прежде всего с точки зрения представлений о меди.

Характеристика медный, судя по русским текстам, вряд ли имеет какое-либо отношение к реальной меди, значение ее скорее символическое, связанное с «иным», загробным миром. Так, в заговорах встречаются мотивы и медного города за морем, и медного дома на острове Буяне, а порой, что немаловажно, — под морем: «Под морем под Хвалынским стоит медный дом, а в том медном доме закован змей огненный...»377 В апокрифических сочинениях, бытовавших на Руси в ХI–ХIII вв., упоминается «ад недвижимый и весь меден», а также огромные медные врата ада (как и подземное огненное озеро и железное древо с висящими на нем грешниками)378. Удивительно близок к этой картине образ загробного мира в древнеегипетской мифологии, окрашенный, однако, положительно, в отличие от христианского: поля «блаженных» с оживляющим озером расположены под землей и обнесены бронзовой стеной 379. Н. Познанский, исследуя заговоры, отмечал, что железо и медь являлись симпатическими средствами от крови 380. Однако семантика этих металлов в заговорах первоначально была, по-видимому, все же различной, иногда она выражена особенно явственно: «...Небо надо мною медное, земля подо мною железная. Как если сходится зоря с светом, так бы сходилась кровь с медью и медь с кровью от всяких глаз...»381 Здесь медь явно ассоциируется с кровью. (Ср. также в заговоре от ушиба: «Медь с медью мешается, шепота уничтожается...» — слова при поглаживании ушиба382.) Образы же медного неба и железной земли достаточно устойчивы для заговоров, порой отмечается их «досельняя» бытность: «...Доселева было при Агаряне царе, небо медно и земля железна...»383, — или особо сакральная локализация: «В чистом поле, на синем море... и взойду я, раб Божий, на Сионскую гору, и стану я, р. Б., на железном току под медным потолком...»384 У коми старообрядцев существовало поверье, что «в последние времена земля станет железом, небо — медью»385.

В русском приворотном заговоре разжигание трех печей — медной, железной и кирпичной — ставится в параллель разжиганию у девушки легких, печени и крови386 (т. е. «медному небу» здесь соответствуют легкие, а «железной земле» — печень, которая обычно называется черной в заговорах). Чаще «разжигаются» только медные печи, а порой — пещеры каменные387 (имеется в виду чрево человека). Архетипическая параллель чрево — пещера, гора явственно прослеживается и у восточных славян388. В карело-финском фольклоре хозяйка Похьелы, т. е. «иного мира», прячет в медной горе сампо — «некое средоточие, вместилище универсальных начал или «семян», от которых произошли все потребляемые человеком богатства», включая плодородие земли и сияние светил389. Пещеры являются атрибутом подземного мира-ада по ранним апокрифам, где мы встречаем также описание узкого колодца, уходящего в бездну — «каменье горящее во всехъ частехъ его», — в который еле можно просунуть человека390 (ср. мотив прохождения огня, воды и медных труб — не являются ли последние, как и вышеозначенные колодец и медные врата, детородными путями праматери-земли? Ср. из заговора: «...И отпирай у рабы Божией мясные ворота, и выпущай младеня...»391). Все указывает на явную перекличку в наших заговорах представлений о микро- и макрокосме, причем восходящую, по-видимому, еще к той архаичной стадии мировоззрения, когда земля, подземный мир и небо мыслились в почти неразделимом единстве как бы внутри «вселенской праматери», о чем, в частности, говорит медный цвет неба — цвет крови, и встречающаяся соотнесенность его с легкими (т. е. органом, наполненным воздухом). В этом аспекте интересно сопоставить просматривающуюся по нашим заговорам параллель медная печь — женское чрево с мотивом из тибетской мифологии, где первый умерший мифический царь попадает по реке в чрево богини в медном кувшине 392, а этот кувшин, в свою очередь, сопоставим с образом огромного храмового медного сосуда из Ветхого Завета, где он именуется «море», и, кстати, поддерживается двенадцатью волами393.

Вполне оправданна в круге этих представлений замена в заговорах медного столба огненным в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть горячесть крови, «разжечь тело»: «...В том поле есть Окиан-море, в том море есть Алатырь камень, на том камне стоит столб от земли до неба огненный...»394 Сходный круг представлений можно обнаружить и в мифологиях других народов — например, по верованиям алтайцев в подземном мире около озер (в том числе — кровавого) есть столбовидное возвышение, где останавливаются души умерших395. По представлениям квакиутлей (северо-западное побережье Канады), миры соединяет медный столб, однако локализация его реконструируется скорее в нижнем мире, он к тому же контаминируется с лестницей под дном океана.396 В мыонгском цикле сказаний «Рождение Земли и рождение Воды» читаем: «Дерево тю каменное, плоды медные, /...Дерево высотой до небесного лона» (чуть ниже это дерево называется медным, а в другом текстовом памятнике фигурирует образ медной лестницы на небо)397. Столь далекие и в этническом, и в географическом, и в языковом отношении параллели говорят, скорее всего, о типологическом сходстве представлений, возникших из сходных мировоззренческих установок на каком-то очень раннем историческом этапе.

Но если дерево-столб, порою отмеченное цветом крови, органично входило когда-то в систему живого вселенского организма, соединяя как бы внутри него небо и землю, а точнее — зародыш земли в виде острова/камня на внутреннем море/озере, то не мыслилось ли оно аналогом пуповины такой вселенской Праматери? Маркирование мифического «пупа земли» или Вселенной священным деревом — достаточно хорошо известный факт. Мифологи отмечают, что в концепции творения мира из расчленяемого первочеловека (Пуруши, Имира и т. п. — см. об этом ниже), являющейся, несомненно, более поздней, чем рассматриваемая мифологема живого мира-организма, «пуп первочеловека и есть пуп вселенной»398 (кстати, саму идею создания воздушного пространства из пупа Пуруши возможно объяснить только этой более ранней мифологемой). В якутских эпических текстах расположенный в середине мира «блистательный пуп земли» локализуется порой на особом медном возвышении, именно здесь растет и огромное священное дерево, источающее живительную молочную влагу, само же это сакральное место — «на лоне, блистающем белизной» праматери Кыладыкы (название местности в Среднем мире), а корни Древа уходят в Великое море и в толщу земли, достигая мифического далекого острова399(!).

В круге подобных представлений высвечивается и смысл темного места в ряде русских заговоров, где речь идет о некоей морской пуповине, которая как бы является продолжением дуба на острове: «...Есть Окиан-море, на пуповине морской лежит Латырь камень, на том Латыре камени стоит булатной дуб...»400 (Ср. в загадке: «Все вещи на свете есть, двух нет, а надо бы? — Лестницы на небо и в море»401.) Соотнесенность образа дерева с внутренними органами проявляется как в заговорном призыве золотника-матки стать «на пупыщу», сопоставляемую с березкой, так и в сказках типа «Крошечка-Хаврошечка», где чудо-яблонька вырастает порой из внутренностей или кишок коровы-матери402. В корове-мире на рисунке народной мастерицы В. В. Ковкиной (см. выше) дерево также «внутриутробное», вырастающее среди «моря» прямо из вымени, напоминающего белый островок. (Возможно, к этим представлениям восходят и истоки странного поверья, что ведьмы могут выдаивать молоко чужих коров из обыкновенного столба или дерева, как из соска403.)

Следы ассоциации с пуповиной сохранились, возможно, и в таком образе, как дерево без ветвей и листьев: «Дерево цзяньму росло посередине сада, находившегося в центре неба и земли... его тонкий длинный ствол врезался прямо в облака, на нем не было веток и только на верхушке росло несколько... наподобие зонта» (древнекитайские легенды): «Было дерево во Вселенной, не имевшее ни листьев, ни ветвей...» (армянские заговоры); «На море на океане, на острове на Буяне растет дуб мокрецкий, ни наг, ни одет...»; «Лежит дерево беспрутое...» (русские заговоры)404.

Отмеченность «пупа земли», совпадающего с понятием середины мира, особым камнем, скалой, горой или, напротив, провалом, а также священным деревом, встречается у разных народов405. Ближе к нашей концепции идея произрастания такого дерева из пупа земли и неба — на вершине горы, у молочного озера, где локализуется местообитание «духа земли» и предков — в мифологии алтайских народов; у них же известно представление об огромной ели, растущей из «пупа земли» и связанной с божеством Йер-Суб («земля-вода») и с душами-зародышами406. Понятие пуп неба и земли, относящееся к священной горе, известно также у монголоязычных народов407, а у кетов, к примеру, Полярная звезда называлась «Середины неба пупок», против него — пупок земли, который мыслился живым женским существом (причем пуп у людей считался связующим звеном с землей, дающей людям детей; такое же представление отмечено и у нганасан)408. У некоторых народов довольно явственно выражена мифологема о происхождении людей из пупа-лона земли, или о перерождении души через «пуповину матери-земли»409.

В связи с последним мотивом обращают на себя внимание мифы, где в качестве вертикали, по которой первые люди выбираются из земли (либо поднимаются с земли на небо, очень близко расположенное — как правило, в этих архаичных мифах представлены только два яруса), фигурируют корни растений, вьющиеся побеги и стебли, шесты, веревки, нити и даже паутина. По-видимому, это типологически более ранние и более естественные образы для «пуповины праматери», чем дерево или столб — последние становятся особенно актуальны уже в качестве «опоры неба» преимущественно в трехъярусной картине мира (хотя и дерево встречается в мифах в качестве связующего между изначальными, почти слитыми небом и землей, а иногда вьющееся растение оплетает ствол дерева — так, по мифам австралийского племени аранда, их предки поднимались на небо по дереву, лиане, лестнице или даже копью410). Мифы разных народов, содержащие образ такой хрупкой вертикали, неоднократно описаны в научной литературе (например, у индейцев навахо имеется предание о подъеме их мифических предков по тростнику сквозь четыре подземных слоя на поверхность, а индейцы пауни рассказывали, как их предков вывела из чрева Матери Земли Мать Кукуруза)411. Обращает на себя внимание такой вид вертикали, как полоска кожи, по которой, например, в мифе африканских масаи бог спускает на землю скот, а затем, перерезав ее, отделяет небо от земли; по бонской мифологии (Тибет) разрубается «веревка духов» между первоначальными небесами и землей, а по индонезийской — бог на веревке спустил первым людям камень, в котором было заключено бессмертие, но люди не взяли его412. В китайских мифах богиня Нюйва (кстати, с бычьей головой и телом змеи, судя по некоторым версиям) создавала людей, опуская в глиняную жижу веревку и выдергивая комочки глины413. По сказкам зырян, в подземную страну душ со своими солнцем, луной, морями, реками и озерами с живой и мертвой водой можно попасть, сдвинув тяжелый камень с глубокого хода в земле и спустившись туда по длиннейшей веревке, привязанной к дереву414. С этой мифологемой генетически связан и широко распространенный фольклорный мотив подъема героя из подземелья, ямы и т. п., а также на башню — по веревке, дереву, палке, хвосту коня или косе девушки; он хорошо известен и в русских сказках, причем в качестве вертикали иногда может выступать красная нить, семантика которой, по мнению исследователей, связана с представлением о душе, «энергетическом канале», пуповине, связи с матерью415 (ср. также в наших сказках выход героя из леса — аналога «иного мира» — по нити клубка, порой красной, подаренного Бабой Ягой; в загадках кровь может ассоциироваться с клубком: «Красненький клубочек / По двору (полю) катился, / Пылью подавился»416).

Примеры образов тонкой вертикали между ярусами мира, небом и землей можно найти в сибирских материалах — так, нганасанский шаман для определения пола и имени ожидаемого ребенка камлал, «идя по веревке-пуповине, протянутой к Луне», которая называлась «женской землей»417. Мифическая страна якутских олонхо (которую можно сравнить с нашим о. Буяном) «соединена с землей словно бы волосяной веревкой, поддержана с неба словно бы ниткой... изначальная матушка-страна»418 (ср. с воззрением индейцев чироки о земле, подвешенной в виде острова к небу на четырех веревках419). По некоторым представлениям алтайцев, центральная рыба, поддерживающая землю, подхвачена крюком с арканом, закрепленным на небе420. Все эти, столь различные на первый взгляд, мифологические мотивы и образы axis mundi в своей основе обнаруживают значительную близость в рассматриваемом контексте.

В этот же семантический ряд укладывается и еще одна мифологема — образ земли в виде цветка лотоса, поднявшегося на гибком стебле из первозданных вод, известная и в древнеиндийской (Ригведа. Х.58.3; V.19.8), и в древнеегипетской, и в ряде других мифологий421. У некоторых народов известны также представления о цветке как об аналоге лона, хранящего душу ребенка до определенного возраста422. В ранней буддийской орнаментике подводные стебли и цветки лотоса связывались с изображением обожествленной земли, а в древнеиндийской литературе этого времени встречаются сравнения его лепестков с лунными дисками и с «подобиями сердец Молочного океана» 423. Стебель его, уходивший до бесконечности в глубь океана, также сопоставим с пуповиной божества — так, по одной из легенд, Брахма появился из лотоса, росшего из пупа Вишну, который плавал спящий в изначальном океане на кольцах извечной Змеи, причем, по мнению В. В. Евсюкова, «Вишну здесь можно понимать как прообраз земли» (к тому же сложный образ Вишну был связан как с почитанием дерева ашваттхи, так и коровы, брахманы называли ритуальное топленое масло сердцем Вишну, порой он предстает как изначальное семя, дающее развитие всему живому, он же и бог зерна); сотворенный Брахмой мир напоминал по форме цветок лотоса424. (Ср. также тибетское представление о священном лотосе, растущем на вершине горы Меру в центре Вселенной и олицетворяющем женское начало мироздания, а также в китайской традиции изображение в виде лотоса Мирового древа, растущего из квадратного пруда — символа Инь 425.) В вышеописанном обряде перерождения через «золотое чрево» последнее могло изготовляться и в виде золотого лотоса 426.В литургических церемониях Древнего Египта также одна из важных тем — рождение и перерождение через лотос, причем «оживление для вечной жизни происходит путем символического «прохождения» покойного через шкуру жертвенного животного, уподобленную стеблю лотоса» (шкуру шакала Анубиса либо быка Мневиса)427.

 

Рис. 4-14. Глиняная игрушка «Корова».

Тульская обл., Одоевский р-н, д. Филимоново.

Собрание ВМДПиНИ

Если сам белоснежный лотос, исходя из круга этих воззрений, можно сопоставить в рассматриваемом контексте с нашим Бел-горюч-камнем или о. Буяном, то стебель его в этом случае — аналог «пуповины морской» из заговоров. У славян с лотосом в мифо-ритуальном аспекте сопоставима кувшинка, называемая в народе одолень-травой, причем об аномальных цветках с одним лишним лепестком говорили, что в них «свет Божий»428. В наших вышивках в центре фигуры Праматери, как уже отмечалось, нередко можно видеть 4-8-угольные мотивы, которые вполне соотносимы с представлением о первоострове внутри живой Вселенной (рис. 4-1, 4-6), однако центр маркирован часто и цветком, обычно 8‑лепестковым (рис. 4-1, 4-3, 4-5; ср. сходный символ Инанны). В русской глиняной игрушке отголоски представлений о «растительной пуповине», возможно, сохранились в традициях изображать порой веточки, деревца на спине копытных (рис. 4-14) и на юбках «барынь» спереди (рис. 4-15), что удивительно перекликается с изображениями небольшого растительного мотива в нижней части женских скульптурок анауской культуры (Ш–П тыс. до н. э.), которые, по мнению Е. В. Антоновой, служили олицетворением богини земли429 (рис. 4-16).

 

 

Рис. 4-15.

Глиняная игрушка «Баба с птицей».

Маст. А. Г. Зайцева. 1977 г.

Тульская обл., Одоевский р-н, д. Филимоново

 

Образ хрупкой стеблевидной вертикали, соединяющей два яруса мира, представлен в русских сказках хорошо известным сюжетом о гороховом (или бобовом) стебле, по которому герой попадает на небо (а спускается порой по веревке из паутинки); близкий сюжет отмечен в латышских дайнах, причем стебель боба может контаминироваться с длинным цветком, а встречаемые героем наверху его умершие родители находятся, тем не менее, «в темном углу»430. В русских сказках стебель прорастает нередко из оброненной в щель пола избы горошины, контаминируя с образом дуба, прорастающего из желудя при аналогичных обстоятельствах431 (а иногда — и с капустным кочешком, капуста же, как известно, один из аналогов женского лона в фольклоре и обрядах432; что касается гороха, то это известный символ плодовитости, горошины могли символизировать души людей, зародыши — в сказках от съеденной девушкой горошинки рождается богатырь, а в загадках мы встречаем стойкое отождествление гороха со звездами — также образами душ).

В подобных сюжетах, помимо прочего, важен и момент прорастания стебля сквозь жилище, образ которого, с одной стороны, соотнесен с семантикой мироздания, а с другой — уподобляется в русских загадках нередко корове или быку: «Стоит бычище, проклеваны бочища» (или: «У быка быка прорезались бока»); «Снаружи рогата, изнутри комола» (или: «На улице рогато, изнутри комлато»); труба же могла отождествляться с внутренностями: «Сквозь потолок кишку проволок»433. Надо отметить, что для дымового отверстия в архаичных постройках часто употребляли полый ствол дерева, наделявшийся сакральными функциями — так, в Афинах в храме главной богини над ее светильником был устроен дымоход в виде медной пальмы, поднимавшейся до потолка434. Хижина в обрядах типа инициационных могла выступать одновременно и как образ мира, и в качестве аналога материнского чрева, чрева праматери-животного435, что правомерно и для похоронных обрядов (например, в срубной культуре на территории Днепропетровской обл. известны курганные захоронения в срубе, покрытом шкурой крупного рогатого животного, и отмечены случаи установления внутри него дерева-столба с ветвями436; аналогичный столб в сопках новгородских словен археологи рассматривают как символ «мирового древа», а саму сопку — как храм-модель мира437).

 

 

Рис. 4-16.

Женская терракотовая статуэтка.

Алтын-Депе. II тыс. до н. э.

 

Некое строение — изба, храм, баня — в русских заговорах часто входит в круг сакральных образов (оно стоит среди моря или на о. Буяне) и порой обладает космическими характеристиками: «...в море окияне стоит беседа дубовая от востока и до запада, от лета и до севера, на тои на беседы дубовой стоит престол злат...»438 (ср. мотив из мифа нивхов, явно связанный с идеей перерождения, инициации: «На море среди воды стояла юрта. В ней спал старик...» — он затем переделывает героя в «железного человека» путем варки его в котле439). А в вариантах былины о Садко на дне моря — изба морского царя «большая, во все дерево»440 (кстати, и в загадках изба порой уподобляется дереву: «Дуб дыроват, в дубу ядра говорят»441).

Из подобных представлений, реконструирующих нам образ как бы «внутриутробной» axis mundi, становятся более объяснимы истоки таких далеких от реальности мифологем, как подводное или подземное Древо жизни. Первая из нихконтаминирует с образом «хрупкой вертикали» в водах, который встречается в некоторых восточнославянских этиологических легендах, в частности белорусских: лоза вырастает из земли поднятой чертом со дна моря и выплюнутой им442 (ср. с мифом неветти — посланный Вороном на дно туркан приносит ветку сосны, из которой создается земля и растительность, а по тунгусскому мифу Буга выращивает на дне моря целую сосну443). Очень близок этим мотивам и древнеиндийский из «Атхарваведы» (Х.7.41): «Тот, кто знает золотой тростник, стоящий в море, тот действительно тайный Праджапати»444. Уже к разработанным образам подводного Древа относятся, например, тибетское древо жизни Ямбу, произрастающее на дне озера, и шумерское Кишкану — в одном из заклинаний о нем сказано: «В Эриду растет черное дерево Кишкану, в священном месте созданное. Его вид подобен лазурному камню, продирающемуся через весь океан...», а в другом памятнике говорится о его серединном положении, о том, что «его белый хрустальный корень достигает глубины», оно связано с «сердцем священного дома» — обиталищем могущественной Матери445. Близкий мотив имеется в «Ригведе» (I.24.7), где описывается священная ашваттха, поддерживаемая Варуной, чей образ связан прежде всего с космическими подземными водами (на дне моря — его дворец):

«В бездонном (пространстве) царь Варуна

с чистой силой действия

Держит прямо вершину дерева

(Ветви) направлены вниз. Их основания — наверху 446.

Происхождение образа дерева вниз ветвями, вверх корнями получает еще одну версию в свете данной концепции — некоторые сибирские изображения последнего, например у эвенков и долган, очень напоминают именно пуповину: от крутой дуги спускается столбик-лесенка, завершающаяся внизу порой кружком с маленькими фигурками оленей, птиц и деревцев447. В Америке также можно встретить мифологему подводного дерева — к примеру, в мифах перуанских индейцев имеется мотив о человеке-дереве на дне реки448.

Образ подземного Древа жизни встречаем, например, у сибирских татар в виде растущих в преисподней священной ели с девятью корнями и золотого сияющего тополя, освещающего подземную страну449. По некоторым древнегреческим мифам гранатовое дерево представлялось растущим в саду царя подземного мира, а произрастающими порой в пещере изображались также виноград и яблоня450. Интересна и перекличка образа подземного Древа с «белым островом» — так, имя Левка, кроме острова, известно в греческой мифологии и для одной из дочерей Океана, похищенной Плутоном и превратившейся в элизиуме теней в тополь451. По мифу тлинкитов «нижняя старуха» ушла через гору под землю и держится там за столб, на котором стоит земля452. Подземное дерево с листьями-душами людей было известно в верованиях народов Океании453, а у майя можно проследить динамику развития подобного образа, причем он слит в едином комплексе с «утробой земли» и «водами»: священное Древо, росшее, по более ранним представлениям, в пещере, «питалось девственными водами, выходившими из прародины предков; по ветвям и стволу души могли подниматься в мир живых; а позже... стало считаться, что оно растет на земле, а уровни его кроны пересекают небесные пространства»454.

Возникновение архетипического образа Древа с душами на ветвях (и с непременным водоемом поблизости), являющегося одной из самых распространенных мировых универсалий, вполне логично вытекает из ассоциации с пуповиной земли-вселенной, концентрирующей вокруг себя зародыши жизни, причем порой не только людей, но и животных, птиц и т. п. (например, в мифе калифорнийских индейцев на дереве или пруте, росшем прямо среди первозданных вод, в гнезде были птицы и звери, здесь же «замешивается» земля455). Очень характерен в этом отношении рассказ нганасанского шамана о своем посвящении — на острове подземного озера он видит дерево со множеством людей на вершине, и дух этого дерева говорит: «Я есмь дерево, делающее всех людей способными к жизни» 456. Параллели встречаются буквально по всему миру, даже по вариантам микронезийских мифов люди возникают из ветвей дерева, происходящего из потустороннего мира457. В раннехристианской апокрифической литературе также можно встретить отголоски этого архетипа: так, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается увиденное ею в аду «дерево железное, верхние ветви [которого походили на крюки]. И было здесь [на ветвях тех] множество мужчин и женщин, за языки подвешенных»458 — в данном эпизоде этот древний мотив переосмыслен христианством в резко отрицательном ключе, однако, как известно, в образе животворящего древа-креста он сохранил и свою первоначальную возрожденческую функцию. В Древнем Египте ветви священной сикоморы, представлявшейся по текстам росшей посреди озера или первозданных вод Нуна, уподоблялись возрождающему чреву богини-матери, в частности, в обряде выноса статуи Осириса (с этим деревом могли отождествляться и Хатхор, и Нут, а «Осирис на сикоморе ассоциировался с зернами, скрытыми в земле»)459.

Подобные представления, связанные с концептуально близкими к ним и широко распространенными когда-то обрядами захоронения в ветвях или дуплах деревьев с целью последующего возрождения, имплицитно отразились и в русских загадках: «На поле (вар. — горе) на тетенском стоит столб (чаще вар. — дуб) веретенской; никто его не обойдет, не объедет...» (отгадка — смерть); «Стоит мост об семь верст, посреди моста (чаще вар. — «по конец моста») золотая яблонь (вар. — дуб, куст, столб с цветом)» (отгадка — Пасха)460. Подобные, не очень понятные на первый взгляд, загадки о Пасхе особенно показательны, так как в основе праздника лежит идея воскресения (причем явно просматривается древнее представление о возрождении около Велика дня душ умерших вообще), — странный образ дерева на мосту в этих загадках объясним лишь в мифологическом контексте: переход душ умерших в иной мир по мосту над морем — одна из распространенных мифологем, в том числе у русских (таким мостом могли служить и радуга, и Млечный Путь)461, в конце же этого перехода их ждет возрождение через чудесное Древо. К тому же семантическому кругу можно отнести и обряды с прохождением или протаскиванием больных сквозь развилку, ветви, корни или отверстия в стволе дерева, хорошо известные до недавнего времени и в русской народной культуре, для которой образ Древа с душами предков-потомков в его ветвях в виде плодов, цветов, листьев или птиц реконструируется по самым различным материалам. Приведем только характерные примеры из загадок (отгадки, как известно, могли варьироваться и профанироваться, здесь важны сами образы):

 

«Стоит столб от земли до неба, В этом столбе 12 горшков, Во всяком горшке все по дитенку...» отгадка — колокольня, Новг. губ);   «Стоит древо Среди самаго белаго света; На этом древе сидит ворон Яблоки щипает И в яму бросает; Но яма не наполняется, И яблоки не убывают». (отгадка — ворон = смерть, яблоки= люди,Зап. Сибирь)462

 

Интересно сопоставить с последним мотивом образность чешской сказки, в которой девушка поочередно превращается в желудь на старом дубе, драгоценный камень в скале на горе, кольцо в раковине на дне моря463. Фактически это различные образы, в которых представлялась душа, и смена ее местонахождений (дуб — гора — море), говорящая об их семантической взаимосвязи, весьма показательна с точки зрения концепции «вселенской праматери». Все эти три локуса надо рассматривать, скорее всего, не в качестве тождественных, как мы это порой встречаем в научной литературе464, а в качестве взаимодополняющих в некогда цельной системе, хотя со временем, несомненно, эта взаимосвязь могла утрачиваться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.