Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир — стоящее божество 2 страница




57 Митрофанова В. В. Загадки. Л., 1968. № 1929. С. 71.

58 Виноградова Л. Н. Откуда дети берутся? // Славянский и балканский фольклор. Этнолингвистическое изучение Полесья. М., 1995. С. 181, 182.

59 Соболев А. Н. Указ. соч. С. 72.

60 Полевые материалы автора (далее ПМА). 1992. Тетр. 2. С. 62-63, 83-84, 100, 122. Верховажский р-н Вологодской обл. Записи в Сибирском и Нижне-Коленьгском сельсоветах.

61 Журавлев А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. М., 1994. С. 116.

62 Сказки и предания Северного края / Зап., вступ. ст. и коммент. И. В. Карнауховой. М.; Л., 1934. № 26.

63 Мадлевская Е. Л. Указ. соч. С. 64.

64 Соболев А. Н. Указ. соч. С. 101.

65 Невская Л. Г. Мать в погребальном фольклоре // Балто-славянские исследования. 1982. М., 1983. С. 203, 204.

66 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 139, примеч. 3.

67 Мальков В. В. Указ. соч. С. 169, 170; 216-252 (гл. Апокрифическая антропология); 440-449.

68 Плотникова А. А. Землетрясение // СД. Т. 2. С. 314.

69 Соколовы Б. М. и Ю. М. Сказки и песни Белозерского края. Пг., 1915. С. 518; Митрофанова В. В. Указ. соч. № 2725. С. 90. Загадки, подобные вышеприведенной, чаще встречаются с отгадкой «дорога», они известны в большом количестве вариантов (Садовников Д. Загадки русского народа. СПб., 1901. № 1323 а-о. С. 136) — ср. о дороге: «Лежит баба, говорит баба: «Если б я встала, до неба б достала...» (Митрофанова В. В. Указ. соч. № 2729. С. 90). Их вариативность в отгадках представляется не случайной, семантически данные образы были, видимо, очень близки — ср., например, румынскую загадку о дороге: «Штефан длинный, как земля...» (Цивьян Т. В. Оппозиция мужское/женское и ее классификационная роль в модели мира // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 90, примеч. 25). Оба образа перекликаются к тому же с третьим — с деревом, ср. о дороге: «Лежит брус во всю Русь; если бы руки да ноги, то бы встал да и до неба достал...» (Садовников Д. Указ. соч. № 1323. С. 136) и о земле: «Лежит дерево беспрутое...» (Митрофанова В. В. Указ. соч. № 302. С. 25), дерево же является, как известно, одним из главных образов дороги между мирами (об этом см.: Иванов В. В. Проблемы этносемиотики. С. 44; Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 166-167). Это позволяет предположить и в загадываемой «дороге» образ мифического пути душ, восходящий в конечном итоге к представлению о «круговороте жизни», в котором неразделимо слиты пространство и время через аспект движения (см.: Топоров В. Н. Пространство и текст. С. 258-270), что так разнообразно отразилось в сказочном фольклоре. Не случаен в этих загадках, по-видимому, и мотив воровства.

70 Ригведа. Избранные гимны / Отв. ред. Г. М. Бонгард-Левин. М., 1972. С. 132.

71 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996. С. 267.

72 Багдасаров Р. В. Символика созвездий Стрельца и Центавра в русской традиционной культуре // Древняя астрономия: Небо и человек. М., 1998. С. 17.

73 Топорков А. Л. Земля // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995 (далее — СМ). С. 192-193; Тульцева Л. А. Указ. соч. С. 287; Невская Л. Г. Указ. соч. С. 204.

74 Оболенская С. Н., Топорков А. Л. Народное православие и язычество Полесья // Язычество восточных славян / Отв. ред. И. В. Дубов. М., 1990. С. 169.

75 Федотов Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. С. 78.

76 Чичеров В. И. Указ. соч. С. 55, 60, 61.

77 Федотов Г. Указ. соч. С. 56.

78 Марков А. Несколько народных молитв // ЭО. 1912. № 1-2. С. 217-218.

79 Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. Т. 1. М. 1904. № 174. С. 608.

80 Напольских В. В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф). М., 1991. С. 138, 144-146, 150, 153, 157, 158.

81 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 476.

82 Калевала. Карело-финский эпос. / Пер. Л. П. Вельского. М., 1949. С. 174-176; Киуру Э. С., Мишин А. И. Фольклорные истоки «Калевалы». Петрозаводск, 2001. С. 40.

83 Иванов В. В., Топоров В. Н. К проблеме лтш. Jumis и балтийского близнечного культа // Балто-славянские исследования. 1982. М., 1983. С. 160.

84 Йеттмар К. Религии Гиндукуша. М., 1986. С. 52, 76-78.

85 Иванов В. В., Топоров В. И. К проблеме лтш. Jumis... С. 160; Они же. Велес; Велняс; Велс // МС. С. 120.

86 См., например, у африканских народов: Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 108; ср. в Ветхом Завете: «Подобны материнскому лону (вар. — ложеснам. — И. Д.) обиталища душ в преисподней» — см.: Ветхий завет. Третья книга Ездры, 4; Франк-Каменецкий И. Г. Отголоски представлений о матери-земле... С. 136.

87 Эти факты см.: Соболев А. Н. Указ. соч. С. 112; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982. С. 56-64, 134-138, 149, 151 и др.; Оболенская С. Н., Топорков А. Л. Указ. соч. С. 155-156; Иванов В. В., Топоров В. Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования. 1982. М., 1983. С. 175-197.

88 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 53; Топоров В. Н. Боги славянские // СД. С. 210; Лома А. Древние славянские божества у сербов // Живая старина. 1998. № 1. С. 3, 4.

89 Архангельские былины... Т. 3. СПб., 1910. № 114. С. 617; Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1877 г. Архангельск, 1983. С. 77.

90 Смолицкий В. Г. Былина о Святогоре // Славянский фольклор. М., 1972. С. 73-76.

91 Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. С. 39. Причем мифы о Паньгу передают представления и о вселенной — живом существе, и о творении мира из частей тела этого первопредка уже после его смерти: «...Тело Паньгу стало почвой... Из туловища, рук и ног образовались четыре стороны света и пять главных гор. Кровь Паньгу потекла по земле реками...» и т. д. — см.: Рубинштейн Р. И. Древний Восток. М., 1974. С. 154.

92 Демиденко Е. Л. Былинная богатырша Златыгорка // Язычество восточных славян. М., 1990. С. 121-129. Эпизоды былин о такой богатырше аналогичны отдельным эпизодам со Святогором, и прежде всего — сажание им в карман встреченного младшего богатыря вместе с конем, что перекликается с мотивами из саг народов Северной Европы, в которых богатырши или иные женские мифологические персонажи сажают в карман волов с пахарем либо переносят в карманах камни для обустройства мира, создают из них острова (см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 657- 659; Шкунаев С. В. Старуха из Бэра // МС. С. 512), карман же или передник, видимо, изоморфен чреву таких богатырей (ср. мотив Вейнямейнен в чреве Випунена).

93 Мадлевская Е. Л. Царь-девица (К вопросу о противоборстве мужского и женского персонажей в русской сказке) // Материалы по этнографии. Т. I. СПб., 2002. С. 79, 59.

94 Киуру Э. С. Мишин А. И. Указ. соч. С. 60, 61, 85-87; Калевала. С. 226, 227.

95 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 669, 741.

96 Кызласов И. Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов // СЭ. 1982. № 2. С. 83-92.

97 Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят. М.; Улан-Удэ, 2001. С. 191.

98 Леруа-Гуран А. Религии доистории // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971. С. 89.

99 Ригведа. Избранные гимны. С. 111.

100 Буров В. А. Образ мировой горы у новгородских кривичей и словен // Истоки русской культуры. М., 1997. С. 87-98; Баранов Д. А. Образ ребенка в народной эмбриологии // Материалы по этнографии. Т. I. СПб., 2002. С. 13. По восточнославянским материалам параллель человек — гора особенно наглядно проявляется в заговорах, относящихся к женщине-роженице: «Тридзевяць горы расступицеся, тридзевяць ряки разыйдзицеся, тридзевяць городы расступицеся...» — см.: Романов Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Витебск, 1894. С. 160-161. Образность этих заговоров, кстати, может пролить свет на распространенный сказочный мотив сходящихся и расходящихся гор или скал с ручьями живительной воды между ними.

101 Кызласов И. Л. Указ. соч. С. 84, 86, 87.

102 Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971. С. 160; Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. С. 101; Он же. Мифы о Вселенной. С. 74-75, 58-62 и др.; Окладникова Е. А. Указ. соч. С. 129, 159, 198-200.

103 Аврорин В. А., Козьминский И. И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» // Сб. МАЭ. Вып. 11. М.; Л., 1949. С. 326-328.

104 Баранов Д. А. Указ. соч. С. 27.

105 Анисимов А. Ф. Космогонические представления народов Севера. М.; Л., 1959. С. 27.

106 Новик Е. С. Миф ыз // МС. С. 370.

107 Хелимский Е. А. Моу-нямы // МС. С. 376.

108 Емельянов И. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М., 1983. С. 16‑17.

109 Ионова М. Н., Пуговкина М. И. Якутские загадки // Советский фольклор. Сборник статей и материалов. № 4-5. М.; Л., 1936. № 81. С. 248.

110 Евсюков В. В. Мифы о мироздании // Мироздание и человек. М., 1990. С. 62; Он же. Мифология китайского неолита. С. 101; Шахнович М. И. Указ. соч. С. 160.

111 Ларичев В. Е. Мамонт в искусстве поселения Малая Сыя и опыт реконструкции представлений верхнепалеолитического человека Сибири о возникновении Вселенной // Звери в камне. Новосибирск, 1980. С. 159-198. См. также ряд статей по этой теме (С. В. Иванова, В. В. Сенкевич-Гудковой, Е. Д. Прокофьевой и др.) в Сборнике Музея антропологии и этнографии. Т. XI. М.; Л., 1949.

112 Фомин И. И. Искусство палеолитического периода в Европе. М., 1912. Таб. ХХIХ-2, ХХХVIII-3; рис. 26; Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. Рис. 140-142. С. 205.

113 Евсюков В. В. Восточно-азиатский неолитический миф... С. 101; см. также: Анисимов А. Ф. Указ. соч. С. 32-33; Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. С. 92.

114 Прокофьева Е. Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. С. 112.

115 Василевич Г. М. Ранние представления о мире у эвенков (материалы) // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды Института этнографии АН СССР. Нов. сер. Т. LI. М., 1959. С. 160-161.

116 Майногашева В. Е. Некоторые сюжеты Сивого (Синего) и Черного быков в фольклоре Саяно-Алтайских тюркоязычных народов // Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск, 1982. С. 137-145.

117 Тюхтенева С. П. Об эволюции культа гор у алтайцев // Шаманизм и ранние религиозные представления. М., 1995. С. 174-177.

118 Ларичев В. Е. Указ. соч. С. 195-198. Рис. 16.

119 Дашиева Н. Б. Указ. соч. С. 181.

120 Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. М., 1986. С. 207-216.

121 Балабина В. И. Фигурки животных и их символика как отражение одной из зна­ковых систем древних земледельцев Европы // Российская археология. 1997. № 2. С. 40.

122 Даниленко В. Н. Указ. соч. С. 39.

123 Жуковская И. В. Вышивка тверских карел по коллекции М. В. Михайловской // Сб. МАЭ. Вып. XXVIII. Л., 1972. С. 188. Рис. 4.

124 Крижевская Л. Я. Погребения животных как форма проявления первобытных верований // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб., 1991. С. 87.

125 Даниленко В. Н, Указ. соч. С. 45-49. Табл. XVI-1.

126 Кинк X. А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. М., 1976. Рис. 4, 10, 64-66.

127 Беляев Ю. А. Зверобоги древности. М., 1998. С. 96.

128 Неклюдов С. Ю. Алтан мелхий // МС. С. 34; Евсюков В. В. Восточно-азиатский неолитический миф... С. 96-98.

129 Власова М. И. Русские суеверия. СПб., 1998. С. 326.

130 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 88, 126.

131 Богаевский Б. Л. Минотавр и Пасифая на Крите в свете этнографических данных // С. Ф. Ольденбургу к 50-летию научно-общественной деятельности. Л., 1934. С. 102, 103.

132 Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. С. 161.

133 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 194.

134 Иванов В. В. Корова // МНМ. Т. 2. С. 5.

135 Бадж Э. У. Легенды о египетских богах. М., 1997. С. 77

136 Матье М. Э. Указ. соч. С. 211.

137 Семашко И. М. Праздник Дивали и его место в индуистском календаре // Календарно-праздничная культура народов зарубежной Азии: Традиции и инновации. М., 1997. С. 114; Серебряный С. Д. Лакшми // МС. С. 310.

138 Гусева Н. Р. Слияние христианства с язычеством // Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Рис. на с. 129.

139 Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980. С. 75; Топоров В. Н. Рудра // МС. С. 471.

140 Трубачев О. Н. Происхождение названий домашних животных в славянских языках. М., 1960. С. 40-41; Маковский М. М. Указ. соч. С. 297.

141 Даниленко В. Н. Указ. соч. С. 87, 80.

142 Gimbutas M. Ор.cit. III. 170; см. в этой связи также: Богаевский Б. Л. Указ. соч. С. 95-113.

143 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Рис. на с. 159.

144 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 163; СД. Т. 2. С. 313-315; Кузнецов В. А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1980. С. 38.

145 Маковский М. М. Указ. соч. С. 113.

146 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 653.

147 Веселовский А. Н. Сравнительная мифология и ее метод // Собр. соч. Т. 16. М., 1938. С. 93-94.

148 Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — экспозиция 1997 г. Подобные подвески с коровьей головой были наиболее распространены в бассейнах верхнего Днепра и Зап. Двины и тяготеют к балто-финскому субстрату, хотя были популярны и в древнерусской одежде — см.: Хвощинская Н. В. Об этнической атрибуции подвесок с изображением головок быка // Славяне, финно-угры, скандинавы, волжские булгары. Доклады Междунар. симпозиума. 11-14.05.1999. Пушкинские Горы. СПб., 2000. С. 246-253.

149 Велесова книга // Русские веды. Ред. И. Б. Чистякова. М., 1992. С. 147, 203.

150 Иванов В. В., Топоров В. Н. Жемина // МС. С. 214-215.

151 Власова М. И. Указ. соч. С. 328-331, см. также об Индрике с. 212-213.

152 Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — нач. XX вв. М.; Л., 1954. С. 43. Рис. 22(2).

153 Бернштам Т. А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх «Ящер» и «Олень» // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 17-36.

154 Миловский А. С. Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами. М., 1994. С. 83-84. Рис. на с. 84. О коровае см.: Потебня А. А. Мифическое значение некоторых обрядов и поверий. М., 1865. С. 51-53; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. С. 243-258.

155 Бушкевич С. П. Этнографический контекст одного случая экспрессивной номинации (корова) // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. М., 1992. С. 321-323, 331; Журавлев А. Ф. Указ. соч. С. 34-35; Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М., 1985. С. 283-285.

156 Липец Р. С. Образ древнего тура и отголоски его культа в былинах // Славянский фольклор. М., 1972. С. 94, 96, 97; Гацак В. М., Рикман Э. А. Легенда о Драгоше и отражение в ней средневековой этнической ситуации в Восточном Прикарпатье // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 203—211.

157 Липец Р. С. Указ. соч. С. 97.

158 Сумцов Н. Ф. Тур в народной словесности. Киев, 1887. С. 13, 16; Садовников Д. Указ. соч. № 1555-1566. С. 161-165; Липец Р. С. Указ. соч. С. 98.

159 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992 (репринтное воспроизведение изд. 1880 г.). С. 388-389.

160 Заговорные тексты в рукописных материалах П. Г. Богатырева // Этнолингвистика текста: Семиотика малых форм фольклора. Вып. 2. М., 1988. С. 79.

161 Мелетинский Е. М. Аудумла // МС. С. 71; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 656.

162 Журавлев А. Ф. Указ. соч. С. 158.

163 Потебня А. А. Указ. соч. С. 195; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 674.

164 Бремон К. Бык-тайник (Трансформация одной африканской сказки) // Зарубежные исследования по семантике фольклора. М., 1985. С. 145-166.

165 Эрман В. Г. Указ. соч. С. 199 пр. 32.

166 Кстати, только в свете происхождения подобного круга сюжетов от мифологемы «вселенского существа» объяснимы такие странные мотивы, как отрезание от неба кусочков первыми людьми и приготовление из них пищи, содержащиеся в преданиях африканских эве — см.: Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. С. 41.

167 Пропп В. Я. Указ. соч. С. 213-218.

168 Романов Е. Р. Указ. соч. Вып. 3. Витебск, 1887. С. 289-295.

169 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 741-742.

170 Забылин М. Указ. соч. С. 420.

171 Бадж Э. У. Указ. соч. С. 193; см. также: Пропп В. Я. Указ. соч. С. 187, 188; Элиаде М. Священное и мирское. С. 118, 119.

172 Луркер М. Египетский символизм. (Сер. Символы. Кн. IX). М., 1998. С. 85.

173 Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 243-246.

174 Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. М., 1992. С. 33.

175 Купер Дж. Указ. соч. С. 208.

176 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 620; Пропп В. Я. Указ. соч. С. 318.

177 Пропп В. Я. Указ. соч. С. 318.

178 Матье М. Э. Указ. соч. С. 124, 126-128.

179 Древнеиндийская философия. Начальный период. (Тексты). М., 1963. С. 34; Грысык Н. Е Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Средней Двины: пространственные и временные координаты // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. С. 68-70.

180 Славянский фольклор. Тексты. М., 1987. С. 105.

181 Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII в. до конца X в. по РХ). СПб., 1870. С. 139.

182 Садовников Д. Указ. соч. № 1722ж. С. 184.

183 Даниленко В. Н. Указ. соч. С. 46, 47.

184 Афанасьева В. К. Намму // МС. С. 385.

185 Тиваненко А. В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск, 1989. С. 173.

186 Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986. С. 160.

187 Неклюдов С. Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 209, 210.

188 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 499.

189 Мальков В. В. Указ. соч. С. 225, 228.

190 Древнерусская литература. Изображение природы и человека / Отв. ред. А. С. Демин. М., 1995. С. 187.

191 Мильков В. В. Указ. соч. С. 234; Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. С. 25.

192 Киуру Э. С., Мишин А. И. Указ. соч. С. 76.

193 Обрядовая поэзия. Кн. 2. Семейно-бытовой фольклор. М., 1997. С. 19; Забылин М. Указ. соч. С. 290.

194 Зеленин Д. К. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губернии // ЖС. 1905. Вып. 1-2. С. 44; Забылин М. Указ. соч. С. 387.

195 Успенский. Б. А. Указ. соч. С. 56, примеч. 46.

196 Древнерусская литература... С. 189.

197 Соболев А. Н. Указ. соч. С. 107-108; Рифтин Б. Л. Ню-лан// МС. С. 407; Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 50; Крапп Эдвин К. Астрономия: Легенды и предания о Солнце, Луне, звездах и планетах. М., 1999. С. 486, 508; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 288.

198 Василевич Г. М. Указ. соч. С. 169-170, 187; Напольских В. В. Указ. соч. С. 83.

199 Гринцер П. А. Ганга // МС. С. 140.

200 Мадлевская Е. Л. Указ. аб. С. 79, 105, пр. 37.

201 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 661.

202 Перекличка образов коровы, реки, а также женского божества обнаруживается при сопоставлении санскритской лексики с северорусскими и индийскими гидронимами («го», «гави» — корова, «гавини» — стадо коров; «гуда» — кишки, канал, изливания; «инду» — капля, влага, «сок луны»; богиня «Лакшми» — о связи ее с водой и коровой см. выше; ср. с этими словами и их значением названия рек: инд. Ганга, Инд, сев.-ру с. Ганга, Гавишна, Гавяна и т. п., Гуда, Индога, Индега и т. п., Лакшма, Локшма, Лекшма — см. Жарникова С. В. Древние тайны русского севера // Древность: Арьи. Славяне. М„ 1996. С. 121-123; см. также с. 91, 92.

203 Некрасова М. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. М., 1983. Илл. 75; Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. (Книга для учителя). М., 1984. Рисунок на вклейке в конце книги.

204 Никифоров А. И. Победитель змея (Из северно-русских сказок) // Советский фольклор. № 4-5. М.; Л., 1936. С. 179-180.

205 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997. С. 94; Тайлор Э. Б. Указ. соч. С. 281.

206 Эрман В. Г. Указ. соч. С. 125; см. также с. 66, 75, 89, 201, примеч. 55.

207 Фролов Б. А. Указ. соч. С. 49.

208 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 676-678.

209 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 176; см. об этом также: Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 244.

210 Ершова Г. Г. Зодиакальный пояс в представлениях мезоамериканцев // Дракон и зодиак. М., 1997. С. 73.

211 Тайлор Э. Б. Указ. соч. С. 156; Лосев А. Ф. Античная философия в ее историческом развитии. М., 1957. С. 94; Он же. Уран // МС. С. 563; Топоров В. Н. Космогонические мифы // МНМ. Т. 2. С. 8; Элиаде М. Священные тексты... С. 87.

212 Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество / Отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск, 1989. С. 41.

213 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 204.

214 Топоров В. Н. Махи; Родаси; Рудра // МС. С. 354, 469, 471.

215 Ригведа. Мандалы V-VIII / Отв. ред. П. А. Гринцер. М., 1995. С. 172; Ригведа. Избранные гимны. С. 97, 100.

216 Митрофанова В. В. Указ. соч. № 6. С. 18.

217 Топоров В. Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа Земли-Матери. С. 261-262.

218 Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. С. 47; Даниленко В. Н. Указ. соч. С. 43.

219 Лукьянов А. Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М., 1992. С. 14.

220 Ригведа. Избранные гимны. С. 108.

221 Норман Браун У. Указ. соч. С. 306.

222 Мильков В. В. Указ. соч. С. 168.

223 Прокофьева Е. Д. Указ. соч. С. 109.

224 Ларичев В. Е. Указ. соч. С. 193-194.

225 Евсюков В. В. Восточно-азиатский неолитический миф... С. 98.

226 Цит. по: Лукьянов А. Е. Истоки Дао. С. 43; другие приведенные факты см.: Там же. С. 17; Никулин Н. И. Вьето-мыонгский миф о мировом древе и становление литературы // Мифология и литературы Востока. М., 1995. С. 130.

227 Даниленко В. Н. Указ. соч. С. 110, примеч. 99.

228 Новик Е. С. Буга // МС. С. 102.

229 Ларичев В. Е. Указ. соч. С. 180.

230 Алексеев Н. А. Указ. соч. С. 92.

231 Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. С. 60 (здесь см. и ссылки на мнения других ученых); Шахнович М. И. Указ. соч. С. 160; Прокофьева Е. Д. Указ. соч. С. 112- 114; Сегал Д. М. Указ. соч. С. 340-344.

232 Алексеев Н. А. Указ. соч. С. 56.

233 Чагдуров С. Ш. Происхождение Гэсэриады. Новосибирск, 1980. С. 130-131.

234 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 162.

235 Окладникова Е. А. Указ. соч. С. 288-290 и др.

236 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 162.

237 Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. Указ. соч. С. 59.

238 Ершова Г. Г. Указ. соч. С. 80.

239 Окладникова Е. А. Указ. соч. С. 252; Крапп Эдвин К. Указ. раб. С. 486.

240 Василевич Г. М. Указ. соч. С. 161.

241 Алексеенко Е. А. Указ. соч. С. 76, 79.

242 Псалом Давида о сотворении мира // Псалтирь, 103. Цит. по: Познанский Н. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995. С. 255.

243 Древнерусская литература... С. 195.

244 Садовников Д. Указ. соч. № 1806. С. 194; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 760-761.

245 Рыбникова М. А. Загадки. М.; Л., 1932. С. 155.

246 Митрофанова В. В. Указ. соч. № 52. С. 19.

247 Ср. в связи с этим отвращающие обряды у славян: Толстой Н. И. Гениталии // СД. С. 494-495; по нганасанским представлениям женщине запрещалось переступать через мужские предметы, т. к. они могли быть втянуты ею — см.: Грачева Г. Н. Следы ранних представлений о природных связях у нганасан // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 104.

248 Бадж Э. У. Указ. соч. С. 280; Рубинштейн Р. И. Нут // МС. С. 405.

249 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 181.

250 Семенова Т. С. Народное искусство и его проблемы (очерки). М., 1977. С. 75.

251 Дашиева Н. Б. Указ. соч. С. 181, 190. Рис. 1.

252 Там же. С. 223; Беляев Ю. А. Указ. соч. С. 98-99.

253 Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. М., 1977. Рис. на с. 60, 68; Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986. Илл. на с. 137, 162, 174 и др.

254 Массон В. М., Сарианиди В. И. О знаках на среднеазиатских статуэтках эпохи бронзы // Вопросы Древней истории. 1969. № 1. С. 90-94.

255 Очень выразителен образ приземистой тучной коровы с параллельными волнистыми линиями и точками между ними вдоль ее тулова в гуцульской керамике (Гоберман Д. Н. Искусство гуцулов. М., 1980. Илл. 122). Близкую орнаментацию встречаем на тулове глиняных оленей из Ленинградской обл. (Народное искусство Российской Федерации (из собрания ГМЭ). Авт.-сост. Л. Н. Молотова. Л., 1981. Илл. 9 в разделе «Искусство народов Северо-Запада»). В гуцульской народной керамике имеется также изображение коровы, вдоль хребта которой проходит волнистая полоса с точками, а посередине туловища — поперечная волнистая линия (Гоберман Д. Н. Росписи гуцульских мастеров. Л., 1972. Илл. на с. 165).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.