КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мир — стоящее божество 3 страница
256 См. соответственно: Gimbutas M. Op. cit. Р. 106; III. 69, 70; Богаевский Б. Л. Указ. соч. С. 99. Фиг. 7, 8; Сокровища Кипра. Каталог выставки / Ред. И. Сорвина. М., 1970. № 20, 30, 31, 34, 46, 80. Илл. на с. 38. 257 Эрман В. Г. Указ. соч. С. 67, 69; Гусева Н. Р. Слияние христианства с язычеством. С. 129. 258 Иванов В. В. Корова // МНМ. Т. 2. С. 5; Мелетинский Е. М. Мифы Древнего мира... С.76. 259 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 678. 260 Евсюков В. В. Восточно-азиатский неолитический миф... С. 96; Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 107. 261 Мириманов В. Б. Мифологические и профанные сюжеты в наскальном искусстве Сахары // Мифология и литературы Востока. М., 1995. С. 156. 262 Котляр Е. С. Ньиканг // МС. С. 406. 263 Окладникова Е. А. Символы мужского и женского начал в космогонических представлениях индейцев Северной и Центральной Калифорнии // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 180, примеч. 2. 264 Лот А. К другим тассили. Л., 1984. С. 115-116. 265 Котляр Е. С. Гиханга // МС. С. 156-157. 266 Йеттмар К. Указ. соч. С. 73. 267 Майногашева В. Е. Указ. соч. С. 141-146. 268 Василевич Г. М. Указ. соч. С. 163. 269 Анисимов А. Ф. Указ. соч. С. 19; Иванов С. В. Указ. соч. С. 43. 270 Анисимов А. Ф. Указ. соч. С. 18. 271 Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 34. 272 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 71. 273 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 100. 274 Садовников Д. Указ. соч. № 1898. С. 204. 275 Полевые материалы автора (далее — ПМА). 1994. Тетр. 3. С. 23. Запись в д. Малое Сокерино Тихоновского с/с; Народная проза. М., 1992. С. 444-445; Соколовы Б. М. и Ю. М. Указ. соч. С. 288; Максимов С. В. Указ. соч. С. 76, примеч.; Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ. Ч. 1. М„ 1877. С. 188; Ончуков Н. Е. Северные сказки. СПб., 1909. № 231. 276 Потебня А. А. Указ. соч. С. 211. 277 Соколовы Б. М. и Ю. М. Указ. соч. С. 10-12. 278 Шаповалова Г. Г. Указ. соч. С. 213-215. 279 Церен Э. Лунный бог. М., 1976. С. 204; Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Тр. Института этнографии АН СССР. Нов. сер. Т. LI. М., 1959. С. 205, 212. 280 Раденкович Л. Водяной бык в преданиях балканских славян // ПОЛYТРОПОN: к 70-летию Владимира Николаевича Топорова. М., 1998. С. 439‑446. 281 Архангельские былины... (былина «Васька пьяница и Кудреванко царь»). Т. 3. С. 378. № 65 (Мезень). См. также с. 53, 76, 163, 378; Т. 1. С. 311. Дальнейшее повествование идет от имени туров и уже никак не связано с образом чудо-турицы (в вариантах она может называться однорогой или одногнедой) на о. Буяне. Исследователи фольклора считают этот запев наследием глубокой старины в нашем эпосе и предполагают, что легенда о турице была когда-то самостоятельным произведением — см.: Липец Р. С. Указ. соч. С. 100. Здесь же приводится аналогичное мнение В. Ф. Миллера. 282 Сумцов Н. Ф. Указ. соч. С. 21; Липец Р. С. Указ. соч. С. 95. 283 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене // Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. С. 221, 222. 284 Трубачев О. Н. Указ. соч. С. 42,43. 285 Лосев А. Ф. Посейдон // МС. С. 446. 286 Маковский М. М. Указ. соч. С. 36, 44. 287 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 124, 183. 288 Там же. С. 118. 289 Богданов В. Народная космография // Землеведение. 1895. Кн. 1. С. 132-133. Цит. по: Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 37. 290 Киуру Э. С, Мишин А. И. Указ. соч. С. 22. 291 Францев Ю. П. Змеиный остров в древнеегипетской сказке // Изв. АН СССР. Отд. гуманитарных наук. VII сер. № 10. Л., 1929. С. 817-837. 292 Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. Указ. соч. С. 40. 293 Тайлор Э. Б. Указ. соч. С. 286-287; Евсюков В. В. Указ. соч. С. 43; Афанасьев А. Н. Языческие предания об острове Буяне. С. 1-24; Купер Дж. Указ. соч. С. 41. 294 Гринцер П. Я. Указ. соч. С. 168. 295 См. тексты в: Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. // Ж С. СПб. 1907. Год XVI. Вып. I—IV; Зебницкий П. Заговоры (конца XVII в.) // Там же. Вып. I; Мансикка В. Заговоры Шенкурского уезда // Там же. 1912. Год XXI. Вып. I; Срезневский В. И. Сборник заговоров по списку 2-й четв. XVII в. // Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собранных для Имп. АН в Олонецком крае. СПб., 1913 и др. 296 Срезневский В. И. Указ. соч. С. 503; Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. I-II. С. 44. 297 Толстой И. И. Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте. Пг., 1918; Пятышева Н. В. Археологическое обследование о. Левки (о. Змеиный) осенью 1964 г. // Археологический сборник. Тр. ГИМ. Вып. 40. М., 1966. 298 Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / Сост. А. Л. Топорков. М., 1996. С. 18-27, 362, примеч. 25 (статья Языческие предания об острове Буяне). Позднее в своем известном трехтомнике автор больше акцентирует проекцию этого архетипа на небо в духе мифологической теории и в чудо-камне предполагает образ солнца. 299 Топоров В. Н. Об индоевропейской заговорной традиции. С. 99. 300 Топоров В. Н. Пространство и текст. С. 255-257. 301 Рабинович Е. Г. Богиня-мать; Земля; Середина мира // МНМ. Т. 1. С. 180, 467; Т. 2. С. 428; Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 125. 302 Топоров В. Н. Океан мировой // МНМ. Т. 2. С. 249; Шахнович М. И. Указ. соч. С. 173. 303 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 125. 304 Там же. С. 122, 125, 156-158, 183, примеч. 3 и 4. 305 Древнеиндийская философия. С. 68; Эрман В. Г. Указ. соч. С. 102, 154; Топоров В. Н. Гора // МНМ. Т. 1. С. 311. 306 Срезневский В. И. Указ. соч. С. 509, 502; Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. I-II. С. 25. 307 Пропп В. Я. Указ. соч. С. 263-265, 274-276; Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Золото // СД. Т. 2. М., 1999. С. 354, 355. 308 Древнеиндийская философия. С. 40. 309 Раденковиh Л. Дъна — стари словенски назив jедне болести // Слово и культура. Т. 2 / Под ред. Т. А. Агапкиной. М., 1998. С. 190-197; Клетнова Е. Остатки змеиного культа в пределах Смоленской губ. // Научные известия Гос. Смоленского унта. Сер. общ.-гуман. наук. Т. 2. Смоленск, 1924. С. 154. 310 Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. М., 1979. С. 117. 311 Романов Е. Р. Указ. соч. Вып. 5. С. 58-60. № 25-27, 29, 38 и др. 312 Возвращаясь к затронутому вопросу о соотнесенности образа лягушки/жабы с моделью мира, отметим, что космологический аспект этого образа, возможно, имеет своим истоком в первую очередь представление в нем женской матки — на это наиболее характерное для данного образа значение, причем с глубокой древности, указывали многие исследователи, см.: Gimbutas M. Op. cit.Р. 178, 179; Баранов Д. А., Мадлевская Е. Л. Указ. соч. С. 112-116. На ранних этапах в этих образах могла мыслиться не сама земля или Вселенная, а именно ее «матка», дающая жизнь всему в мире — отсюда, вероятно, и образ золотой жабы в восточных мифологиях. А образы крупного копытного и лягушки в этой космологической системе могли быть взаимодополняющими, отголоском чего, вероятно, является некоторая соотнесенность лягушки и коровы (см. выше о лягушке-коровнице). В русских вышивках фигуры, которые можно определенно считать изображением лягушки, также несколько отличаются от образа Праматери. 313 Иванов П. В. Несколько заговоров из Старобельского уезда // Вестник Харьковского историко-филологического общества. Вып. 4. Харьков, 1913. С. 76. 314 Пропп В. Я. Указ. соч. С. 263. 315 Романов Е. Р. Указ. соч. Вып. 5. С. 59. № 30. 316 Буров В. А. Указ. соч. С. 87-91; Мелетинский Е. М. Указ. соч. С. 122. 317 Срезневский В. И. Указ. соч. С. 486; см. также: Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. 1. СПб., 1841. С. 31; Забылин М. Указ. соч. С. 390. 318 Мадлевская Е. Л. Указ. соч. С. 67. 319 Мифы о пахтанье см.: Махабхарата I.15-17; Рамаяна I.45; Бхагават-пурана VIII. 6-12; Агни-пурана 3; Вишну-пурана 1, 9; Матсья-пурана 241 и др. 320 Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир / Отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск, 1988. С. 120, 121, 132; Неклюдов С. Ю. Ульгень // МС. С. 562; Топоров В. Н. Океан мировой // МНМ. Т. 2. С. 249. 321 Гринцер П. А. Лунный миф в романе «Кадамбари» Баны // Мифология и литературы Востока. М., 1995. С. 19-24. 322 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 96-97. 323 За эти сведения по средиземноморскому региону выражаю благодарность Я. В. Чеснову. Круг подобных воззрений в связи с образом лягушки рассмотрен в ст.: Судник Т. М., Цивьян Т. В. О мифологии лягушки. С. 150-152; Баранов Д. А., Мадлевская Е. Л. Указ. соч. С. 119. 324 Йеттмар К. Указ. соч. С. 143. 325 Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время... С. 132. 326 Дашиева Н. Б. Указ. соч. С. 205. 327 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 155. 328 Романов Е. Р. Указ. соч. Вып. 8-9. С. 387; Турилов А.А., Чернецов А. В. К характеристике народных верований восточных славян // Истоки русской культуры. М., 1997. С. 101. 329 Кузнецов А. Болванцы на Лысой горе. (Очерки языческой топонимики). Вологда, 1999. С. 71. 330 Архангельские былины... Т. 2. Прага, 1939. С. 359; Потебня А. А. Указ. соч. С. 16. 331 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 145, 227. 332 Напольских В. В. Указ. соч. С. 137. 333 Элиаде М. Священные тексты... С. 132. 334 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 3. С. 489-490. 335 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 158. 336 Митрофанова В. В. Указ. соч. № 1305. С. 52. 337 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. 2. СПб., 1905. С. 258. 338 Самоделова Е. А. Каравайная традиция рязанской свадьбы // Этнография и фольклор Рязанского края (Первые Лебедевские чтения). Рязань, 1996. С. 29. 339 Зеленин Д. К. Религиозно-магическая функция фольклорных сказок // С. Ф. Ольденбургу. К 50-летию... С. 232; Пять философских трактатов... С. 40; Гусева Н. Р. Индия... С. 92. 340 Бушкевич С. П. Указ. соч. С. 326-328. 341 Потебня А. А. Указ. соч. С. 51. 342 Романов Е. Р. Указ. соч. Вып. 8-9. Вильна, 1912. С. 387. 343 Самоделова Е. А. Указ. соч. С. 26, 28, 29. 344 Потебня А. А. Указ. соч. С. 51-53; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 243-258; Агапкина Т. А. Хлеб (материалы к словарю полесской этнокультурной лексики) // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М., 2001. С. 342-344, 353. 345 Белова О. В., Виноградова Л. Н., Топорков А. Л. Указ. соч. С. 315. 346 Митрофанова В. В. Указ. соч. № 4230; Трубачев О. Н. Указ. соч. С. 46. 347 Ганцкая О. А. Польские народные фигурные кондитерские изделия // Сб. МАЭ Вып. XXVIII. Л., 1972. С. 258. 348 Самоделова Е. А. Указ. соч. С. 29. 349 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 468; Дьяконов И. М. Архаические мифы... С. 26-28. 350 В заговорах, например, встречается мотив добывания «доброго сала», врачующего и защищающего от леших и домовых, — из «злата тура», подстреленного «златым человеком», сидящим в «златом камне» на «златом море» — см.: Срезневский В. И. Указ. соч. С. 508. Ср. с этим также миф африканской народности динка о творении первых людей из кома жира бога-быка его женой — богиней, вышедшей из дерева, — см.: Котляр Е. С. Денгдит // МС. С. 182-183. 351 Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. I-II. С. 48; Вып. III-IV. С. 70. 352 Познанский Н. Указ. соч. С. 205. 353 Баранов Д. А. Указ. соч. С. 19. 354 Афанасьев А. И. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 131-133, 140. 355 Демич В. Ф. О змее в русской народной медицине // Ж С. СПб., 1912. Год XXI. Вып. 1. С. 46; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 546-549. 356 Лукьянов А. Е. Указ. соч. С. 78. 357 Мелетинский Е. М. Аудумла. 358 Архангельские былины... Т. 3. СПб., 1910. № 114. С. 620. 359 Пропп В. Я. Указ. соч. С. 211-218. 360 Левкиевская Е. Е. Ирей // СД. Т. 2. С. 422, 423; см. о связи водоворота с идеей порождения жизни: Купер Дж. Указ. соч. С. 42. 361 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 3. С. 813; Коробко О. А., Ченская Г. А. Рай в православной иконографии // Сакральное в истории культуры. СПб., 1997. С. 126. 362 Неклюдов С. Ю. О функционально-семантической природе знака... С. 198-211. 363 Турилов А. А., Чернецов А. В. Указ. соч. С. 103. 364 Архангельские былины... Т. 1. М., 1904. № 6. С. 35. 365 Там же. № 102. С. 433. 366 Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. I-II. С. 25; Вып. III-IV. С. 60, 94; Обрядовая поэзия. Кн. 2. Семейно-бытовой фольклор. М., 1997. С. 22, 24. 367 Садовников Д. Указ. соч. № 1817-а. С. 194. Пример данного значения пахоты, в частности, см.: Киуру Э. С. Мишин А. И. Указ. соч. С. 94. 368 Пропп В. Я. Указ. соч. С. 272. 369 Гагулашвили И. Ш. О символике цвета в грузинских заговорах // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 214-215. 370 Киуру Э. С, Мишин А. И. Указ. соч. С. 80. 371 Сумцов Н. Ф. Указ. соч. С. 20; Познанский Н. Указ. соч. С. 202-203; Забылин М. Указ. соч. С. 369; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 657, примеч. 1. 372 Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. I-II. С. 31; Вып. III-IV. С. 59. 373 Забылин М. Указ. соч. С. 390; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 527, примеч. 2. 374 Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. III-IV. С. 96. 375 Мильков В. В. Указ. соч. С. 161-165. 376 Романов Е. Р. Указ. соч. Вып. 8-9. С. 358. 377 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 438; см. также: Забылин М. Указ. соч. С. 302, 303. 378 Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фолклорной традиции. Новосибирск, 1998. С. 34; Древнерусская литература... С. 187, 191. 379 Рубинштейн Р. И. Иару // МС. С. 226-227. 380 Познанский Н. Указ. соч. С. 222. 381 Срезневский В. И. Указ. соч. С. 503. 382 ПМА. 1992. Тетр. 2. С. 60. Волог. обл., Верховаж. р-н, Нижнеколеньгский с/с, д. Фоминская. 383 Забылин М. Указ. соч. С. 290. 384 Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. III-IV. С. 93. 385 Чувьюров А. А. Указ. соч. С. 27. 386 Забылин М. Указ. соч. С. 311. 387 Там же. С. 306. Образ печи как живородящего чрева встречаем в загадке о жизни и смерти: «Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает» (Садовников Д. Указ. соч. № 2038. С. 220). 388 Буров В. А. Указ. соч. С. 87-98. 389 Киуру Э. С., Мишин А. И. Указ. соч. С. 39, 47-50, 123. 390 Древнерусская литература... С. 189, 191. 391 Обрядовая поэзия. Кн. 2. С. 8. 392 Огнева Е. Д. Тригумцэнпо // МС. С. 548. 393 Ветхий Завет. III Книга Царств, гл. VII. 394 Забылин М. Указ. соч. С. 310. 395 Дьяконова В. П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. С. 278. 396 Сегал Д. М. Указ. соч. С. 343-345. 397 Никулин Н. И. Вьето-мыонгский миф о мировом дереве и становление литературы // Мифология и литературы Востока. М., 1995. С. 130, 131. 398 Топоров В. Н. Пуп земли // МНМ. Т. 2. С. 350. 399 Нюргун Боотур стремительный. Якутск, 1982. С. 48-50; Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980. С. 320-321; Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. С. 93. 400 Познанский Н. Указ. соч. С. 202; Забылин М. Указ. соч. С. 369; близкий вариант см.: Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. I-II. С. 29. 401 Садовников Д. Указ. соч. № 2268. С. 241. 402 Романов Е. Р. Указ. соч. Вып. 3. Витебск, 1887. С. 292, 294. 403 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 3. С. 493-495. 404 Иванов В. В. Проблемы этносемиотики. С. 44; Одабашян А. А. Мифологический образ центра мира в армянских заговорах // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора (Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму). М., 1988. С. 66; Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. С. 26; Митрофанова В. В. Указ. соч. № 302. С. 25. 405 Топоров В. И. Гора. Пуп земли. // МНМ. Т. 1. С. 311-313; Т. 2. С. 350. 406 Дьяконова В. П. Указ. соч. С. 272; Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время... С. 123; Басилов В. И. Йер-Су // МС. С. 265. 407 Неклюдов С. Ю. Алтан гадас // МС. С. 33. 408 Алексеенко Е. А. Указ. соч. С. 77-78, 85; Грачева Г. Н. Следы ранних представлений о природных связях у нганасан // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 104. 409 Топоров В. Н. Пуп земли. С. 350; Окладникова Е. А. Указ. соч. С. 254. 410 Элиаде М. Религии Австралии. СПб., 1998. С. 96; 140; Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 253. 411 Cook R. The tree of Life. Symbol of the Centre. London, 1974. Р. 17; Элиаде М. Священные тексты... С. 136; см. также: Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 252-254, 164; Шахнович М. И. Указ. соч. С. 119, 205; МС. С. 525, 548 и др. 412 Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. С. 40, 41. 413 Рифтин Б. Л. Нюйва // МС. С. 407. 414 Соболев А. Н. Указ. соч. С. 106, примеч. 2. 415 Неклюдов С. Ю. О функционально-семантической природе знака... С. 198-207, 220-221; Шинкарев В. Н. Человек в традиционных представлениях тибето-бирманских народов. М., 1997. С. 205, примеч. 48. 416 Садовников Д. Указ. соч. № 1569. С. 165. 417 Грачева Г. Н. Указ. соч. С. 105. 418 Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М., 1983. С. 15. 419 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. С. 67. 420 Дьяконова В. П. Указ. соч. С. 269. 421 Семека Е. С. Антропоморфные и зооморфные символы в 4-х и 8-членных моделях мира // Труды по знаковым системам. Т. 5. Тарту, 1971. С. 92, 114; Шахнович М. И. Указ. соч. С. 171, 174, 181; см. также графические изображения земли в виде многолепесткового цветка у индейцев Калифорнии: Окладникова Е. А. Указ. соч. Рис. 63; текст на с. 204, 260, 263. 422 Шинкарев В. Н. Указ. соч. С. 128, 203, примеч. 12, 13. 423 Норман-Браун У. Указ. соч. С. 318; Гринцер П. А. Указ. соч. С. 23, 24. 424 Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. С. 93; 174; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М., 1980. С. 272‑274, 277. 425 Шишло Б. П. Тунгусский миф о творении и его культурное пространство // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб., 1991. С. 204, примеч. 44. 426 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 244. 427 Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985. С. 76. Рис. 20; о культе лотоса см. здесь же на с. 74-77. 428 Приношу благодарность С. В. Жарниковой, зафиксировавшей это название, за сообщение мне данного факта. Об одолень-траве как аналоге восточного лотоса см. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 416, 417. 429 Массон В. М., Сарианиди В. И. Каракумы: заря цивилизации. М., 1972. Рис. на с. 41; Антонова Е. В. Указ. соч. С. 16. 430 Цивьян Т. В. Движение и путь в балканской модели мира. М., 1999. С. 86‑89. 431 Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Т. 1. М., 1957. № 19, 20, 420; Русские детские сказки. Из сб. А. Н. Афанасьева. М., 1986. С. 88-90. 432 Бернштам Т. А. Совершеннолетие девушки в метафорах игрового фольклора // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 239. 433 Садовников Д. Указ. соч. № 17, 18, 20, 113, 119. С. 2, 11. 434 Кагаров Е. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. СПб., 1913. С. 130. Дымоход в жилище осмыслялся как своеобразный «жизненный канал» (например, хорошо известно поверье, что аист опускает новорожденного в трубу); у тунгусоязычных народов считалось, что душа омя попадает в утробу женщины через дым очага и так же уходит в мир мертвых, а по нганасанскому мифу через дымовое отверстие подводного чума поднимается из океана мешочек с первой землей; ср. также с удэгейским представлением о доме старухи-подательницы жизни, посередине которого росло дерево душ — см.: Сем Т. Ю. Семантика образов первоисточника жизни у тунгусоязычных народов // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб., 1991. С. 183, 184; Напольских В. В. Указ. соч. С. 148. 435 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 242; Элиаде М. Священное и мирское. С. 40-43, 118. 436 Отрощенко В. В. Идеологические воззрения племен эпохи бронзы на территории Украины (по материалам срубной культуры) // Обряды и верования древнего населения Украины. Киев, 1990. С. 11, 12. 437 Буров В. А. Указ. соч. С. 90, 93-96. 438 Срезневский В. И. Указ. соч. С. 511, см. также с. 487; близкие мотивы см.; Зебницкий П. Указ. соч. С. 6; Мансикка В. Указ. соч. С. 126, 135; Виноградов Н. Н. Указ. соч. Вып. I-II. С. 45. Вып. III-IV. С. 57, 63. 439 Анисимов А. Ф. Указ. соч. С. 25-26. 440 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 212. 441 Садовников Д. Указ. соч. № 118. С. 11. 442 Судник Т. М. К описанию структуры одного белорусского (восточно-полесского) заговора // Текст: Семантика и структура. М., 1983. С. 190, примеч. 12. 443 Напольских В. В. Указ. соч. С. 158; Василевич Г. М. Указ. соч. С. 178; Шишло Б. П. Указ. соч. С. 194. 444 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 178, примеч. 34. 445 Церен Э. Лунный бог. М., 1976. С. 123; Perrot Nell. Les represantations de l'arbre sacre sur les monumants de Mesopotamie et d'Elam. Paris, 1937. Р. 6, 9. 446 Цит. по: Топоров В. Н. Об индоевропейской заговорной... С. 67, примеч. 7. 447 Иванов С. В. Указ. соч. Гл. 2. Рис. 2, 9, 12. 448 Березкин Ю. Е. Мочика. Л., 1983. С. 55. 449 Майнагашев С. Д. Загробная жизнь по представлениям турецких племен Минусинского края // Ж С. 1915. Год XXIV. Вып. 3. С. 290. 450 Кереньи К. Элевсин: Архетипический образ матери и дочери. М., 2000. С. 150, 152. 451 Тахо-Годи А. А. Левка // МС. С. 313. 452 Мелешинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. С. 116. 453 Франк-Каменецкий И. Г. Отголоски представлений о матери-земле... С. 135, примеч. 3. 454 Ершова Г. Г. Указ. соч. С. 75. 455 Элиаде М. Священные тексты... С. 92. 456 Анисимов А. Ф. Указ. соч. С. 49. 457 Полинская М. С. На-реау // МС. С. 388. 458 Мильков В. В. Указ. соч. С. 612. 459 Померанцева Н. А. Указ. соч. С. 68, 69. 460 Садовников Д. Указ. соч. № 2027а-е, 2028а,б, 2082, 2081а-м. С. 217-218, 194, 223-224. 461 Соболев А. Н. Указ. соч. С. 113-115; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 3. С. 285-290. 462 Садовников Д. Указ. соч. № 1000. С. 103; № 2036-е. С. 220; мотив загадывания людей через ягоды, цветы, листья дерева см. № 2034-2037. С. 219-220. 463 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 713. 464 См., напр.: Сем Т. Ю. Указ. соч. С. 183. 465 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 125. 466 Элиаде М. Религии Австралии. С. 75, 76. 467 Топоров В. Н. Пространство и текст. С. 247, 248. 468 Алексеенко Е. А. Указ. соч. С. 71. 469 Ригведа. Избранные гимны. С. 132. 470 Мелетинский Е. М. Мифы Древнего мира... С. 105. 471 Напольских В, В. Указ. соч. С. 137-159; Элиаде М. Священные тексты... С. 90- 92; 144-148. 472 Грысык Н. Е. Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Средней Двины: пространственные и временные координаты // Русский Север: ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. С. 69. 473 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 57. 474 Баранов Д. А. Указ. соч. С. 22. 475 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 34. 476 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 154, 158, 159. 477 Кондратов А. М. Великий потоп. Мифы и реальность. Л., 1982. С. 132, 133. 478 Обзор мифов о потопе по всему миру см.: Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 63-159; два последние примера — с. 140 и 137; Емельянов В. В. Мифологема потопа и шумерская историография // Петербургское востоковедение. Вып. 6. СПб., 1994. С. 232, прим. 1. 479 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 65; Он же. Восточно-азиатский неолитический миф... С. 97. 480 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 82. 481 Кондратов А. М. Указ. соч. С. 54. 482 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 93, 94, 132, 136. 483 Мелетинский Е. М. Мифы Древнего мира... С. 95. 484 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 69. 485 Беляев Ю. А. Указ. соч. С. 109. 486 Там же. С. 42; Мелетинский Е. М. Мифы Древнего мира... С. 76; Емельянов В. В. Указ. соч. С. 236-237. 487 Котляр Е. С. Денгдит // МС. С. 182.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |