КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кадры управления
Согласно установившейся классификации, кадры управления делятся на три основные группы: руководители, специалисты и вспомогательный персонал. Руководители отбираются главным образом из числа специалистов. Существует также система повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов и руководителей. Такая система помогает повышать степень подготовленности специалистов для руководящей работы. Однако считается, что научить человека искусству руководства — лишь одна сторона вопроса-подготовки управленческих кадров. Другая сторона — отбор пригодных для управленческой работы лиц из числа претендентов с учетом их способности объективно оценивать явления, события и новые идеи, предвидеть ход событий, умения общаться с людьми и др. «Хороших управленцев меньше, чем хороших артистов», — убеждены специалисты, занятые подготовкой и подбором руководящего персонала. Потенциальный руководитель должен обладать прирожденными способностями управлять людьми. Поэтому при выборе руководителей используется специальный набор тестов, определяющий их профессиональную пригодность. По данным российских и зарубежных фирм, специализирующихся на подборе и подготовке руководителей, для оценки характеристик кандидатов на руководящие должности следует учитывать их личные качества (табл. 6.3). Таблица 6.3
Ранжирование указанных в табл. 6.3 характеристик может меняться в зависимости от объекта управления, должности, реальной ситуации на объекте, для которого отбирается кандидатура руководителя. Однако во всех случаях руководитель обязан обладать способностью не вступать в мелкие ненужные конфликты и погашать конфликты среди подчиненного ему персонала. Хороший руководитель — человек инициативный, энергичный, прогрессивный и физически выносливый. Словом — личность. Ему необходимо обладать достаточно высоким уровнем квалификации в сфере его непосредственной деятельности. Он должен находить и выделять основные задачи и приоритеты управляемого объекта уметь конкретизировать свои замыслы, аргументированно их обосновывать и отстаивать. Наряду с этим утверждение, что «менеджмент — это всего лишь искусство, а не наука», — ошибочно. Талант должен быть подкреплен знаниями. Менеджмент — это профессия, в которой заняты люди различной квалификации и неодинаковых дарований. Но все они нуждаются в профессиональных знаниях. Талантливая личность лишь более эффективно их использует в управлении, чем обыкновенные люди. Руководители обычно подразделяются по рангам: высшего звена, среднего звена и низшего звена. На фирме сферы производства руководители высшего звена — директор и его заместители, руководители среднего звена — начальники цехов и отделов, руководители низшего звена — мастера и бригадиры. Существуют понятия «линейный» и «функциональный руководитель». К линейному составу руководителей обычно относят начальников цехов, участков, мастеров; к функциональному составу — начальников функциональных отделов: инженерных, экономических, юридических, лабораторий и бюро. Специалисты — это экономисты, инженеры, юристы, программисты, которые в соответствии с их профессией и накопленным опытом подразделяются на главных (наиболее квалифицированных), старших и просто специалистов. Их задача — сбор и анализ информации, относящейся к управляемому объекту, подготовка планов и графиков работы фирмы, проектов и распоряжений руководителей, разработка нормативов, организация контроля, подготовка и анализ отчетов, разработка технической документации и т. д. В частности, экономист предприятия, имеющий высокую квалификацию (прежде всего руководители экономических подразделений фирмы), обязан на основе подготавливаемой им документации обеспечивать синхронность производственного процесса, рост объема выпуска продукции, непрерывность и безубыточность производства на всех его стадиях. Он должен уметь подготавливать административно-хозяйственные и плановые решения по текущей деятельности и стратегии развития фирмы, находить рациональные пути и средства интенсификации производства и повышения его экономической эффективности за счет рационализации управления, внедрения новой техники и технологии. Менее квалифицированные специалисты, как правило, заняты решением отдельных узкоспециализированных вопросов экономики и управления предприятием. Специалисты узкого профиля концентрируют внимание на отдельных конкретных вопросах деятельности предприятия. Их работа в отдельных случаях мало, чем отличается от обязанностей вспомогательного технического персонала, категории вспомогательных работников относятся секретари, делопроизводители, операторы машиносчетных операций, счетоводы, учетчики, чертежники, экспедиторы. Эти работники отвечают за своевременную техническую обработку информации — ее упорядочение, учет, хранение, размножение, выдачу, пересылку и т. д. Конкретный состав кадров управления того или иного органа определяет его штатное расписание, т. е. перечень должностей, утвержденных в установленном порядке и соответствующих структуре данного органа. Руководители предприятий (фирм) и специалисты должны овладевать навыками работы в условиях рынка. Без такого рода знаний и опыта крайне трудно налаживать экономические связи, которые строятся по правилам рынка. На российских предприятиях в 1991—2000 гг. в разной степени потребовалось провести реорганизацию управления, изменить критерии оценки деятельности персонала, провести обучение специалистов. В новых условиях хозяйствования от руководителей на предприятиях потребовались большая инициатива и самостоятельность в работе, ориентация на доход, а не на выполнение указаний вышестоящего органа управления. Руководители предприятия (фирмы) в рыночных условиях должны способствовать повышению гибкости внутренних подразделений (цехов, филиалов, отделов) и контролировать их способность адаптации к изменениям конъюнктуры рынка. Для этого периодически проводятся контрольные обследования работы отдельных цехов, участков и других подразделений фирмы или предприятия в целом с точки зрения соответствия требованиям рынка и перспективным задачам фирмы. На основе обследований составляется план административных и организационно-экономических мер перестройки работы объекта с целью устранения обнаруженных недостатков. Организуется поэтапная реализация этого плана. Соответственно определяются: ― соответствие стиля и методов управления объектом задачам его деятельности; ― наличие проектов и планов развития и совершенствования работы объекта; ― принимаемые меры и степень обеспечения конкурентоспособности продукции; ― уровень технологии; ― прогрессивность методов организации производства и труда; ― уровень квалификации персонала, включая информационную и техническую вооруженность управленческого и инженерного труда. Реальная потребность предприятий (фирм) в развитии собственного производства и коммерческих отношений с партнерами заставляет персонал вести поиск приемлемых вариантов экономических связей, усваивать правила рынка. Важное значение имеет разработка и реализация проектов социально-экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих стабильное положение предприятия в постоянно меняющихся условиях рынка. За разработку проектов отвечают руководители коммерческих и технологических отделов. Изменения конъюнктуры рынка требуют от руководителей перестройки стратегии и внутренней идеологии организации предприятия. Отсутствие надежного государственного «буфера» между предприятиями и внешней средой ставит задачу создания на предприятиях адекватной структуры, способной удовлетворять запросы времени. Стиль управления и образ мышления руководителей предприятия должны не замыкаться на решении внутренних проблем (кадровых, финансовых и т. д.), а придавать большее значение проблемам рынка и запросам обновляющейся внешней среды. Важное значение имеет правильное и четкое распределение функций структурных подразделений и персонала предприятия, в том числе: - по подготовке документов (положений и инструкций) по разграничению и определению функций (задач, прав, обязанностей и ответственности) структурных подразделений; - по распределению и контролю обязанностей, круга деятельности, задач, прав, ответственности за качество работ и своевременность выполнения обязанностей работников; - по разработке и совершенствованию системы принудительных и поощрительных стимулов к труду для персонала предприятия. Руководители предприятия должны систематически контролировать: - степень информированности персонала о его прямых обязанностях, текущих и перспективных задачах; - наличие необходимых технических средств, нормативных документов, методик, инструкций, информации для оперативной работы персонала; - степень освоения персоналом рабочих документов; - возможность персонала оперативно получать необходимую в работе информацию; - быстроту обработки информации; - наличие штатных и внешних консультантов по управлению и другим сферам деятельности предприятия. Развитие и широкомасштабное применение информационных технологий в управлении предприятием предъявляют возрастающие требования к персоналу, значительно повышают роль человеческого фактора при решении основных коммерческих и технологических задач предприятия. «Люди — не винтики», — отмечает Билл Гейтс — владелец всемирно известной фирмы «Майкрософт».
Краткие выводы: 1. Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Функционирование механизма управления обеспечивается администрацией предприятия. К администрации относят директора предприятия, его заместителей и помощников, начальников цехов, отделов и руководителей других подразделений, а также специалистов, которые подготавливают для руководителей необходимую информацию и документы. 2. Управление можно представить как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию и контроль их исполнения. 3. В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов. 4. Существует четыре типа ситуаций, в которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности, конфликта. 5. Средства производства (машины, оборудование, здания, сооружения, материалы, инструменты) и люди, приводящие их в действие, — это интеллектуальный и материально-производственный потенциал предприятия и страны в целом. Установленные производственные отношения на предприятии определяют роль и место каждого работника в процессе производства и распределения дохода. Контрольные вопросы: 1. Дайте характеристику каждому принципу управления. 2. В чем отличие линейной и линейно-штабной форм управления? 3. В чем заключается функциональная форма управления? 4. Дайте характеристику матричной формы управления. 5. Как происходит анализ и принятие решения в условиях риска? 6. Как происходит анализ и принятие решения в условиях определенности? 7. Какие функции органов управления вы знаете? дайте характеристику. 8. Как осуществляется управление цехом? 9. Как осуществляется управление объединением? 10. Какими качествами должны обладать руководители? 11. Дайте общую характеристику специалистам.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |