Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар как взаимодействие и общение участников




Спецсеминар.

Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начина­ющих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеми­нар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, на­пример моделирования ситуаций. На итоговом занятии препо­даватель, как правило, делает полный обзор семинаров и сту­денческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качест­во профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллек­тивной работы, обеспечивающей активное участие каж­дого студента.

Какой тип организации деятельности студентов на семинар­ском занятии отвечает такому определению, задает способ об­щения как взаимодействия?

Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семи­нарского занятия (групповую форму).

Преподаватель взаимодействует с группой как с целым, вы­полняет обучающую функцию по отношению ко всем. При вы­ступлении студента сохраняется групповой способ общения. Не­достатки такой организации состоят в следуюшем (схема 5.1).

Схема 5.1

 

1. Выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует.

2. Нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь вы­ступающему расценивается как подсказка, запрещенный при­ем, нарушение дисциплины.

3. Нет личностного включения студентов в учебную деятель­ность.

4. Сковывается интеллектуальная активность студентов.

5. Дистанция между преподавателем и студентами ставит барь­ер общению, взаимодействию.

6. Студенты имеют возможность не высказываться, занимать­ся во время семинара другой работой.

Сама форма организации семинара ставит студентов в пас­сивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессио­нального общения и взаимодействия, которые требуются про­фессиональным сообществом. Таким образом, групповая фор­ма общения на занятии не является адекватной моделью отно­шений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удов­летворяет требованиям подготовки специалистов.

Поиски адекватных форм привели к коллективной форме орга­низации семинарского занятия по принципу «круглого стола» (cxeма5.2).

Схема 5.2

Коллективная форма организации общения студентов на семинаре-дискуссии

 

 

Эта форма отражает особенности современного профессио­нального общения на производстве.

На таком семинаре осуществляются сотрудничество и взаи­мопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семина­ров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. В условиях совместной работы студент занимает ак­тивную позицию.

Наиболее адекватно принцип «круглого стола» реализуется на семинаре-дискуссии.

Семинар-дискуссия — диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные во­просы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискус­сии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.

Необходимым условием развертывания продуктивной дис­куссии являются личные знания, которые приобретаются сту­дентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия. Нужно разли­чать «диалогоподобное» общение, когда каждый ведет свою «партию», и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии.

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозго­вого штурма», «деловой игры». В первом случае участники се­минара стараются выдвинуть как можно больше идей, не под­вергая их критике, а потом из них выделяются главные, наибо­лее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развива­ются.

Во втором случае семинар получает ролевую «инструмен­товку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т. д. в зависимости от того, какой материал обсуждается.

Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия препо­давателя по руководству дискуссией, следит за аргументирован­ностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.

Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппони­рования, т. e. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответству­ющий вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рас­суждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анали­зирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипоте­зы и т. д.

Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, кор­ректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.

Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает харак­теристику общения ее участников, высказывает мнение о лич­ном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.

Функции психолога и эксперта пересекаются. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю.

Преподаватель должен:

1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуж­дению.

2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.

3. Распределять формы участия и функции студентов в кол­лективной работе.

4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.

5. Руководить работой семинара.

6. Подводить общий итог дискуссии.

Существует особая форма семинарских занятий — семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спец­курса.

В начале семинара по предложению преподавателя студен­ты образуют небольшие группы из 7—9 человек, которые полу­чают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5—15 минут студенты обмениваются мнениями, готовят вы­ступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель под­водит итоги и оценивает работу студентов.

Критерии оценки семинарского занятия.

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление свя­зать теорию с практикой, с использованием материала в буду­щей профессиональной деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дис­куссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, пове­дение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не воз­буждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения «преподаватель — студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уве­ренное поведение в группе, разумное и справедливое взаимо­действие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщаю­щие или нет замечаний.

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.