Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила предпочтения (эвристические рекомендации)




Элементы эвристической деятельности, их основные характеристики

Эвристическая деятельность осуществляется на основе эв­ристических правил, эвристических операций и стратегий, осно­ванных на правдоподобных рассуждениях. Все названное состав­ляет элементы эвристической деятельности.

Эвристические правила представляют собой своего рода ре­комендации к выбору возможного действия в условиях альтер­нативного поиска (табл. 6.4).

Эвристические операции представляют собой мыслитель­ные операции, результатом которых станет эвристическое зна­ние (аналогия, обобщение, синтез, анализ и др.).

Вся эвристическая деятельность по нахождению решения направляется эвристической стратегией, состоящей из эвристи­ческих операций и регулируемой эвристическими правилами. Одновременно в эвристической стратегии присутствуют элементы формальной логики в виде доказательных рассуждений. В не­сложных учебных задачах часто нахождение решения основано на одной эвристической операции, которая выступает эвристи­ческой стратегией решения задачи.

Элементы эвристической деятельности как мыслительные операции находят место в традиционных подходах к обучению.

Однако в них не учитываются многие существенные характери­стики элементов, что значительно снижает их активизирующий потенциал. К характеристикам элементов эвристической деятель­ности можно отнести:

· характер деятельности;

· информационную динамику;

· эвристические функции.

Элементы эвристической деятельности по этим характерис­тикам представлены в табл. 6.4—6.8.

Представленные систематизированные по основным харак­теристикам элементы эвристической деятельности должны най­ти применение в учебно-познавательном процессе, что, несом­ненно, активизирует мыслительную деятельность обучаемых, сделает ее организованной, целенаправленной, результативной.

Организация целенаправленного обучения элементам эври­стической деятельности является основной проблемой педаго­гической эвристики.

Таблица 6.4

 

№ п/п Содержание правила
  Более легкое предпочтительнее более трудному. (Легкое и простое действие предпочтительнее при прочих равных ус­ловиях сложному и трудному исполнению.)
  Более знакомое предпочтительнее менее знакомому
  Объект, имеющий больше точек соприкосновения с рассмат­риваемой задачей, предпочтительнее объекта, имеющего меньше таких точек
  Целое предпочтительнее части целого. (Приступая к реше­нию задачи, не замыкайтесь на изучении маловажных дета­лей. Изучение задачи надо начинать, исходя из понимания ее как единой информационной системы.)
  Главные компоненты предпочтительнее прочим частям зада­чи (изучение задачи начинайте с уяснения главных компо­нентов: формы, структуры, содержания.)
  Более близкая информация предпочтительнее более далекой
  Ранее решенные задачи с тем же неизвестным, что и в рас­сматриваемой задаче, предпочтительнее прочим ранее ре­шенным задачам

Таблица 6.5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.