Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная эвристическая деятельность




Эвристические функции мышления развиваются и реализу­ются в учебном процессе, т. e. в процессе освоения тех или иных учебных дисциплин. Представляя учебный процесс как ложную организованную деятельность по решению учебных задач, ста­новится понятным, что от обучаемого требуются вполне опре­деленные специальные умения и навыки организации поиска решения таких задач. Наиболее оптимальной деятельностью, в которой развиваются продуктивные способы мышления, уме­ния достигать цели и получать результат решения задачи, является эвристическая деятельность. Рассмотрим особенности учеб­ной эвристической деятельности и ее протекание, а также учеб­ную задачу как предмет эвристической деятельности и те харак­теристики процесса решения ее, которые связаны с эвристическим поиском.

Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются спо­собности:

· понимать пути и методы продуктивной учебно-познаватель­ной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и заимствованном опыте;

· систематизировать, т. e. упорядочивать, учебную информа­цию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эври­стическом поиске при выполнении конкретных действий;

· адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельно­сти и предвидеть ее результаты;

· планировать и прогнозировать интеллектуальную деятель­ность на основе эвристических и логических операций и стра­тегий;

· формировать и принимать решения по организации слож­ных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий с по­следующей их логической проверкой.

Эвристическая деятельность без развитого и осознанного навыка ее проведения характеризуется многими неоптимальны­ми чертами. Так, хорошо известны случаи, когда некоторые обу­чаемые, особенно на начальных этапах, пытаются найти реше­ние задачи простым манипулированием ее данных, т. e. пыта­ются найти решение «наугад», на основе ненаправленных, нео­сознанных, неконтролируемых действий, хотя именно здесь должна начинаться деятельность, которую называют эвристи­ческой. Назовем некоторые факторы, способствующие ее успеш­ному осуществлению.

Чрезвычайно важны способность и умение проводить оце­ночные мыслительные действия одного из вариантов решения до его практической проверки. Оценочные действия сопровож­дают процесс эвристического поиска от начала до завершения.

Рациональность действий помогает объединять вновь вос­принимаемую информацию с ранее известной, включать ее в систему имеющихся знаний, группировать и перегруппировы­вать данные задачи различными способами, останавливаясь на наиболее оптимальном варианте. Это обеспечит предпосылку развития способности генерировать рациональные идеи.

Основной принцип экономии действий выражается прави­лом: не делайте при помощи большего то, что можно сделать при помощи меньшего. Необходимо тщательно исследовать воз­можность привлечения наиболее необходимого материала, бо­лее близкого к рассматриваемой задаче. Однако полезно вспом­нить и еще одно правило: в своем поиске держитесь к задаче возможно ближе, но будьте готовы отойти от нее настолько далеко, насколько вынуждают обстоятельства.

Эвристический поиск будет продуктивным, если он сопро­вождается настойчивым желанием найти решение, достичь цели. Оно мобилизует интеллектуальные ресурсы решающего задачу. Неудача не должна приводить к пессимизму. Нужно помнить, что изучать вопрос нужно до тех пор, пока не иссякнет надежда на появление какой-нибудь плодотворной мысли.

Одной из основных характеристик настойчивости является способность к доведению до конца. Имеется в виду не просто настойчивость, собранность, волевой настрой на завершение ра­боты, а именно способность к доработке деталей, к настойчиво­му поиску наиболее рациональных способов решения, к совер­шенствованию первоначального замысла.

Необходимым дополнением настойчивости является гиб­кость, которая проявляется в способности быстро и легко пере­ходить от одного аспекта задачи к другому, от одной гипотезы к более совершенной. Здесь особенно уместно подчеркнуть, что способность вовремя отказаться от непродуктивной гипотезы, а это трудно сделать, если она «своя», может повлиять на резуль­тат эвристического поиска.

Одним из источников эвристической деятельности явяяется информация (опыт), накопленная в памяти решающего.

Во время эвристического поиска он извлекает нужную ему информацию, которая будет способствовать решению задачи. Этот сложнейший мыслительный акт извлечения актуальной информации называют актуализацией, приспособление извле­ченной информации к решаемой задаче — ее организация. Ме­ханизм актуализации и организации информации при эвристи­чески направленном поиске может быть различным. Один из них основан на распознавании в задаче знакомых элементов, которые уже встречались при решении других задач. Использо­вание способов их решения может приблизить решающего к результату. Назовем другие механизмы актуализации и организа­ции информации: изоляция элементов, деталей, задачи друг от друга, комбинация их в нужном для эвристического поиска на­правлении. Изоляция и комбинация, дополняя друг друга, продвигают процесс решения задачи. Разлагая целое на составные части, что способствует более пристальному изучению каждой из них, а затем воссоединяя их в различных комбинациях, мы заставляем эволюционировать наше понимание задачи, перехо­дя к более перспективной ситуации.

Как отмечалось, основным предметом учебной эвристиче­ской деятельности является учебная задача.

Учебная задача — определенно сформулированная инфор­мационная система, в которой есть информационная несогласо­ванность между ее частями, что вызывает потребность в ее пре­образовании и согласовании.

В учебной задаче выделяют основные компоненты, которые несут определенную информационную нагрузку. В различных предметных областях задачи могут содержать специфические качества, влияющие на их компонентный состав. Так, напри­мер, педагогическая задача (проблема) несколько отличается от математической. Однако возможно выделение наиболее общих компонентов задачи. Таковыми являются: форма, структура и содержание.

Форма задачи выражает внутреннюю организацию и взаи­модействие элементов задачи как между собой, так и с внешни­ми условиями. Так, в математике различают по форме задачи (теоремы):

· на нахождение (внутренняя организация направлена на на­хождение информации о рассматриваемом объекте в виде величины его площади, длины и т. д.);

· на доказательства (внутренняя организация направлена на установление истинности и ложности некоторого утвержде­ния);

· на существование (устанавливают, при каких условиях име­ется решение и при соблюдении каких условий существует тот или иной математический объект).

Форма — способ существования задачи, однако она характе­ризуется относительностью, так как возможна трансформация одной формы в другую. Этот факт особенно существен в эврис­тическом поиске, так как в решаемую задачу приходится вно­сить изменения, свойственные ее внутренней организации.

Структура — совокупность достаточно элементарных объек­тов с конкретно описанной связью между ними, которая пред­ставляет однозначную организацию совокупности. Как видно, структура служит для фиксации совокупности различных объек­тов и структурных связей между ними в задаче.

Структура задачи позволяет регулировать ее сложность, ко­торая частично определяется количеством структурных элемен­тов и видами связей между ними. Это позволяет педагогу регу­лировать степень сложности задачи, исходя из интеллектуаль­ных возможностей студента. Можно выделить еще одну потен­циальную возможность данного компонента — на базе различ­ного комбинирования элементов, сочетания их с ранее извест­ными, переструктурирования задачи можно создать широкий массив задач, учитывающий практически все структурные ситу­ации. Все это позволит организовать эвристический поиск на любом по сложности учебном материале.

Если в заданной форме определены структурные элементы, связи между ними, установлены данные и неизвестные элемен­ты структурных объектов, то эта информационная система опре­деляет содержание задачи.

Содержание — ведущий компонент задачи, на основе ко­торого начинается процесс решения. Оно обладает определенной подвижностью и относительной независимостью от формы и структуры. Особое значение в содержании задачи имеют дан­ные. Данные могут быть чрезмерными, т. e. содержать лишнюю информацию, могут быть противоречивыми. Учебные задачи, как правило, содержат необходимое и достаточное ко­личество данных для нахождения неизвестных при данной структурной связи.

Учебная задача предполагает необходимость сознательного поиска, направленного на достижение результата. Чтобы ре­шить задачу, необходимо найти хорошо продуманную схему, которая позволит результативно прийти к цели. В литературе приводится методика Д. Пойа, которая позволяет регулировать эвристическую (поисковую) деятельность в процессе ре­шения задачи (табл. 6.3). В таблице сконцентрированы наи­более типичные наводящие вопросы, призванные помочь обу­чаемому в решении задач. В зависимости от специфики зада­чи вопросы могут модифицироваться, изменяться, варьиро­ваться.

Таблица 6.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.