Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в эвристику




Приемы реализации игрового контекста в структурных элементах ДИ

 

Элементы игровой модели Конструктивные приемы
Цели игры • Формирование игровых целей
Сценарий игры • Создание «катастроф» • Задание поведенческих противоречий • Сжатие или растяжение игрового времени по отношению к реальному времени протекания процесса в объекте имитации • Повышение импровизационностиры
Комплект ролей и функций игроков • Введение противоположных по интересам ролей • Введение двойных ролей (смена ролей в процессе игры) • Создание портрета роли • Градация ролей по оттенкам • Введение персонажа «икс» в игру • Конструирование игровых обязанностей игроков
Правила игры • Конструирование игровых правил (в допол­нение к реальным)
Комплект деловой документации • Игровая «упаковка» документации • Создание опознавательных знаков, сим­волов, эмблем • Оформление материалов игры с исполь­зованием графики
Система оценивания • Система критериев, баллов, визуальное представление результатов оценки

Системное усвоение предметных и социальных умений в процессе инженерной деловой игры способствует развитию твор­чески активной, профессионально и социально компетентной личности инженера новой формации, удовлетворяющей требо­ваниям времени.

7. Эвристические технологии обучения*

* Глава построена с использованием материалов кн.: Соколов B.H. Педагогическаяэвристика. M., 1995.

 

С древнейших времен ученые и философы задумывались над вопросами: как осуществлять исследования, чтобы они вели к открытию нового знания? Как правильно решать возникаю­щие проблемы? Как организовать свою мыслительную деятель­ность, чтобы она протекала более целенаправленно и продук­тивно? Подобные вопросы не получали однозначного ответа, но постепенно их проработка обретала все более глубокий харак­тер. Так, было признано, что существуют закономерности мыш­ления, отличные от логических операций, которые позволяют организовывать мыслительную деятельность так, чтобы она выводила человека к новому знанию. Эти качественные процес­сы мышления назвали эвристическими. Изучением этих про­цессов начали заниматься научные дисциплины, в задачу кото­рых входило исследование интеллектуального поведения чело­века, его мышления, процессов его протекания. Так, на пересе­чении ряда научных дисциплин возникла эвристика, которая и синтезировала знание этих областей в своем специфическом объекте исследования.

Эвристика (греч. «обнаруживаю, отыскиваю, открываю») — наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т. e. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсифика­ция процесса генерирования идей (гипотез) и последователь­ное повышение их правдоподобности (вероятности, достовер­ности).

С самого зарождения эвристики наряду с анализом процес­сов эвристической деятельности исследовались и возможности целенаправленного обучения этой деятельности, т. e. эвристика соприкасалась с педагогикой. Постепенно ярко обозначилось одно из направлений в развитии эвристики — педагогическая эврис­тика, которая помогает ответить на вопрос: как обучать эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т. e. в процессе освоения тех учебных предметов, ко­торые составляют систему профессиональных знаний.

Педагогическая эвристика сегодня, как и эвристика в целом, переживает тот период становления, когда на основе большого экспериментального и практического материала формируются теории и определяются стратегические направления исследова­ний. Назовем некоторые из них. В объективной оценке, переос­мыслении с точки зрения современных педагогических идей нуждается история эвристики и ее педагогическая ветвь. Мно­гие работы ученых прошлого, связанные с эвристикой, мало изучены либо вследствие того, что они опережали свое время и не были поняты современниками и теперь представляют боль­шой и важный пласт человеческой мысли, либо из-за отсутствия изданий на русском языке, что фактически закрыло на долгие годы доступ к разностороннему и объективному исследованию. Насущной проблемой сегодня является научная (а не эмпири­ческая!) разработка методического уровня эвристических иссле­дований, т. e. перевод теорий, идей, научных положений на «ин­струментальный язык», на уровень педагогических технологий. Дальнейшей разработки требует теория учебных эвристических систем и методов. Необходимо создать научно обоснованные системы поиска решения задач в различных предметных обла­стях (математике, физике, химии и др.). Эти системы служат хорошей основой для развития профессиональных творческих навыков студентов соответствующих специальностей. Одновре­менно существует проблема создания и развития эвристичес­ких систем и методов для различных профессиональных на­правлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.