Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация психолого-педагогических принципов ДИ в процессе ее разработки




Разработку деловой игры начинают с создания двух моде­лей — имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Компоненты игровой модели — сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.

Принцип проблемности лежит в основе содержания игры и закладывается в систему проблемных учебных заданий, пред­ставленных в форме описания конкретных производственных ситуаций или задач. Они могут содержать неявные альтернати­вы, противоречия, избыточные или неверные данные, требова­ния преобразовать ситуацию в соответствии с более сложными или более простыми критериями, найти недостающую инфор­мацию и т. п. Проблемность содержания выступает объективной предпосылкой самостоятельного мышления каждого участ­ника игры. Это «инструмент» развития теоретического и практи­ческого мышления специалиста. В деловой игре вместо переда­чи информации от преподавателя к студенту в совместной дея­тельности и диалогическом общении ее участников создаются условия для порождения знаний, которых никто в отдельности получить не в состоянии. Неединственность интерпретации со­держания игры каждым порождает дискуссию, в результате которой игровой коллектив успешно разрешает учебную проблему в рамках имитационной модели.

Три последующих принципа — совместной деятельности, диалогического общения и двуплановости — соподчинены прин­ципу игрового моделирования.

Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятель­ности задает разработчику или ведущему требование выбора и конкретизации ролей, определения полномочий, ресурсов, ин­тересов «должностных лиц». Все это должно быть воспроизведено соответствующим набором методических и психологичес­ких условий совместного или индивидуального принятия реше­ний. ДИ — работа двух или большего числа людей. Процесс игры возможен только при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие.

Принцип диалогического общения — необходимое условие игры. Каждый участник в соответствии с ролью высказывает свою точку зрения, свое отношение ко всем проблемам ДИ. В диалоге рождается процесс мышления. Его возникновение обу­словлено наличием включенного в игру противоречия или про­блемы. Задача разработчика и ведущего — создать оптималь­ные дидактические условия для возникновения диалога, перера­стающего в полилог, дискуссию.

Принцип двуплановости обязывает разработчика заложить в игру такие ситуации, при которых ее участники могли бы дей­ствовать сознательно и в любой момент отдавать себе отчет в том, что они поступают и как исполнители игровых ролей, и как будущие производственники. Игровая обстановка дает возмож­ность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизироваться творческому потенциалу личности. В зави­симости от задач игры можно варьировать игровые и педагоги­ческие цели, усиливая игровой, учебный или профессиональный аспекты. Все зависит от замысла, реальной обстановки. Глав­ное, чтобы игровые условия трансформировались в сознании обучаемых и превратились в стимулы деятельности реальных целей обучения и воспитания. Эффективность ДИ обеспечива­ется через сбалансированность реальных и условных компонен­тов. Тогда учебная ситуация осознается двояко, и эта двойствен­ность максимально работает на решение учебных и воспитатель­ных задач.

Следует особо отметить социализующую функцию ДИ. Это школа коллективных отношений. Активность участников имеет социальную значимость, от нее зависит успех общего дела. Уча­стники игры становятся конкретным социальным механизмом, носителем производственных отношений, складывающихся в коллективе.

У деловых игр есть свои достоинства и недостатки и опре­деленные области применения. Деловую игру как форму кон­текстного обучения следует выбирать прежде всего для реше­ния следующих педагогических задач:

· формирование у обучаемых целостного представления о про­фессиональной деятельности и ее динамике;

· приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллек­тивных решений;

· развитие теоретического и практического мышления в про­фессиональной сфере;

· формирование познавательной мотивации, обеспечение ус­ловий появления профессиональной мотивации.

Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. (Вспомним любимое выражение производствен­ников, обращенное к молодым специалистам: «Забудьте все то, чему вас учили в институте!») Сам предмет игры, подобно мячу или шайбе, должен играть с «играющими».

Каково число участников ДИ? Опыт и исследования пока­зывают, что оптимальное число участников — 30 человек, а в группе — 7 человек. Как проводить деловую игру? ДИ можно проводить перед изложением лекционного материала для обна­ружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять орга­низацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей про­фессиональной деятельности.

Творческая активность личности в ДИ стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего «я». Закомплек­сованность и скованность на основе интереса сменяются актив­ностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличи­вает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принци­пов воспитания — принцип единства знаний и опыта. ДИ насыщает межролевое общение нравственно-психологическим содер­жанием и самоорганизует деловое сотрудничество. Развитие личности специалиста в процессе ДИ обусловлено рядом сово­купных факторов, главные из которых:

· система специальной и личностной мотивации;

· возможность через коллективную деятельность поставить и решить задачу;

· возможность воссоздать целостную динамическую производ­ственную ситуацию и действовать в ней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.