Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и принципы деловой игры




Деловая игра представляет собой форму воссоздания пред­метного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем от­ношений, которые характерны для этой деятельности как це­лого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, табли­цы, документы) в деловой игре воспроизводится профессио­нальная обстановка, сходная по основным сущностным характе­ристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизво­дятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масшта­бе времени. Например, экзаменационная сессия может быть ра­зыграна за одно игровое занятие, а разработка перспективного плана развития предприятия — за период от одного игрового занятия до одного дня.

Оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предмет­ном и социальном аспектах. Она имитирует предметный кон­текст-обстановку условной практики и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целост­ном же объекте — на модели условий и диалектики производ­ства, профессиональной деятельности.

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессио­нальную деятельность, сочетающую в себе учебный и профес­сиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не аб­страктно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профес­сионального труда. В контекстном обучении знания усваивают­ся не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию — навыки специального взаимодей­ствия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личност­ные качества, ускоряет процесс социализации. В процессе игры осваиваются:

· нормы профессиональных действий;

· нормы социальных действий, т. e. отношений в коллективe производственников. При этом каждый ее участник нахо­дится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и таким образом через взаимодействие с коллективом познавая себя.

Теоретический анализ обширной зарубежной и отечественной научной литературы по деловым играм позволяет сформулиро­вать психолого-педагогические принципы их разработки и прове­дения (схема 6.6). Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и сред­ством развития практического мышления. Этот эффект достига­ется через взаимодействие участников игры в заданной конкрет­ной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная дея­тельность по постановке и решению игровых учебных задач, под­готовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. ДИ проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической, которая, будучи приори­тетной, не должна довлеть над первой.

Схема 6.6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.