Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активное обучение




Активное обучение — одно из мощнейших направлений со­временных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлага­лись самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и уско­рение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств.

В 70-е гг. XX столетия проблема поисков методов активного обучения нашла отражение в исследованиях М.И.Махмутова, И.Я. Лернера и других по проблемному обучению.

Независимо от этих исследований шел поиск и так называе­мых активных методов обучения (AMO), обеспечивающих ин­тенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способ­ствующих проявлению творческих способностей в обучении.

В целом активное обучение можно представить следующим образом:

 

 

Выделяют ряд отличительных особенностей активного обу­чения:

1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной сте­пени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повыше­ние степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, сущность которых — в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и соци­альной активности обучаемых.

Многообразие активных методов обучения наиболее полно представлено на схеме 6.5 (М. Новик).

Схема 6.5

 

 

Представим краткую характеристику основных активных ме­тодов обучения, имеющих особую ценность для технических и социально-экономических специальностей университетского уровня.

Разыгрывание ролей (ролевая игра) — имитационный иг­ровой метод активного обучения, характеризующийся следую­щими признаками:

· наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного ме­тода может быть имитировано производственное совещание;

· взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказы­вать свое мнение и т.д.;

· ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.п.;

· оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.

Разыгрывание ролей является достаточно эффективным ме­тодом решения организационных, управленческих и экономи­ческих задач цикла социально-экономических дисциплин и тре­бует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.

Характеристику таких методов активного обучения, как де­ловая игра, проблемные лекции, проблемные семинары, мозго­вой штурм, см. в гл. 5 п. 1, 2; гл. 6 п. 6, 7.

Метод игрового производственного проектирования харак­теризуется следующими признаками:

· наличие исследовательской или инженерной задачи (пробле­мы), которую формулирует студентам преподаватель;

· разделение группы на небольшие подгруппы, разработка вариантов решения поставленной задачи (проблемы);

· представление варианта решения задачи (проблемы) с по­следующим анализом участниками занятия.

Метод игрового проектирования имеет особую актуальность при изучении инженерных дисциплин, поскольку позволяет при­близить студентов к реальной проектно-конструкторской деятель­ности, участвовать в решении инженерно-технологических задач.

Следует заметить, что игровое проектирование может охва­тывать немало времени: как правило, для проектной деятельности требуется немало времени, измеряемого днями, а иногда и неделями. Поэтому часть этой работы может быть совмещена с разработкой курсовых проектов или других значительных зада­ний, выполняемых студентами.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обуча­емых.

Названный метод характеризуется следующими признака­ми:

· наличие конкретной ситуации;

· разработка группой (подгруппами или индивидуально) ва­риантов решения ситуаций);

· публичная защита разработанных вариантов разрешения си­туаций с последующим оппонированием;

· подведение итогов и оценка результатов занятия.

Различают несколько видов ситуаций:

1. Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение си­туации или прийти к выводу о его невозможности.

2. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

3. Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее реше­ния. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить со­гласие-несогласие.

4. Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировоч­ный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, най­денные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Поскольку метод анализа конкретных ситуаций направлен на развитие умения анализировать нерафинированные задачи, способности вырабатывать и принимать определенные решения, использовать его можно в различных курсах инженерных, соци­ально-экономических дисциплин.

МАСТАК-технология (метод активного социологического тестирования, анализа и контроля) заключается в использова­нии пособий, содержащих рекомендации по совершенствованию стиля работы в определенных должностях и специальностях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.