Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы активного обучения




К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельно­сти понимается целеустремленная деятельность преподавате­ля, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способству­ют повышению интереса, самостоятельности, творческой ак­тивности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также в формирова­нии способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

В современных условиях стратегическим направлением ин­тенсификации и активизации обучения должно стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, включения в этот процесс студентов не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной ак­тивности.

При догматическом обучении канонизированное содержание должно было быть усвоенным буквально, а субъект обучения редуцировался к объекту воздействия обучающего, подобно вос­точной модели: «гуру — ученик». При такой системе поток зна­ний однонаправлен от гуру к ученикам, и проблема позна­вательной активности учащихся не ставится.

Систематические основы активного обучения закладывались в конце 70-х гг. в исследованиях психологов и педагогов по про­блемному обучению в контексте школы, что затруднило внедре­ние проблемного обучения в вузовский дидактический процесс. Многолетняя дискуссия «Проблемное обучение — понятие и со­держание» в «Вестнике высшей школы» помогла раскрыть спе­цифику проблемного обучения в вузе. В этом плане особенно интересны работы A. M. Матюшкина, в которых введено поня­тие диалогического проблемного обучения, приводящего к воз­никновению «субъективно-объективных отношений», и обосно­вана необходимость включения проблемных методов во все виды и звенья работы студентов.

Какие бы методы обучения — активные, интенсивные или проблемные — ни применялись, для повышения эффективно­сти вузовского обучения важно создать такие психолого-педа­гогические условия, в которых студент может занять актив­ную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Нет нужды противопоставлять понятие «активный» и «пассивный». Речь должна идти об уровне и содержании активности студента, обусловленной тем или иным методом обучения. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обусловливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы, образующие иерархию. Соот­ношение этих характеристик определяет выбор содержания вос­питания, конкретных форм и методов обучения, условия орга­низации всего процесса формирования активной творческой личности.

Одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых совре­менному специалисту, является проблемное обучение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.