Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий




Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычисли­тельной техники обусловило введение программированного обу­чения; результаты исследований закономерностей развития че­ловеческого мышления привели к развитию проблемного обуче­ния; деятельностный подход возник на основе исследований пси­хологов и философов в области человеческой деятельности. Фор­мирование новых технологий должно осуществляться в следую­щей последовательности:

· определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

· определение эффективности с помощью прикладных иссле­дований;

· анализ потребностей и спроса среди преподавателей и сту­дентов;

· разработка документации, программных и методических средств;

· обучение преподавателей;

· тиражирование и распространение программных средств.

Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разработки порождает трудности, возникающие при внедрении технологий.

Тенденции развития современных образовательных техно­логий напрямую связаны с гуманизацией образования, способ­ствующей самоактуализации и самореализации личности. Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализу­ется через:

· интеграцию профессиональной и социокультурной подготов­ки студентов, способствующую развитию личностных ка­честв;

· переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятель­ной углубленной профессиональной специализации;

· внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по инди­видуальным программам.

Указанные выше тенденции становятся реальностью благо­даря разработке и внедрению современных образовательных тех­нологий. Термин «образовательные технологии» более емкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает еще и воспи­тательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Современная технология обу­чения представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

· при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по опти­мальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпоч­тения вплоть до получения им второй специальности;

· способствовать оптимизации обучения через внедрение инно­вационных методов в широкую педагогическую практику;

· обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, актив­ности, познавательной самостоятельности);

· выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы зна­ний;

· не противоречить принципам и закономерностям педагогики.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Разработка этих тех­нологий должна вестись в соответствии со следующими прин­ципами, которые непосредственно связаны с указанными выше системными требованиями:

· принцип целостности технологии, представляющей дидак­тическую систему;

· принцип воспроизводимости технологии в конкретной пе­дагогической среде для достижения поставленных педагоги­ческих целей;

· принцип нелинейности педагогических структур и приори­тетности тех факторов, которые оказывают непосредствен­ное влияние на механизмы самоорганизации и саморегуля­ции соответствующих педагогических систем;

· принцип адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям;

· принцип потенциальной избыточности учебной информа­ции, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных знаний.

Наиболее полно эти принципы могут быть реализованы в учебном процессе благодаря разработке и применению откры­тых систем интенсивного обучения, дающих студенту возмож­ность выбора подходящей ему технологии обучения и разработ­ки индивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем интенсивно­го обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий, вклю­чающих:

· всесторонний учет характеристик педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения. Содержатель­ные характеристики педагогической среды определяются знаниями, умениями и навыками; познавательным и куль­турным потенциалами; формами и методами организации обучения и самостоятельной работы студентов;

· соблюдение принципа адаптации процесса обучения к лич­ности студента. Этот принцип реализуется на практике че­рез нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветв­ленной программы ее изучения студентами;

· ускорение индивидуального освоения студентами общена­учных и специальных знаний благодаря проектированию «ло­гического конструкта» дисциплины, в котором даны базо­вые знания в свернутом виде.

Алгоритм проектирования обобщенного логического кон­структа дисциплины включает следующие процедуры:

1) представление содержания в виде системы отдельных эле­ментов;

2) проектирование матрицы взаимосвязей элементов содержа­ния для выделения базисных знаний;

3) моделирование базисных знаний в символической, графи­ческой или иной форме;

4) преобразование модели базисных знаний с целью выделе­ния наиболее общих понятий и системных связей между ними;

5) формирование общих структур познавательной деятельнос­ти, характерных для данной области научного знания;

6) разработка системы частных задач, решаемых общими спо­собами.

Усвоение студентами логического конструкта той или иной дисциплины требует познавательной деятельности, адекватной принципам его структурирования, а именно:

· выделения всеобщих отношений, ключевых принципов и идей данной области знаний;

· моделирования этих отношений;

· овладения процедурой перехода от общего к частному, и на­оборот, от модели к объекту и обратно.

Кроме того, интенсификация индивидуального позна­вательного процесса может быть достигнута за счет предельного увеличения плотности потока информации путем максимально­го профилирования общенаучных и общетехнических курсов. Учебный материал курса должен быть ориентирован на решение задач профессиональной подготовки будущего специалиста, вписываться в предлагаемую студентам систему научных зна­ний; содержание ключевых тем должно соответствовать передо­вым достижениям в области данной науки, на практических за­нятиях должны решаться прикладные профессиональные задачи.

Таким образом, рассматриваемая в общих группах методика проектирования структуры и содержания курса делает возмож­ными научно обоснованные разработку и решение проблемы формирования у студентов наиболее общих принципов деятель­ности по самостоятельному нахождению знаний и выработке ин­дивидуальных способностей достраивать целостную систему на­учных знаний.

Как видно из вышесказанного, разработка и синтез откры­тых систем интенсивного обучения представляют одно из са­мых перспективных направлений развития образовательных тех­нологий, способствующих не только интенсификации обучения, но и самоорганизации, формированию и самоактуализации лич­ности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.