Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место технологии в структуре процесса обучения




Классификация технологий обучения высшей школы

Сущность понятия. Понятие «технология обучения» на се­годняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не упот­ребляя самого термина. В Толковом словаре В. Даля мы можем найти следующее определение: «Технология — наука техники. Техника — искусство, знание, умения, приемы работы и прило­жение их к делу».

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматри­вается как системный метод создания, применения и опре­деления всего процесса преподавания и усвоения знаний с уче­том технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или ин­формационных средств.

Поскольку технология обучения определяется определенным набором содержательных и процессуальных характеристик, ин­форматизация образования обусловила расширение и сдвиг по­нятия в сторону проектирования и системного анализа процесса обучения.

Наиболее емко смысл термина «технология обучения» пере­дает следующее определение: технология обучения — это спо­соб реализации содержания обучения, предусмотренного учеб­ными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное дос­тижение поставленных целей. Итак, в технологии обучения со­держание, методы и средства обучения находятся во взаимо­связи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство пре­подавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответ­ствии с программой и поставленными педагогическими задача­ми. Процесс разработки конкретной педагогической техноло­гии можно назвать процессом педагогического проектирова­ния. Последовательность его шагов будет следующей:

· выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

· выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориен­тирован преподаватель: какие профессиональные и личност­ные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

· выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

· разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проек­тирование содержания дисциплины, форм организации учебно­го процесса, выбор методов и средств обучения. Схема 6.1 дает четкое представление о наборе содержательных, процессуаль­ных и предметных характеристик, раскрывающих смысл поня­тия «технология обучения».

Схема 6.1

 

СОД — субъект обучающей деятельности

СУД — субъект учебной деятельности

TCO — технические средства обучения

 

Содержание технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих фор­мирование учебных и профессиональных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятель­ности. При этом важную роль играют формы организации учеб­ных занятий, направленные на овладение студентами знания­ми, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередо­вание, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний (табл. 6.1) (подробнее об этом см. в разделе «Модульное обучение»).

Методы обучения — система способов деятельности препо­давателя и студентов, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание учащихся (схема 6.2).

Средства обучения — специально разработанные материаль­ные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса (схема 6.3).

Таблица 6.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.