Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы педагогического проектирования




1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориен­тации на человека — участника подсистем, процессов или ситу­аций — является главным.

Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуа­ции реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, кон­структов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его пове­дение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процес­сов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проек­тов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насиль­ственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязыва­ли ему идеологию. Педагог располагает достаточным количест­вом методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.

Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обу­чения по изобретению различных способов отбора и структу­рирования учебного материала, методов его передачи и усвое­ния учащимися.

Дидактическое творчество — самое распространенное и дос­тупное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое мно­жество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных уст­ройств в учебных целях — это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.

Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществ­ляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результатив­ности воспитания учащихся.

Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К тако­му виду творчества относится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лице­ев, колледжей, информационных технологий обучения и т.д.

Организаторское творчество — это творчество в сфере уп­равления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.

Организаторское творчество обеспечивает научную органи­зацию труда (НОТ), рациональное использование всех факто­ров, способствующих достижению цели более экономным пу­тем. Как видим, педагогу есть где проявить творчество.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать «технологией учебного процесса». Но вчем тогда разница между дидактикой (она занимается содержанием, способами и средствами образо­вания, деятельностью педагога и обучаемого) и педагогически­ми технологиями? Коротко можно сказать так: дидактика — это теория образования в целом, а педагогическая техноло­гия — это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. Приразработке технологии обучения проектирует­ся совершенно конкретная деятельность преподавателя и обуча­емого с использованием TCO или без них.

Процесс разработки конкретной педагогической техноло­гии можно назвать процессом педагогического проектирова­ния. Последовательность его шагов будет следующей:

· выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

· выбор приоритетных целей, на которые должен быть ори­ентирован преподаватель: какие профессиональные и лич­ностные качества будут сформированы у обучаемых в про­цессе преподавания проектируемой дисциплины;

· выбор технологии, ориентированной на совокупность це­лей или на одну приоритетную цель;

· разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проек­тирование содержания дисциплины, форм организации учебно­го процесса, выбор методов и средств обучения.

Содержание технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих фор­мирование учебных и профессиональных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятель­ности.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

Технология обучения — системная категория, структурны­ми составляющими которой являются:

· цели обучения;

· содержание обучения;

· средства педагогического взаимодействия (средства препо­давания и мотивация), организация учебного процесса;

· студент, преподаватель;

· результат деятельности (в том числе и уровень профессио­нальной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на дру­га. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей сис­темы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.