Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель базиса и короны знаний по физике




Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

Классификация технологий обучения

Как уже отмечалось, на сегодняшний день нет четко зафик­сированной классификации технологий обучения, однако выде­лены две градации — традиционная и инновационная — техно­логии обучения. А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных техно­логий:

· по направленности действия (ученики, студенты, препода­ватели и т. д.);

· пo целям обучения;

· по предметной среде (гуманитарные, естественные, техни­ческие дисциплины и т.д.);

· по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.);

· по организации учебного процесса (индивидуальные, кол­лективные, смешанные);

· по методической задаче (технология одного предмета, сред­ства, метода).

В данном контексте, говоря о технологии обучения, авторы подразумевают технологию обучения студентов инженерного вуза, приводя в таблицах широкий спектр методов и средств обучения. Что касается разработки содержания дисциплины, выбора форм организации учебного процесса и форм контроля, то нагляднее всего эти стадии (шаги) педагогического проекти­рования продемонстрировать на примере модульного обучения.

Очевидно, что содержание учебной дисциплины отличается от содержания соответствующей области науки и качественны­ми и количественными параметрами. Для учебного курса отбираются базисные знания; прикладные аспекты курса разрабаты­ваются с учетом специальности, т. e. курс профилируется; кро­ме того, выполняющий учебные задачи курс соответствующим образом структурируется.

Базисные знания: под базисом следует понимать совокуп­ность основных наиболее крупных педагогических целей препо­давания курса. Они составляют как бы своеобразное ядро, кото­рое связывается в единое целое посредством методов препода­вания, образующих тесно примыкающую к ядру оболочку. Ба­зис в значительной мере переплетается с короной, состоящей как из значительных педагогических задач, наполняющих ба­зисные элементы содержанием, так и из более мелких понятий, навыков, умений и т. д. Для удобства понимания принцип ядра можно продемонстрировать на примере физики (схема 6.4). В ядрo базисных знаний по физике входят: понимание физической картины мира, навыки экспериментальных измерений, задел спе­циальных знаний, необходимых для изучения общенаучных и специальных дисциплин. Оболочку представляют лекции, ла­бораторные работы и упражнения. Все элементы базиса инвари­антны и должны присутствовать (хотя и в разной степени) в кур­сах для любого типа физического образования в вузах. Наиболее подвижны элементы короны. В зависимости от типа образован­ности и конкретной специализации часть этих элементов может быть изменена или отвергнута. В «корону» могут входить мате­матические модели, методы их составления и исследования, неспецифические приемы решения задач, физические расчеты, методы измерений и обработки результатов. Ядро и корона на­полняют оболочку конкретным содержанием.

Схема 6.4

(автор Ф.П. Кесманлы, д.ф.н., профессор СПб ГТУ, акад. MAH ВШ)

 

Задача современных образовательных технологий — это уси­ление фундаментальной подготовки, дающей обучаемому уме­ние выделить в конкретном предмете базисную инвариантную часть его содержания, которую после самостоятельного осмыс­ления и реконструирования он сможет использовать на новом уровне, при изучении других дисциплин, при самообразовании. Для российского образовательного пространства характерна не­достаточная интеграция, «замкнутость» отдельных дисциплин, мешающая приобретению системных знаний и фундаментализации образования. Блочное расположение курсов в учебных планах, введение междисциплинарных экзаменов способствуют усилению межпредметных связей, формированию системного подхода к обучению. При проектировании содержания дисцип­лины в последнее время наметилась тенденция выделять из ба­зиса дисциплины ее понятийную базу — тезаурус, в котором должны быть представлены основные смысловые единицы. Их следует систематизировать по элементам научного знания и да­вать по разделам курса в виде перечней, отражающих вехи его содержания.

Для естественнонаучных дисциплин это должны быть:

· термины;

· понятия-явления, свойства, модели, величины;

· приборы и устройства;

· классические опыты.

Следует особо выделить математический аппарат, необхо­димый для описания механизмов протекания явлений.

Базис дисциплины, представленный в виде таких переч­ней, усваивается обучаемым как система знаний. Перечни спо­собствуют объективизации методологического знания, дела­ют его предметом осознанного усвоения. Наличие понятий­ной базы упрощает составление единых требований ко всем формам контроля и облегчает разработку требований к меж­дисциплинарному экзамену. Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного моду­ля, в котором базисные содержательные блоки логически свя­заны в систему.

Модуль — логически завершенная часть учебного материа­ла, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особен­ностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинго­вой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Контроль по модулям обычно производится 3—4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессио­нальную части. Первая формирует теоретические знания, вто­рая — профессиональные умения и навыки на основе приоб­ретенных знаний. Соотношение теоретической и практичес­кой частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства пре­подавателя.

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:

· системность содержания, т. e. то необходимое и достаточ­ное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

· чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования по­знавательно-профессиональных умений и навыков;

· системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучае­мых трансформировать приобретенные навыки системати­зации в профессиональные умения анализировать, система­тизировать и прогнозировать инженерные решения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следу­ет установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их оче­редность, содержание и формы модульного контроля, график выполнения проектного задания (если оно предусмотрено пла­ном), содержание и формы итогового контроля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.