Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления современного обучения




Все современные направления обучения могут быть рассмот­рены с позиции некоторых общих положений:

1) По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого могут быть выделе­ны формы контактного и дистанционного обучения, где к пер­вой группе относятся все традиционно разрабатываемые направ­ления обучения, ко второй — только что создаваемое в настоя­щее время обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических (лазерных) средств.

2) По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с интуитивным освоением опыта (сюда относится возникшее в середине 60-х гг. суггесто­педическое направление Г. К. Лозанова) и сознательным.

При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на прин­ципе сознательности, значимым считается ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения. Если осознаются только правила, средства, то это форма так на­зываемого традиционного, «сообщающего, догматического», по H. Ф. Талызиной, обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формиро­вания умственных действий (П. Я. Гальперин, H. Ф. Талызина). Если это осознание программы, алгоритма действий, то это про­граммированное обучение, теория алгоритмизации (H. Ф. Талы­зина, Л. H. Ланда). Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, при­емов, то это проблемное обучение (В. Оконь, M. M. Махмутов, A. M. Матюшкин, И. Я. Лернер).

3) По основанию наличия управления образовательным про­цессом обучение может быть разделено на не основывающееся на нем (например, традиционное обучение) и рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программиро­ванное, алгоритмизированное обучение).

4) По основанию взаимосвязи образования и культуры мо­гут быть разграничены обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование про­ектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принци­пе (традиционное обучение).

5) По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено «знаково-контекстное», или контекстное, обучение (А. А. Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа.

6) По способу организации обучения выделяются активные формы и методы обучения и традиционное (информационное, сообщающее) обучение.

В соответствии с названными выше основаниями традици­онное обучение может быть определено как контактное (может быть дистантным), сообщающее, основанное на принципе со­знательности (осознание самого предмета освоения — знания), целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинар­но-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования без целенаправленного моделирований будущей профессиональной деятельности в процессе учебной). Опреде­ление H. Ф. Талызиной традиционного обучения как информа­ционно-сообщающего, догматического, пассивного отражает все названные выше характеристики. При этом необходимо подчер­кнуть, что это констатирующее, а не оценочное определение по типу «хорошо» — «плохо», ибо традиционное обучение содержит все основные предпосылки и условия освоения знания, эффек­тивная реализация которых обусловлена множеством факторов, в частности индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. Как показано в исследованиях M.К. Кабардова, люди, характеризующиеся аналитическим типом интеллектуаль­ной деятельности, — «мыслители», способнее, например, в тра­диционных формах обучения иностранному языку, чем в актив­ных, игровых.

В образовании наряду с традиционным обучением по назван­ным выше основаниям сформировались и другие направления: проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, H.Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л.H. Ланда), развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А. А. Вербицкий), проектное обучение. В настоящее время, как подчеркивает В. Оконь, обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет ис­пользовать для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно возможнос­тям и индивидуально-психологическим особенностям как обу­чающихся, так и самого педагога, преимущества того или иного направления обучения. В общем виде многосторонность обуче­ния представлена В. Оконем таким образом:

 

Способы учения Методы преподавания Составные части содержания Позиция (ученика) Стратегия деятельности
Усвоение Подающий Описательные Рецептивная Информа­ционная
Открытие Проблемный Объясняющие Исследова­тельская Проблемная
Пережива­ние Экспонирую­щий Оценивающие Аффективная Эмоцио­нальная
Деятель­ность Практический Нормативные Активная Оперативная

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.