Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и средства проблемного обучения




Условия успешности и цели проблемного обучения

В результате исследований и практической деятельности выделены три главных условия успешности проблемного обуче­ния:

· обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

· обеспечение посильности работы с возникающими на каж­дом этапе проблемами (рациональное соотношение извест­ного и неизвестного);

· значимость информации, получаемой при решении пробле­мы, для обучаемого.

Главная психолого-педагогическая цель проблемного обуче­ния — развитие профессионального проблемного мышления — в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. Во­обще развитие творческих способностей носит прикладной ха­рактер и конкретизируется применительно к предмету, преобра­зуясь в формирование той или иной творческой способности, в нестандартное видение:

· увидеть проблему в тривиальной ситуации, когда у учащих­ся возникают нетривиальные для данного уровня подготов­ки вопросы типа: «Всякую ли кривую можно задать систе­мой двух уравнений?»;

· увидеть по-новому структуру тривиального объекта (его но­вые элементы, их связи и функции и т. п.), например, со­впадающие очертания континентов обеих Америк, Европы и Африки;

· сформировать способность переноса ранее усвоенных зна­ний и умения в новую ситуацию (формирование метаумений);

· комбинировать новый способ решения из элементов ранее известных методов. Например, перенесение в криминалис­тическую экспертизу методов химического, психологиче­ского, графологического, математического анализов;

· построить оригинальные решения, не применяя ранее изве­стных аналогичных методов (так были созданы неевклидо­ва геометрия Лобачевским, теория относительности Эйн­штейном, квантовая физика Планком).

Для достижения главной дидактической цели преподаватель, занимающийся проблемным обучением, должен уметь плани­ровать проблему, управлять процессом поисков и подвести уча­щихся к ее разрешению. Это требует не только знания теории проблемного обучения, но и овладения его технологией, специ­фическими приемами проблемного метода, умения перестроить традиционные формы работы.

Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознаком­лении студентов с историей предмета науки. Гипотезы, реше­ния, новые данные в науке, кризис традиционных представле­ний на поворотном этапе, поиски новых подходов к проблеме — вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблем­ного изложения. Овладение логикой поиска через историю от­крытий — один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традици­онного на проблемное зависит от «уровня проблемности», кото­рый определяется двумя следующими факторами:

· степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного студентом в рамках данной про­блемы;

· долей творческого участия обучаемых в разрешении пробле­мы, как коллективного, так и личного.

Чтобы уровень мотивации студентов в процессе проблемно­го обучения не понизился, соответственно должен возрастать от курса к курсу уровень проблемности.

Опыт творческой работы, накапливаемый студентами в про­цессе обучения, позволяет повысить планку требований, внося в проблемные задачи качественные и количественные изменения.

В отечественной педагогике различают три основные фор­мы проблемного обучения:

· проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;

· частично-поисковая деятельность при выполнении экспери­мента, на лабораторных работах;

· самостоятельная исследовательская деятельность.

Проблемный семинар можно провести в форме теоретиче­ской игры, когда небольшие рабочие группы, организованные на базе студенческой группы, доказывают друг другу преиму­щества своей концепции, своего метода. Решение серии проблем­ных задач может быть вынесено на практическое занятие, по­священное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики, степени их пригодности в данных усло­виях. Наибольшая эффективность проблемного подхода реали­зуется через НИРС, при выполнении которой студент проходит все этапы формирования профессионального мышления, в то время как на отдельной лекции, семинаре или практическом за­нятии преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения. Но в любом случае основная его цель — развитие творческих умений и навыков, формирование творче­ского профессионально ориентированного мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.