Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура деловой игры




Как уже отмечалось выше, в силу отсутствия единой кон­цепции деловой игры разработчики исходят из собственного эмпирического опыта, соображений здравого смысла или заим­ствуют отдельные структурные элементы ДИ у других авторов. Мы приводим ниже структурную схему деловой игры, заимство­ванную у A.A. Вербицкого, поскольку он является одним из са­мых авторитетных специалистов в этой области (схема 6.7).

Схема 6.7

Структурная схема деловой игры

 

Постараемся, насколько позволяют рамки настоящего раз­дела, прокомментировать данную схему.

Имитационная модель — прототип модели, она задает пред­метный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель задает социальный контекст и представля­ет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей систем­ного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.

Разработанная с помощью известных принципов и средств оделирования имитационная модель воплощается в таких струк­турных компонентах, как цели, предмет игры, графическая мо­дель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель состоит из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций игроков, сценария, правил игры.

Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры — это предмет деятельности уча­стников игры, он зависит от модели специалиста и представля­ет собой перечень процессов или явлений, требующих профес­сионально компетентных действий. Так, например, схема ДИ «Лекция», которую целесообразно проводить со слушателями ИПК или ФПК, может иметь следующий вид:

 

Этап Операции
I — информационно-теоретический 1. Вводная лекция. 2. Исходная информация о ДИ
II — организационный 3. Трехступенчатые выборы двух лекторов и двух экспертов. 4. Ознакомление с ролями в 3 этапа
III — чтение и оценка лекции 5. Чтение 1-й лекции. 6. Оценка 1-й лекции. 7. Чтение 2-й лекции. 8. Оценка 2-й лекции
IV — заключительная дискуссия 9. Обсуждение в группах. 10. Выступление лекторов. 11. Выступление экспертов. 12. Выступление преподавателя — руководителя игры

 

Сценарий. Под сценарием ДИ понимается вербальная или графическая форма предметного содержания, отражающая по­следовательность и характер действия игроков и ведущих. Эта­пы, операции и шаги игры обычно оформляются в виде блок-схемы (см. схему игры «Лекция»). Элементом сценария являет­ся также описание конфликта или противоречия, заложенного в игру. Следует отличать реальное противоречие, заложенное в описание имитационной модели, и игровой конфликт, заложен­ный во все элементы игровой модели и способствующий про­цессу протекания игры.

Важный элемент сценария — способ генерирования собы­тий, определяющий динамику и характер развития игрового про­цесса.

Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ де­ловой игре.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение иг­роков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.

Комплект ролей и функций игроков должен адекватно от­ражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятель­ности, который моделируется в игре. Иногда для стимулиро­вания игровой ситуации вводятся игровые роли (Скептик,Энтузиаст и т. д.). Чем выше профессиональный уровень разработ­чика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игро­ков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкция­ми, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма перечислены права, обязанности и возможные действия игроков.

Правила игры отражают характеристики реальных процес­сов и явлений, существующих в прототипах моделируемой ре­альности в упрощенном варианте. Кроме того, существует вто­рой план игры — правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в заня­тие тренажерного типа.

Требования к правилам игры сводятся к следующим поло­жениям:

· правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ро­лей и функций преподавателей-ведущих, системы оценива­ния;

· правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;

· характер правил должен обеспечивать воспроизведение ре­ального и делового контекстов игры;

· правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.

В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, приме­нение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оцен­ку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Она должна стро­иться прежде всего как система самооценки играющих, а затем — оценки преподавателя-ведущего.

Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут ос­новную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключитель­ная часть игры — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.

Методическое обеспечение игры предполагает наличие сле­дующих материалов: проспект и параметры игры, набор реаль­ной и игровой документации. Степень детализации методиче­ских рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, кон­тингента и других причин.

Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и машин­ные игры, однако между ними нет четкой грани, речь идет о степени использования ЭВМ в игровом процессе. Однако в сце­нарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и TCO. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.