Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвристические методы и методики их применения




Эвристические функции

 

Правила предпочтения Регулируют оптимальное достижение цели в эвристическом поиске
Элементарная эвристическая деятельность Выявить и систематизировать информацию для эвристического поиска. Подготовить ее элемен­ты для возможной перегруппировки при нахож­дении стратегии и составлении плана
Редукция Увидеть закономерности решения на редуциро­ванных задачах или выработать на их основе эвристическую стратегию, план решения
Составление плана решения задачи Найти систему элементарных вспомогательных задач для решения на их основе исходной, руководствуясь эвристической стратегией
Индукция Выявить общие закономерности эвристического характера
Аналогия Эвристический перенос известной информации о ранее решенной сходной задаче
Обобщение Выявить общие закономерности, имеющие бо­лее общий характер
Специализация Выявить проявление и сохранение общей закономерности на частных случаях
Суперпозиция На основе частных случаев найти решение ис­ходной задачи
Симметрия Найти или создать закономерность для нахож­дения решения исходной задачи
Инверсия (эвристическая симметрия) Попытка увидеть решение исходной задачи на видоизмененной
Сравнение Найти возможное сходство в решении как про­цедуре на основе установленного сходства компонент или их элементов
Метод после­довательных приближений Попытка подойти к пониманию решения на ос­нове последовательных приближений; нахож­дение приближенного решения
Правдоподоб­ные рассужде­ния Нахождение эвристической стратегии или ве­роятного плана

Рассмотренные элементы эвристической деятельности — правила, операции, стратегии и правдоподобныерассуждения — являются достаточным инструментом при решении учебных за­дач.

Для более сложных учебных задач, которые приближаются к задачам научно-исследовательского характера и имеют нестан­дартные элементы в своей структуре, разработаны системные методы поиска, решения задач и активизации мыслительной деятельности в этом процессе. Эти методы служат и решению задач различного характера: экономических, технических, орга­низационно-управленческих и др.

Системные методы эвристического поиска принципиально новых решений задач различного характера начали создаваться и применяться в 40—60-х гг. XX в. Было разработано множе­ство различных методов и их модификаций (табл. 6.9). Прак­тика показала, что ряд методов имеет высокую эффективность и необходимость их дальнейшего развития не вызывает сомне­ния. Такая работа началась в 70-х гг. и была направлена на теоретическое исследование и сравнительный анализ эффективности и доступности методов для широкого применения.

Рассмотрим некоторые из методов, которые, на наш взгляд, могут использоваться в учебно-познавательной деятельности как обучающий инструмент, выступать сильнейшим орудием активизации мыслительной деятельности студентов.

7.6. Метод «мозгового штурма», его модификация

«Мозговой штурм» относится к эффективным методам ак­тивизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, ско­вывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Таблица 6.9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.