Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акмеология и акмеологический подход к инженерному образованию




Акмеология (от греч. akme — «пик, вершина, высшая сту­пень чего-либо, цветущая сила») — новая область научного зна­ния, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершен­ствования, самоопределения в различных жизненных сферах са­мореализации.

Предмет акмеологии — творческий потенциал человека, за­кономерности и условия достижения субъектом деятельности (индивидом или объединением индивидов) различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации.

Задача акмеологии — вооружение субъекта деятельности зна­ниями и технологиями, обеспечивающими его возможность ус­пешной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и в области избранной профессии или профессий.

Специфическим методом акмеологии служит сравнительное моделирование поведения и профессиональной деятельности в различных областях труда, характерных для самореализации творческого потенциала зрелого человека на различных уровнях успешности. Для оценки достигнутого уровня самореализации субъекта деятельности в различных областях акмеология разра­батывает специальные критерии, оценочные нормы, соответству­ющие методы измерений.

Информационной базой акмеологии являются все области наук в их «технологической части», т.е. те знания, которые не­посредственно отвечают на вопрос, как действовать, чтобы ус­пешно решать задачи определенной дисциплины или специаль­ности.

Изучая закономерности и условия (внутренние и внешние) достижения субъектом деятельности вершин самореализации, акмеология разрабатывает методы и технологии, позволяющие руководителям, преподавателям, учащимся всех видов профессиональных учебных заведений достигать успехов в профессио­нальном образовании, деятельности, самосовершенствовании, выстраивать авторскую систему деятельности.

Конечный результат использования акмеологических техно­логий — приобретаемая индивидом (объединением индивидов) способность к положительной природосообразной самореализа­ции в изменяющихся жизненных условиях. В том числе резуль­татом реализации указанных методов, технологий и исследова­ний должна быть готовность выпускника учебного заведения к самостоятельному творческому, ответственному решению про­фессиональных и жизненных задач — его авторская система де­ятельности.

Инженерная акмеология является одной из дисциплин, от­носящихся к области профессиональной акмеологии. Предме­том инженерной акмеологии являются творческий потенциал человека, посвятившего себя инженерной деятельности, законо­мерность и условия, позволяющие субъекту этой деятельности достичь вершин самореализации в решении инженерных задач, раскрыть свой творческий потенциал в этой сфере. Положитель­ная самореализация специалиста обязательно предполагает адекватное самосознание, должное представление своей социальной роли, значимость своей личности, своего интеллекта, знание традиций, оценочных норм, ценностей своей профессиональной сферы.

Особенностью, отличительной чертой специалиста, его ха­рактерным признаком является умение грамотно и ответствен­но решать профессиональные задачи.

Важным условием успешной подготовки будущего инжене­ра в вузе оказывается представление и преподавателей, и сту­дентов о структуре и информационной базе инженерной деятель­ности, ее специфических особенностях.

Самореализация инженера происходит в деятельности, на­правленной на создание техносферы, на фактическое измене­ние того мира, в котором мы живем. Цель труда инженера — инженерное решение, содержащее информационную основу для изменения действительности — преобразование и развитие техносферы. Это решение, будучи принятым, через труд рабо­чих материализуется, так или иначе изменяет мир, окружаю­щую нас среду, природу, жизнь на нашей планете. Инженер — главное действующее лицо, предопределяющее судьбу ноосфе­ры, судьбу Земли. Сознает ли это инженер или не сознает, но на его плечи ложится груз ответственности за принимаемые им решения, ибо от их качества зависят безопасность жизни людей, общества, многочисленные экологические и социальные последствия.

Цели деятельности специалиста, формулируемые им зада­чи, выбираемые средства их решения в значительной степени зависят от уровня гуманитарной и методологической подготов­ки специалиста, его общей культуры.

Инженерная деятельность полидисциплинарна. Это значит, что ее информационной базой является множество научных дис­циплин. Однако структура этой информационной базы подобна структуре научной дисциплины.

Анализ науки как системы знаний и вида деятельности по­зволяет построить информационную модель научной дисцип­лины.

Такая модель может быть достаточно полно представлена семью структурными элементами:

· задачи научной дисциплины (НД);

· факты НД;

· теории НД;

· методы НД;

· методология НД;

· оценочные нормы НД;

· тезаурус (словарь лексических единиц, обозначений и символов) НД.

Научная деятельность в рамках конкретной НД представля­ет собой процесс решения задач, позволяющих получить новое знание о реальном мире применительно к объекту и предмету НД. Эти задачи удобно разбить на две группы. К первой группе относятся задачи, решаемые «для общества». К этой группе мож­но отнести пять типов задач: исследование; описание; объясне­ние; прогнозирование; преобразование.

Все применительно к объекту и предмету НД. Вторая группа задач связана с получением нового знания, необходимого для успешного функционирования самой дисциплины, т.е. для са­мой науки. Эта группа задач имеет шесть направлений: разра­ботка и совершенствование методов исследования (6); описа­ния (7); объяснения (8); прогнозирования (9); преобразования (10) и соответственно развития и совершенствования тезауруса НД (11). По обеим группам всего 11 задач.

Будучи информационной моделью научной дисциплины (моделируя ее содержание), учебная дисциплина структурно по­добна дисциплине научной. В ней также можно выделить семь элементов: задачи, факты, теории, методы, методологию, теза­урус, оценочные нормы.

Принципиальное отличие между научной и учебной дисцип­линами состоит не в содержании и структуре обеих, а в их соци­альной функции. Учащиеся изучают не научную дисциплину, а дисциплину учебную. Однако это изучение осуществляется ради того, чтобы в конечном итоге уметь решать задачи дисциплины научной.

Результатом корректно поставленного учебного процесса должны стать умения студента решать задачи своей специаль­ности.

Связывающим звеном в структуре полидисциплинарной информационной базы инженерной деятельности является ме­тодологическое знание. Отсутствие интегрирующей методоло­гической дисциплины (или группы таких дисциплин) в общеоб­разовательных программах для инженеров не позволяет сфор­мулировать целостное профессиональное мировоззрение буду­щего специалиста, без чего у выпускника вуза не может быть должной способности к адаптации в условиях быстро меняющейся жизни.

Акмеологический подход дает возможность обеспечить с единых позиций синтез всех дисциплин, как гуманитарных, так и общенаучных и специальных. Этот синтез необходим, ибо профессиональная деятельность полидисциплинарна, а в традиционном учебном процессе студента приучают мыслить в рамках отдельной дисциплины. Каждый студент, начиная с первого курса, при акмеологическом подходе к построению учебного процесса в вузе создает свою собственную (автор­скую) систему деятельности. Акмеологические технологии по­зволяют успешно формировать гностические, проектировоч­ные, конструктивные, организаторские и коммуникативные умения. При подготовке инженеров необходимо особый ак­цент делать на анализе исходной профессиональной ситуации, целеполагании, выборе средств решения задач, прогнозиро­вании последствий деятельности, оформлении и презентации результатов (инженерного решения). Обучение всем этим эта­пам деятельности требует опыта старшего поколения инже­неров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.