Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства и закономерности процесса развития




Общие основы технологий развивающего обучения.

Технологии развивающего обучения

На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содер­жания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяс­нительно-иллюстративному способу (типу).

Прогрессивное развитие личности — процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и парамет­рах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низ­шего к высшему.

Специфическими свойствами развития личности является следующее:

· имманентность: развитие есть неотъемлемое свойство лич­ности, заложенное природой;

· биогенность: психическое развитие личности во многом оп­ределяется наследственностью;

· социогенность: влияние социальной среды;

· психогенность: человек — саморегулирующаяся и самоу­правляющаяся система;

· индивидуальность: личность представляет собой уникаль­ное явление, отличающееся индивидуальным подбором ка­честв и собственным вариантом развития;

· стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему за­кону цикличности;

· нелинейность: каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения и противоречия роста;

· физический возраст определяет количественные и качествен­ные характеристики и возможности психического развития.

Развивающее обучение учитывает и использует закономер­ности развития, уровень и особенности индивидума. В развива­ющем обучении педагогическое воздействие опережает, стиму­лирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый — полноцен­ный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вно­сит специфический вклад в развитие личности. В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планиро­вании — инициатива, творчество, организованность, самостоя­тельность, воля; при реализации целей — трудолюбие, дисцип­лина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки.

В современной педагогике все группы качеств личности:

ЗУН — знания, умения, навыки;

СУД — способы умственных действий;

СУМ — самоуправляющие механизмы личности;

СЭН — эмоционально-нравственная сфера;

СДП — деятельностно-практическая среда —

взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически раз­вивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.

Технология развивающего обучения (P0) направлена на це­лостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:

PO = ЗУН+СУД+СУМ + СЭН + СДП.

Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может вы­полнить с помощью педагога.

Развивающее обучение проиходит в зоне ближайшего разви­тия (по Л.С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают сис­тема Л.В. Занкова, технология Д. Б. Эльконина—В.В. Давыдо­ва, технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко и сис­тема развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера. Указанные инновационные технологии, кроме последней, — это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы при­менимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации.

Ценность концептуальных дидактических положений Л.В. Зан­кова в системности и целостности содержания, обучении на вы­соком уровне трудности, быстром темпе продвижения, осознан­ной мотивации, вариантности, индивидуальности, применении индуктивного метода, проблематизации содержания и во вклю­чении в процесс обучения рационального и эмоционального мышления.

Технология Д.Б. Эльконина— В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наибо­лее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные гене­тически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

· формировать теоретическое сознание и мышление;

· формировать не столько ЗУНы, сколько способы умствен­ной деятельности — СУДы;

· воспроизвести в учебной деятельности логику научного мыш­ления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познаватель­но-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.

Данная методика может рассматриваться как целенаправлен­ная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных за­дач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мысли­тельной деятельности, диалогу-полилогу, формированию меж­личностных отношений в учебной деятельности.

Педагогам высшей технической школы следует уделить при­стальное внимание системам развивающего обучения с направ­ленностью наразвитие творческих качеств личности (И. П. Вол­ков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов). Акценты целей этих те­орий следующие:

1. По И. П. Волкову — выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить обучаемых к творческой деятель­ности с выходом на конкретный продукт.

2. По Г. С. Альтшуллеру — обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать эвристические (изобретательские) задачи.

3. По И. П. Иванову — воспитать общественно активную твор­ческую личность, способную приумножить собственную культуру, внести вклад в построение правового демократи­ческого общества.

Особенности содержания вышеуказанных методик

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности пред­метов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводят­ся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одно­временно параллельно, во взаимосвязи путем выполнения прак­тических работ по всем разделам, входящим в блок.

Такая реконструкция учебного материала может быть исполь­зована при разработке итогового межпредметного курса по блокам фундаментальных, гуманитарных, профессиональных дис­циплин.

Основное содержание обучения, по Г.С. Альтшуллеру, пред­ставляет процесс поисковой изобретательской деятельности. Его ТРИЗ успешно применяется в курсе инженерной педагогики на кафедре педагогики высшей школы Южно-Российского государ­ственного технического университета (НПИ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.