Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии дистанционного обучения, используемые в России




 

Технология Использование в проектах ДО Распростра­ненность Сложность и стоимость широкого внедрения
Электронная почта Да Широкая Низкая
Те леконференц ии по электронной почте Да Широкая Низкая
Мейлсерверы Да Широкая Низкая
Электронные доски объявлений Да Широкая Низкая
Телеконференции в оперативном режиме Нет Невысокая Средняя
Электронные библиотеки Только каталоги Невысокая Высокая
Доступ к базам данных через электронную почту Да Отдельные примеры Низкая
Доступ к базам данных в оперативном режиме Да Отдельные примеры Средняя
Голосовая почта Нет Нет Средняя
Видеокассеты Да Средняя Средняя
Электронные учебники Да Широкая Средняя
Лазерные диски Нет Невысокая Высокая
Трансляция лекций по те­левидению Да Отдельные примеры Средняя
Трансляция лекций по те­левидению с обратной связью по телефону Да Отдельные примеры Средняя
Теле-, видеоконференции Да Отдельные примеры Высокая

 

Для построения системы классификации СДО и методов их реализации может быть предложен следующий набор кри­териев.

Критерий (K1) «Целевой уровень образования»:

· K11 — высшее образование;

· K12 — дополнительное образование (повышение квали­фикации);

· K13 — профессиональная подготовка (переподготовка);

· K14 — обучение (изучение) области знаний без требова­ний свидетельств (личная заинтересованность).

Критерий (K2) «Категория обучаемых»:

· K21 — дети (школьники);

· K22 — студенты вузов и колледжей;

· K23 — взрослые;

· K24 — безработные (или желающие изменить, получить новую профессию);

· K25 — инвалиды.

Критерий (К3) «Применение СДО в процессе обучения»:

· K31 — полная замена традиционных способов обучения (весь процесс обучения происходит дистанционно, отсут­ствуют очные встречи преподавателя и обучаемого, быть может, кроме встречи на последнем выпускном экзаме­не или защите выпускной работы);

· K32 — дополнение традиционных способов обучения.

Критерий (K4) «Организационные методы обучения»:

· K41 — индивидуальные;

· K42 — групповые;

· K43 — смешанные.

Критерий (K5) «Изучаемая предметная область»:

· K51 — гуманитарные науки и дисциплины;

· K52 — естественные науки и дисциплины;

· K53 — инженерные знания;

· K54 — профессиональные навыки.

Различные предметные области могут требовать различных способов представления материала и дидактических методик.

Критерий (K6) «Способы обмена информацией»:

· K61 — почта (прокат);

· K62 — факс и телефон (консалтинг);

· K63 — радио и телевидение;

· K64 — системы телекоммуникаций (компьютерные сети).

Важную роль для обратной связи с преподавателем играет телефон или факс, как самый оперативный способ обмена ин­формацией в случае, когда это необходимо сделать незамедли­тельно. Почта и системы телекоммуникаций (электронная по­чта, телеконференции) используются для обратной связи в слу­чае пересылки информационных материалов больших объемов.

Обеспечение дистанционной групповой работы возможно при помощи компьютерных сетей (телеконференции, аудио-, видео­конференции).

Критерий (K7) «Вид носителя информации»:

· K71 — печатные издания;

· K72 — аудио;

· K73 — видео;

· K74 — software (программные, электронные издания).

Критерий (K8) «Адаптивность (интеллектуальность)»:

· K81 —адаптивныеСДО, ориентированы («приспосабливаются») на каждого конкретного обучаемого и адапти­руются к процессу обучения в зависимости от материа­ла, уровня понимания и т.д.;

· K82 — в состав СДО не входят компоненты, обеспечи­вающие адаптивность.

В случае использования программного обеспечения (ПО) для построения СДО может быть использована следующая класси­фикация его типов и путей использования.

Критерий (P1) «Степень автономности ПО»:

· P11 — автономное (локализованное);

· P12 — распределенное;

· P13 — многоагентное.

Критерий (P2) «Свобода доступа, обеспечиваемая ПО»:

· P21 — свободный доступ;

· P22 — ограниченный доступ (только зарегистрированные пользователи могут входить в систему).

Критерий (Р3) «Ориентация ПО на техническое обеспече­ние»:

· P31 —использованиеалфавитно-цифровыхтерминалов;

· P32 — использование эффектов мультимедиа.

На рис. 6.7 отражено взаимное влияние выделенных крите­риев при реализации СДО в системе высшего образования.

Рис. 6.7. Иерархия классификационных критериев СДО в высшем образовании с учетом их взаимного влияния

 

Имеющийся опыт проектов дистанционного обучения в Рос­сии позволяет выделить три набора информационных техноло­гий для этих целей (табл. 6.11).

Набор 1 — наиболее дешевая группа технологий; эти техно­логии можно внедрять в широком масштабе без каких-либо труд­ностей; они достаточны для людей, имеющих сильную мотива­цию к обучению.

Набор 2 требует больших вложений. Этот набор технологий является перспективным для России на ближайшие 5—7 лет.

Набор 3 дает максимальные возможности. Для этого необ­ходимо создать спутниковые видеоцентры и оптоволоконные глобальные сети. Требуются существенные капитальные вложе­ния. Тем не менее постоянное снижение стоимости информаци­онных технологий сделало массовое использование такого набо­ра вполне реальным.

Таблица 6.11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.