Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письменный текст как средство организации и передачи информации




С тех пор, как мы научились грамоте, мы ежедневно имеем дело с письменными текстами разного рода. Смысл слова «текст» ясен каждому, но далеко не каждый знает, что у слов «текст» и «текстиль» один корень, ибо они оба восходят к латинскому «textum», что буквально переводится как «сотканное». Следова­тельно, текст имеет внутреннюю организацию, он соткан из слов, объединенных смыслом. Это знаковый ряд, и в широком смысле текстом можно назвать семиотически организованную последовательность знаков. В Толковом словаре русского языка Д. H. Ушакова текст определяется как «всякая запечатленная в письменности или памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести в том же виде». Эти определения помогают нам полнее постигнуть суть текста как знакового ряда, состоящего из элементов, связанных друг с другом определенным смыслом, и несущего информацию, ко­торая имеет свойства запоминаться и осмысливаться. Текст — категория не только лингвистическая, но и психологическая. Он имеет заданные свойства, от которых зависит психология его восприятия. Тексты бывают художественные, религиозные, на­учные, учебные, нормативные, рекламные... (перечень можно было бы продолжить). Каждый имеет своего читателя и вос­принимается по-разному. Текст может быть эмоционально ок­рашен и сух, точен. В одних случаях музыкальность текста пре­валирует над содержанием, в других главный стержень состав­ляет смысл, информация.

Так, в художественных текстах и особенно поэзии собственно информативность как бы отходит на второй план, а на первый выступает эмоционально-образный строй, рассчитанный на от­ветную реакцию читателя или слушателя. Вспомните знамени­тое: «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь» А. С. Пушкина.

Религиозные тексты направлены на создание определенного духовного настроя, подкрепленного верой. В них равное значе­ние придается емкости содержания и музыкальности формы. Квинтэссенцией такого текста являются молитвы, где каждое слово афористично и напевно. Почти все молитвы превращают­ся в песнопения, наделенные глубочайшим смыслом. Так «Сим­вол веры» вмещает в себя все постулаты христианства, хотя мо­литва не столь уж велика по объему.

Рекламные тексты рассчитаны на потенциальных покупа­телей, давят на их подсознание. Как правило, они краткие, брос­кие, в них, как в никаких других, присутствует повелительное наклонение, побуждающее потребителя приобрести рекламиру­емую продукцию.

Нормативные тексты отличаются обилием безличной или неопределенно-личной формы глагола (следует, нужно, не нуж­но, можно, нельзя), а главное — вербальный текст не допускает разночтений (предельная конкретность смыслов и действий). Их структура емкая, плотная, тексты отличаются краткостью, сжа­тостью, ничего лишнего.

Научно-популярный текст сочетает в себе информативность с занимательностью. Он должен заинтересовать читателей, име­ющих лишь общие представления о сути того, что излагается в тексте, пробудить в них желание узнать больше, а для этого — быть доступным для их восприятия.

Научный текст рассчитан на профессионально компетент­ного человека, деятеля данной области науки, скажем, на кол­лег. Такой текст изобилует множеством терминов, формул, ему свойствен научный стиль. Главное в нем — наличие научной информации, зачастую качественно новой. Поскольку научный текст предназначается для посвященных и не выполняет обуча­ющей функции, в нем ярче проявляются авторские стилевые особенности. Этот текст может быть даже трудным для воспри­ятия, что ни в коей мере не умаляет его научной ценности, но может обречь его на неуспех. Так в свое время не была понята знаменитая «теорема Франсуа Виета» из-за трудности ее стиля.

Научно-учебный текст. Функции научно-учебного текста, во-первых, — передача научной информации в сжатом и систематизированном виде, доказательство ее профессиональной полез­ности и практической ценности для обучаемых и, во-вторых, активизация их логического мышления.

В соответствии с назначением текста в языке сложилось пять стилей изложения мысли: разговорно-обиходный, официально-деловой, художественно-литературный, публицистический и научный. Каждый из них имеет свои особенности. Как отмечал В.Г. Белинский, «философ говорит силлогизмами, поэт — об­разами и картинами». Научный стиль, представляющий линг­вистические параметры научного текста, должен обладать теми же свойствами, что и само научное исследование: логика, дока­зательность, точность определений и формулировок, отсутствие разночтения, эмоциональной окрашенности. Он характеризует­ся обилием научных и технических терминов, допускает повтор слов в узком контексте. В научном тексте часто употребляется авторское «мы» или опускается личное местоимение, что спо­собствует объективизации научной информации, кроме того, ему свойственно употребление страдательного залога. Все это в пол­ной мере касается и стиля научно-учебного текста, каким явля­ется лекция. К важным критериям оценки качества лекции можно также отнести точность и ясность языка, обеспечивающие адек­ватность смысла текста для автора и слушателей и соответственно его понимание.

Но описанные выше стилевые параметры письменного тек­ста лекции представляют лишь вспомогательное средство орга­низации и передачи информации. Текст обладает рядом прису­щих ему структурных свойств со своей иерархией.

Прежде всего текст имеет дескриптивную структуру, он по­тому и текст, а не набор слов, что создан для описания факта, явления, понятия, свойства, действия и т. п., т. e. каждый текст, описывая что-то, дает нам информацию, и части этой информа­ции связаны друг с другом единой логикой, единым смыслом. Итак, свойством текста выступают его дескриптивность, т.е. описательная структура; информативность, т. e. информацион­ная структура; логичность, т. e. логическаяструктура. Эти структуры подкрепляются в тексте иллюстративностью, как вербаль­ной, так и графической. Вербальная иллюстративность в боль­шей мере свойственна художественной литературе (портретные характеристики персонажей, описания интерьеров и т.д.), бук­вальная иллюстративность присуща как художественному (книж­ные иллюстрации), так и научному, и научно-учебному тексту (рисунки, схемы, графики).

Любой текст имеет контекст, т. e. текстовое окружение, имыслится в зависимости от такового, равно как и слово, име­ющее много смыслов в словаре и конкретный — в контексте. Раздел осмысливается в контексте лекции, лекция — в контек­сте модуля или части курса, модуль — в контексте курса.

Существует еще одна связанная с текстом лингвистическая характеристика — подтекст, т. e. скрытый вторичный смысл текста. Но эта характеристика присуща литературному тексту. Подтекст существует в притче, в басне, написанной эзоповым языком; он восходит к античности и во все времена представлял и представляет средство сказать тайно о том, о чем нельзя ска­зать открыто в данном социально-историческом контексте. Кро­ме того, подтекст — информация к размышлению, средство заставить читателя глубже осмыслить прочитанный текст. В тек­сте могут существовать два подтекста. Подтекст — один из из­любленных приемов в современной зарубежной прозе. Так, на­пример, роман «Чума» французского лауреата Нобелевской пре­мии А. Камю имеет текст — хронику чумной эпидемии в алжир­ском городе Оране, подтекст — борьбу французского Сопротив­ления и глубинный философский подтекст — вечную борьбу Добра и Зла. Научный и учебно-научный тексты исключают раз­ночтения и подтекста не имеют.

Текст как носитель информации в своей структуре содержит информативные единицы. Выделяя их в тексте, согласно их значимости для читателя в плане раскрытия основного содержа­ния текста, мы можем представить структуру текста следую­щим образом:

· основная мысль текста, формирующая новое понятие о пред­мете высказывания;

· основные темы текста, отражающие основные положения, изложенные в тексте;

· основные факты текста, разъясняющие и иллюстрирующие основные положения текста;

· детали и подробности текста.

Приведенные четыре уровня осмысления отражают иерар­хию логико-рефлексивных уровней восприятия текстовой ин­формации. Вначале постигается общий смысл, а затем детали и частности.

При формировании знаний и умений процесс рефлексии может происходить в обратном порядке от простого—к сложно­му, осуществляется свободно на всех уровнях и в том и в другом направлениях, формируются системные знания. Культура рабо­ты с текстом необходима каждому, кто занимается умственным трудом. Это неотъемлемая часть педагогического мастерства, инструментарий ученого и аспиранта, ее нужно привить студен­там. Целесообразно объединить усилия педагогов общеинженерных, гуманитарных и специальных кафедр. Большую помощь в этом плане могут оказать преподаватели кафедр иностранных языков, обучающих студентов поисковому чтению. Поисковое чтение — вид чтения для извлечения нужной информации — самый распространенный вид работы с научной и учебной лите­ратурой. Исходя из предполагаемого использования информа­ции, извлекаемой в процессе поискового чтения и вытекающей из этого установки на степень полноты и точности осмысления, возможно ограничить глубину понимания текста элементами 4-го порядка (детали и подробности текста). Такая схема позволяет ясно представить потенциальную программу его основной мыс­ли и в достаточной мере оценивать адекватность осмысления текста при поисковом чтении. Для формирования навыков ори­ентировки в тексте рекомендуются следующие учебно-тре­нировочные действия:

· сжатие информации отдельных текстовых элементов;

· выделение основных теоретических положений;

· вычленение несущественной, фоновой информации;

· определение основной идеи текста;

· изложение содержания в собственной интерпретации;

· составление аннотации, реферата, конспекта.

Информация о структуре текста передается полиграфиче­скими средствами: абзацы, интервалы, шрифты. Компьютер­ный набор расширяет эти возможности. Эти элементарные зна­ния формируют навыки быстрого реструктурирования текста до нужного в конкретной ситуации объема и навыки импровиза­ции, основанной на лингвистических закономерностях.

Каждый текст выполняет культурологическую функцию. В процессе усвоения информации происходит расширение кру­гозора, общей эрудиции, культуры мышления, формируется ассоциативное мышление, повышается уровень рефлексии. Когда о человеке говорят, что он энциклопедически образован, это предполагает начитанность, компетентность во всех областях зна­ния, высокий уровень его рефлексивных способностей, сформированность умений быстро извлечь в нужный момент нужную информацию.

Интеграция перечисленных функций и свойств текста помо­гает управлять информацией, извлекать из нее максимум пользы в сжатые сроки, организовывать ее по-новому в соответствии с конкретными целями.

 

Схема 7.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.