Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции




Как вид деятельности преподавателя лекция с психологи­ческой стороны характеризуется целями, мотивами, способами, функционированием познавательных процессов, напряжением сил и т. д.

Цели лекции — это ее представляемые результаты, т. e. то, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, что воспи­тать, дать больше нового материала, поставить ряд проблем или наметить ориентиры для самостоятельного его изучения студен­тами. Определение цели лекции зависит от ее вида: одно дело установочная лекция для заочников, совсем иное — обзорная лекция для выпускников или лекция по отдельной научной проб­леме. Своеобразной по своим целям является вводная лекция: в ней студенты знакомятся с программой, порядком изучения пред­мета, основной литературой и т. д.

Мотивы подготовки и чтения лекции преподавателем — это побудители его активности, придающие тот или иной смысл его действиям. Такими мотивами могут быть: чувство ответствен­ности за качество лекции, стремление добросовестно выполнить свои обязанности, интерес преподавателя к предмету, процессу объяснения и передаче знаний, желание помочь студентам ов­ладеть сложным материалом и т. д. Встречаются и другого рода мотивы: блеснуть своей эрудицией, результатами своих иссле­дований, сообщить, «что и где произошло» (обозреть, но не рас­крыть тему).

Немало значат мотивы, постоянно действующие (чувство долга, чувство ответственности и др.) и ситуативные (ясное по­нимание задач очередной лекции, необходимость тщательной подготовки к ней и др.).

Способы подготовки и чтения лекции определяются на ос­нове соотношения ее целей с конкретными условиями и задача­ми деятельности преподавателя (кому и какая лекция читается, желаемое содержание, учебные и воспитательные результаты и т. д.).

Подготовка и особенно чтение лекций — это сложная дея­тельность преподавателя, требующая большого напряжения всех его сил и мастерства. Великий русский педагог Ушинский пи­сал, что искусство классного рассказа встречается в преподава­теле не часто, — не потому, что это был редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо много потрудиться, чтобы выработать в себе способность вполне педагогического рассказа.

Преподаватель, готовясь к лекции, определяет ее место в курсе, связь с темами смежных дисциплин, составляет ее план, отбирает материал, пишет текст, вырабатывает модель своего выступления. При этом преподаватель решает, какие вопросы он будет освещать более обстоятельно, какие он предоставит студентам изучать самостоятельно, а какие рассмотрит на семи­нарском занятии.

Большинство преподавателей считают целесообразным пи­сать полные тексты лекций, отрабатывать последовательность и стиль изложения, его логику, доказательства, факты и выво­ды. К каждой лекции, даже имея полный ее текст и уже прочи­тав ее, нужно готовиться снова, мысленно ее исполнить, обновить, улучшить, привлечь новый материал.

Если преподаватель из года в год накапливает факты по сво­ему курсу, систематически разрабатывает его проблематику, подготовка очередной лекции становится творческим процессом, доставляющим удовлетворение.

Преподаватель обдумывает и вырабатывает установки, спо­собы, как, делая вступление, заинтересовать, настроить аудито­рию на слушание лекции, как доказательно и глубоко изложить основную ее часть и логически завершить лекцию, сделать зак­лючение. Мысленно готовясь к лекции и настраивая себя на твор­ческое ее чтение, преподаватель представляет себе аудиторию, ее возможное поведение и отношение. Как бы ни был опытен преподаватель, ему нельзя быть беспечным, несамокритичным, он должен всегда помнить об условиях коллективного внима­ния слушателей.

Внимание студентов в процессе восприятия лекции является преимущественно интеллектуальным. Отличительная особен­ность интеллектуального внимания — его познавательная направ­ленность, основу которой составляет единство мышления и со­средоточения.

Большое значение придается выработке у студентов устой­чивой привычки входить в состояние коллективного сосредото­чения на предмете лекции обязательно с первого же учебного занятия.

Всякая неадекватная форма речи, неоправданно затянутые паузы — все это влечет за собой ослабление интеллектуальной готовности студентов к началу работы на лекции.

Практика преподавания свидетельствует, что лучше отрабо­тать текст лекции, завершить ее подготовку за несколько дней до выступления. В это время мышление на осознанном и нео­сознанном уровне продолжит работу, усилится самокритичность, возникнут уточнения, добавления к тексту.

При чтении лекции преподаватель создает проблемные си­туации, пробуждает у обучаемых познавательный интерес и желание найти способы для их разрешения. Ведущими здесь являются мотивы интеллектуального поиска, нахождения реше­ния той или иной возникшей задачи.

Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Усиление аргументации, обоснование положений, убеждение должны идти по двум направлениям: рациональному и эмоцио­нальному. Иной раз эмоциональными приемами, нажимом на голос преподаватель надеется преодолеть «информационную пустоту», научную и логическую несостоятельность выдвигае­мых положений, недостаток своей подготовленности. Однако доказано, что положительный эффект, который дает эмоцио­нальный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицатель­ный дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения.

Ни деланное спокойствие, ни ложный пафос не могут дать положительных результатов, для этого нужны высокая культу­ра, эрудиция, интеллигентность.

Оптимальной деятельность преподавателя во время чтения лекции будет тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональ­ных и волевых процессов студентов. Лекция по содержанию, структуре и форме изложения должна способствовать восприя­тию и пониманию ее основных положений, развивать интерес к научной дисциплине, направлять самостоятельную работу сту­дентов, удовлетворять и формировать их познавательные потреб­ности.

Многообразие в построении и методике чтения лекций опре­деляется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Лекции по гуманитарным наукам всегда будут отличаться от лекций по естественно-мате­матическим наукам, несмотря на то, что в тех и других соблю­даются одни и те же дидактические принципы. На одном и том же факультете, по одной и той же научной дисциплине лекции методически различаются в зависимости от того, читаются ли они для студентов младших или старших курсов, для студентов дневного или заочного отделения. Во всех этих случаях прихо­дится учитывать особенности студенческой аудитории.

Восприятие лекций студентами младших и старших курсов не одинаково, и это обстоятельство всегда учитывают опытные лекторы. Особенно трудно усваивать лекционный материал первокурсникам. Вчерашний школьник, перешагнувший порогвуза, оказывается в непривычных условиях. Новой для него прежде всего является лекция, которая читается два часа с небольшим перерывом. Речь лектора — монологическая; в лекции содержатся новые термины, ставятся сложные теоретические и дискуссион­ные вопросы, заставляющие студента-первокурсника размыш­лять.

Лекцию надо записывать, а это очень трудное дело для пер­вокурсников. В средней школе они записывали сравнительно мало и очень часто под диктовку учителя. Не имея опыта, сту­денты первых курсов пытаются записывать дословно все, до­пуская массу пропусков и искажений. Однако главная беда пер­вокурсников состоит в неумении выделить в лекции главное, отличить второстепенное.

Не отступая в принципе от существа вузовского преподава­ния, в методике чтения лекций необходимо учитывать особен­ности первого курса. Здесь при чтении лекций нельзя игнориро­вать те навыки, которые приобретены учащимися в средней школе. Путем ряда приемов лектор может облегчить первокурс­никам восприятие и усвоение лекционного материала:

1. Для раскрытия сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и яркие примеры.

2. При любой возможности необходимо показывать связь из­лагаемого научного материала с практикой, значение приоб­ретаемых знаний в будущей практической деятельности по избранной специальности.

3. Максимально использовать в процессе чтения лекций нагляд­ные пособия и технические средства обучения.

4. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важ­нейшие положения необходимо повторить, специальные тер­мины объяснить и правильно записать. В то же время лек­тор не может снижать темп изложения до диктовки.

5. Очень важно увязать содержание лекции с последующими за ней лабораторными и практическими занятиями.

6. В процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать сту­дентов относительно литературы и качества учебников и учеб­ных пособий, тем самым направляя на самостоятельную ра­боту.

7. Весьма эффективной является комбинация монологическо­го и эвристического методов изложения лекционного мате­риала.

Разумеется, лектор постепенно усложняет свои лекции по содержанию и по форме, подготавливая первокурсников к труд­ностям, неизбежным при глубоком изучении науки.

Учитывая особенности студенческой аудитории на первом курсе, лектор не имеет права поддаться искушению упростить свой предмет настолько, чтобы подойти к грани, за которой на­чинается «вульгаризаторство». Требование научности остается незыблемым для всех лекций независимо от того, на каком кур­се они читаются.

Иное дело — чтение лекций на старших курсах, начиная с третьего. Студенты этих курсов уже приобрели достаточный опыт восприятия и конспектирования лекций. Они прослушали ряд общих курсов у разных по характеру лекторов, изучили немало литературы и выработали отношение к ней. Естественно, что студенты старших курсов предъявляют к лекциям более высо­кие требования, и это надо обязательно учитывать.

Лекция на старших курсах отличается большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Лекционное изложение здесь носит проблемный характер, исключающий упрощение и популяризаторский подход в освещении научных вопросов.

Чтение лекций для студентов-заочников имеет свою специ­фику и требует от лектора высокой квалификации и достаточно­го педагогического опыта. Лекционный курс на заочном отделе­нии в объеме сокращен, но он не может в силу этого механиче­ски уменьшаться или облегчаться. Он должен носить устано­вочный или обзорный характер по своему содержанию и иметь свою методику.

Профессор или доцент, читающий лекции студентам-заоч­никам, должен ставить перед собой следующие цели:

1. Дать общее представление о проблематике научной дисцип­лины.

2. Концентрировать главное внимание не на фактологии, а на методологии изучаемого предмета.

3. На основе анализа узловых проблем дать цельное представ­ление о закономерностях развития науки в области изучае­мой дисциплины.

4. Дать указания по основной методологической и специаль­ной литературе, учебникам и учебным пособиям.

5. Направить самостоятельную работу студентов-заочников путем методических советов и рекомендаций.

Читать лекции заочникам сложно и трудно. Поэтому было бы ошибкой поручать чтение лекций начинающим и малоопыт­ным преподавателям.

Выявление закономерностей психологической теории обуче­ния в высшей школе, таким образом, тесно связано с рассмотре­нием особенностей психологии студенческого возраста (в сред­нем 17—23 года).

Лекция — ответственное публичное выступление, произно­симое, как правило, в форме монолога. Лектору перед аудито­рией приходится говорить «набело», без всяких вариантов, без исправлений. При чтении лекции невозможно «зачеркнуть» ре­чевые ошибки, что легко сделать за письменным столом. Все это требует от лектора при подготовке лекции серьезной работы над языком и стилем изложения.

Простота и легкость изложения являются главным досто­инством лекции в высшей школе. Путаное и неясное изложе­ние имеет две причины: 1) недостаточно глубокое понимание лектором вопроса, о котором он говорит; 2) неумение лектора просто изложить слушателям понимаемую им мысль. В конечном итоге обе эти причины устраняются в результате упор­ной подготовительной работы лектора над содержанием и фор­мой лекции.

С простотой и ясностью лекции тесно связана краткость из­ложения. Язык науки краток. В академической лекции надо многое сказать, но нельзя много говорить. Длинная водянистая речь лектора скучна и утомительна. К сожалению, в вузах встре­чаются и говорливые лекторы, которые пространно и многослов­но говорят о простых вещах, повторяют и разъясняют то, что само собою ясно.

Чтение лекции, как и всякое преподавание, не должно вес­тись шаблонно, по раз и навсегда сложившемуся стереотипу. Форма лекции может зависеть от ряда условий и прежде всего от характера темы и содержания материала. Шаблон в лекции создается в том случае, когда лектор излагает содержание гото­выми книжными фразами.

Лекция — своеобразный жанр научного стиля со специфи­ческими признаками: своей терминологией, фразеологией и эти­кетом, принятым в научной среде. Но лекция в то же время является жанром ораторской речи, отличным от книжного сти­ля. Живая устная речь лектора не может точно совпадать с пись­менной.

В академической лекции, излагающей ту или иную науку, раскрываются методы и термины, знание которых совершенно необходимо для студентов. Однако лектор не должен злоупот­реблять научной терминологией.

Язык науки не имеет ничего общего с «наукообразным» язы­ком. Нельзя забывать о том, какое тягостное впечатление про­изводит на студентов обилие в лекции специальных терминов. Следует продуманно и экономно пользоваться терминологией. В процессе подготовки лекции надо определить, какие новые термины будут введены и разъяснены.

Лектору не следует увлекаться употреблением иностранных слов, когда они могут быть заменены русскими. Иностранные слова, вводимые в изложение без толка и нарочито, засоряют лекцию. Нельзя забывать, что неправильное произношение ино­странных слов и незнание их точного значения считается самой курьезной ошибкой лектора.

Лектор должен заботиться не только о том, что сказать, но и как сказать. К его речевой культуре предъявляются высокие тре­бования. Лектора слушают десятки, иногда сотни студентов, которые воспринимают не только содержание лекции, но и язык. Правильный литературный язык лектора способствует обогаще­нию и развитию речи студентов. Небрежность и неряшливость в речи лектора снижают качество лекции.

Важнейшими качествами хорошей лекции являются выра­зительность и образность, облегчающие студентам восприятие материала.

Соответственно типологии И. П. Павлова можно определить три основных стиля лекционного преподавания. Лекторы мыс­лительного стиля при чтении сосредоточивают внимание на со­держание, заботятся о максимальной научности изложения. Они не придают большого значения внешней форме лекции. Лекто­ры художественного стиля в своих лекциях делают упор на изоб­ражение целостной картины излагаемого. Лекторы такого стиля обладают ярким образным словом.

Лекционный стиль среднего типа объединяет основные чер­ты мыслительного и художественного стиля. Он соединяет в себе богатство содержания, прекрасную композицию лекции и выразительную речь.

Павловская типология людей умственного труда имеет ори­ентировочный характер. Поэтому было бы ошибкой механически делить всех научных работников на три типа, а лекто­ров соответственно на принадлежащих к трем стилевым груп­пам. Еще хуже, когда лектор сам себя отнесет к какому-ни­будь стилю. Но павловская типология лишний раз убеждает нас в том, что в каждой лекции проявляется личность лекто­ра, и это обстоятельство надо учитывать.

Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложе­ния, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти по­ловина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противополож­ным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчи­вость, не монотонно, но и не усыпляющими «волнами» (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответство­вать содержанию и учитывать ситуацию. Не нужно стремиться к громкости за счет голосовых связок, необходимо научиться использовать резонаторы: полость рта, носоглотку, лобные па­зухи, грудную клетку.

Необходимо научиться правильно дышать для регулировки дыхания в процессе выступления. Неподготовленный человек страдает от острого кислородного голодания; у него раздувают­ся вены, краснеет лицо, выступает пот, учащаются дыхание и пульс. Чтобы избежать подобного, необходимо работать над по­становкой голоса и дыхания, научиться без ненужных пауз, не­заметно между звуками делать вдохи.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и аб­страктнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Но эмоциональность не ограничива­ется внешними проявлениями, важны сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потреб­ностью высказаться, вызванной деловой необходимостью. Недопустимы поучения и нравоучения, но нельзя и льстить ауди­тории.

Говорящий должен принимать во внимание людей, кото­рые будут составлять его аудиторию. Представление об обра­зовании, профессии, возрасте аудитории — это лишь началь­ные сведения. Они могут помочь сделать из слушателей заин­тересованных собеседников. Люди любят, когда к ним обраща­ются лично, как к партнерам в разговоре. Непринужденность позы, умение смотреть аудитории в глаза, гибкость и задушев­ность интонации, шутка и многое другое помогут создать ощу­щение равновесия и комфорта, вызовут доверие слушающих. Внимание, несомненно, должно поддерживаться на протяже­нии всей речи, но завоевать его мы обязаны с самого начала (табл. 7.1). Методы, наиболее часто используемые ораторами для окончания речи:

1. Вызов или обращение.

2. Вывод.

3. Цитата.

4. Иллюстрация.

5. Побуждающий стимул.

6. Личное намерение.

Таблица 7.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.