КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология дистанционного обучения
В КДО могут найти применение различные типы общения с использованием технологических возможностей компьютерных сетей: 1. Общение типа «сам с собой» предполагают: · базы данных прямого доступа; · научные журналы прямого доступа; · программные приложения прямого доступа; · библиотеки программного обеспечения прямого доступа; · группы по интересам прямого доступа. 2. Общение типа «один с одним» предполагается при: · контрактном обучении; · практикумах; · заочном обучении. 3. Общение типа «один со многими» предполагается на: · лекциях; · симпозиумах; · заседаниях комиссий. 4. Общение типа «многие со многими» предполагается на: · дебатах, дискуссиях; · деловых играх; · ролевых играх; · изучении конкретных случаев (метод ситуаций); · группах обсуждения (списках рассылки); · «мозговом штурме»; · применении метода Дельфи; · форумах; · групповых проектах; · заседаниях комиссий. Интересным является исследование, проведенное канадскими специалистами в области КДО. Ключевым понятием, исследуемым в данной работе, служит стратегия обучения. Под стратегией обучения понимается совокупность действий, предпринимаемых обучаемым для того, чтобы собрать, осмыслить и возвратить полученную информацию таким образом, что она становится значимым для него знанием. В качестве методики исследования технологий обучения применялось анкетирование учащихся и преподавателей. Возраст обучаемых варьировался в пределах от 35 до 55 лет. Почти все они были учителями, повышающими свою квалификацию. Анкетирование было сфокусировано на обучении в целом, а именно: · аспекты обучения с помощью сетевых технологий (цели планирования, стратегии и навыки, понимание информации); · внешние аспекты обучения (требуемое поведение обучаемого и методиста); · негативные факторы, влияющие на обучение; · основные черты КДО, его преимущества и недостатки; · образное представление полученного опыта. Помимо анкет, для получения информации использовались протоколы обучения. Полученные результаты образовали четыре группы: · требования к процессу обучения; · особенности КДО; · преимущества КДО; · недостатки КДО. Среди требований к процессу обучения можно выделить требования к навыкам обучения, поведению обучаемых и методиста. Навыки обучения делятся на три группы: · операционные навыки, т. e. умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отфильтровывать нужную информацию, вырабатывать идеи, взаимодействовать с товарищами по группе; · навыки обработки информации — умение при создании сообщения сфокусировать внимание на главном, справляться с параллельной структурой дискуссии (одновременное обсуждение нескольких тем); · навыки управления нагрузкой — умение создать персональную методику для просмотра всех сообщений и быстро обрабатывать информацию для того, чтобы не отставать от потока приходящих сообщений. Выделены основные требования к поведению обучаемых: · активное участие; · ответственность; · поддержка остальных участников; · краткость и точность при создании сообщений. От методиста требуются: · управление дискуссией путем выработки ее структуры, направление дискуссии в нужное русло и в то же время обеспечения определенной ее свободы, снижения отрицательного воздействия нетактичных и не относящихся к делу замечаний участников, и т.п.; · содействие дискуссии в тех случаях, когда требуется быстрая техническая помощь, чтобы обобщить результаты дискуссии, представить, поприветствовать или поощрить обучаемых. Среди особенностей КДО назывались его асинхронность, возможность доступа к полному протоколу дискуссии и управление информацией. Асинхронность может быть как положительным, так и отрицательным фактором. Анкетируемые отмечают, что если они по каким-то причинам перестали следить за дискуссией, то в дальнейшем невозможность быстро к ней подключиться дает им чувство дискомфорта. Преимуществами асинхронности являются: · временная и пространственная гибкость, т. e. возможность выбора наиболее удобного времени подключения, отсутствие необходимости присутствовать в аудитории; · возможность лучше подготовить ответ. Среди недостатков отмечаются: · необходимость часто подключаться к сети, чтобы быть в курсе дискуссии; · ощущение перегруженности информацией; · неприятные ощущения, связанные с невозможностью успеть за ходом дискуссии. Другой часто упоминаемой чертой КДО является доступность полного протокола дискуссии, хотя, как правило, обучаемые редко обращаются к нему. Преимуществами КДО, по мнению обучаемых, являются: · удобство в распределении времени; · возможность поразмыслить над ответом; · удобство при выполнении различных действий; · взаимодействие между обучаемыми. Недостатки КДО могут быть распределены по категориям: · неудовлетворительное взаимодействие между обучаемыми; · избыточное количество информации; · чрезмерное дробление тем дискуссий (фрагментарность); · проблемы, связанные со временем (недостаток времени, асинхронность и т.д.). Среди трудностей, связанных с совместной работой, называются отсутствие немедленного отклика или ответ, который не стимулирует дальнейшую дискуссию. Многие воспринимают информацию, поступающую по сети как волну, которая вот-вот их захлестнет. Чрезмерное дробление тем дискуссий и соответственно обилие параллельных телеконференций приводит к тому, что обучаемому трудно следить за ними, трудно выделить для себя наиболее важные. Проблемы, связанные со временем как негативным фактором, включают в себя необходимость быстрой обработки поступающих сообщений и ответа на них. Некоторые анкетируемые выразили желание, чтобы взаимодействие происходило в реальном времени. Среди когнитивных стратегий выделены усвоение информации, выбор, отсылка сообщений, выражение результатов размышления или новой информации, взаимодействие с другими обучаемыми, организация информации (сохранение, фильтрация, сортировка, установление связей между идеями, нахождение «красных нитей» дискуссии и т.д.). Если обучаемый утрачивает контроль над процессом обучения, это может привести к проблемам с включенностью. Например, обучаемый начинает «отмалчиваться» или, наоборот, специально пытается привлечь к себе внимание, стать центром дискуссии. Для некоторых телеконференция становиться местом для выражения отрицательных эмоций — гнева, раздражения и т.п. В качестве причин утраты контроля называются чрезмерная перегруженность информацией; постоянная необходимость принятия решений относительно участия в дискуссии и отслеживания ее хода; отсутствие своевременных и конструктивных откликов участников; чувство оторванности от основного потока дискуссии; боязнь пропустить ценные идеи. По мнению большинства обучаемых и исследователей, основными причинами чрезмерной загруженности являются количество и фрагментарный характер информации, а также необходимость отсылки ответа в жесткие сроки. Руководитель курса КДО должен структурировать курс, создав совокупность тематических телеконференций и поощряя студентов к отсылке сообщений. Сообщения должны отличаться ясностью и продуманностью. В то же время нельзя запаздывать с отсылкой сообщений, поскольку это создает неудобства для товарищей по группе. Возможно, нужна специальная телеконференция просто для того, чтобы собирать интересные идеи, «выбивающиеся» из основной дискуссии. Полезно также, чтобы в начале курса преподаватель объяснил студентам, какими преимуществами и недостатками обладает КДО, и предложил им в ходе обучения зафиксировать внимание на его особенностях. Проведенное в конце курса обсуждение позволит им поделиться с окружающими своими тревогами и идентифицировать бессознательно используемые стратегии обучения. Рекомендации и замечания обучаемых позволяют разработчикам усовершенствовать курс. Принципы реализации СДО Наиболее эффективным направлением использования СДО в высшем образовании является совмещенное использование принципов ДО с общепринятыми элементами очного образования. В качестве основных особенностей подготовки инженеров можно выделить: · необходимость овладения большим количеством профессиональных навыков, связанных с различными направлениями деятельности инженера; · необходимость сильной теоретической подготовки будущего технического специалиста, обеспечивающей в последующем его профессиональный рост и адаптацию к условиям работы в промышленности; · наличие жесткой взаимосвязи между целым рядом учебных дисциплин и профессиональных навыков (невозможность качественной подготовки без достижения заданного уровня по предыдущим дисциплинам); · возможность строго (четко) сформулировать профессиональные требования к специалисту как на этапах подготовки, так и в конечном итоге. В рамках сформулированного принципа использования СДО могут разрабатываться и использоваться курсы для различных предметных областей, однако наибольшую сложность реализации СДО имеют дисциплины и их разделы, связанные с получением профессиональных навыков. В полном объеме данные разделы подготовки не могут быть реализованы на принципах ДО, однако в них могут быть использованы элементы AOC (автоматизированные обучающие системы) тренажно-моделирующего типа, которые могут рассматриваться как специальные модули или элементы курсов СДО. Реализация принципов адаптивности СДО наиболее перспективна при изучении инженерных дисциплин в силу возможности их формального описания. Использование адаптивных методов для естественнонаучных и гуманитарных дисциплин требует больших затрат и менее эффективно. Основными проблемами формирования курсов СДО являются: · создание обучающих модулей, позволяющих формировать учебные курсы СДО, ориентированные на текущие потребности промышленности, рынок труда, региональные потребности; · разработка стратегии оценивания знаний и профессиональных навыков в СДО, обеспечивающей эффективность и надежность оценки; · использование накопленных учебных материалов, курсов очного образования и переподготовки в системе СДО; · создание процедур и механизмов развития созданных курсов СДО в процессе их использования (адаптация к целям и/или переход на качественно более высокий уровень полноты СДО); · разработка процедуры адаптивного обучения (контекстного), ориентированного на требования (возможности) обучаемого; · выбор и использование наиболее эффективных способов доставки и обмена информацией в зависимости от целей обучения. Решение перечисленных проблем при создании курсов СДО возможно в случае наличия концептуальной (описательной) и формальной модели учебного курса СДО, на базе которой могут быть унифицированы основные этапы и принципы создания компонент СДО различных классов. Наиболее привлекательным подходом к организации учебных курсов СДО является модульный принцип построения. Учебный курс представляется как совокупность учебных модулей, прохождение которых возможно в различном порядке в зависимости от контекста использования курса, определяемого либо целью обучения, либо особенностями обучения. Контекст использования курса определяется посредством входной оценки знаний обучаемого, на основе которой может быть предложена различная траектория обучения. Внутренняя структура курса носит в общем случае адаптивный характер, а траектория прохождения курса определяется специальными правилами на уровне модулей обучения. Обучающий модуль представляет собой информационно-структурно-логическую систему, предназначенную для решения задачи обучения с заданным уровнем и объемом знаний. Структура обучающего модуля изображена на рис. 6.8. Внутренняя структура модуля определяется используемым набором обучающих элементов (units), представляющих собой элементарные (замкнутые) информационные, контролирующие, обучающие компоненты, объединенные в структуру определяющую порядок их прохождения. Аналогично модулям, элементы должны включать в свой состав процедуры оценивания и правила перехода. Таким образом, модуль также обладает свойством контекстного использования. Информационное содержание элементов, а также способ представления информации и контроля знаний зависят от класса СДО, однако процедуры контроля и правила перехода должны обязательно присутствовать. Рис. 6.8. Состав и структура учебного курса, построенного по модульному принципу
Можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования: 1) курсы СДО должны строиться по модульному принципу; 2) разработка модулей СДО должна выполняться на основе единой формальной модели; 3) информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение; 4) содержание модуля (элемента) должно включать варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля; 5) в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого; 6) процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т.е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала; 7) элементы, на базе которых строится обучающий модуль, должны также содержать процедуры входного и выходного контроля знаний; 8) процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стандарт уровня знаний; 9) в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста. Для выполняемых работ по созданию элементов СДО можно выделить перечень характерных этапов методических и технических мероприятий (рис. 6.9). Рис. 6.9. Этапы создания курса ДО
Работы, связанные с выполнением каждого из этапов, можно кратко сформулировать следующим образом: Этап 1. Определение мотивационных признаков по созданию программ подготовки или переподготовки специалистов на основе технологии ДО. Этап 2. Создание содержательного наполнения программы подготовки (переподготовки), формулировка целей и требований к результату (внутренний стандарт). Этап 3. Разработка структурно-логической схемы подготовки с выделением основных модулей и их взаимосвязей. Этап 4. Детальная разработка модулей подготовки с определением внутренней структуры и содержания; методов изучения (преподавания), характерных для ДО; разработка системы оценивания на уровне элементов и модулей; разработка механизмов адаптации к уровням обучаемых. Этап 5. Формирование на основе модулей взаимосвязанных или локальных курсов подготовки (переподготовки) с формулировкой требований и методов оценки готовности. Этап 6. Реализация модулей курса с учетом выбранного варианта ДО (технологические решения и варианты реализации) от «бумажной» технологии до полной автоматизации. Этап 7. Сборка курса и его апробация на уровне (базе) очного процесса подготовки. Этап 8. Создание механизма и процедур ведения курса ДО (т.е. модификации и адаптации в соответствии с потребностями подготовки и целями). Этап 9. Внедрение курса (программы) подготовки ДО в систему подготовки специалистов на заданном уровне. Особенностью предлагаемого подхода к порядку создания курса ДО является включение этапа апробации курса на базе очного образования. Это всегда возможно в случае существования модульных элементов обучения в учебном заведении и существования локальной автоматизированной системы подготовки. Используя этот этап, можно наиболее эффективно выявить ошибки методического и технологического характера. Построение программ дистанционного обучения, включающих в свой состав комплексы взаимосвязанных курсов ДО и ориентированных на достижение заданного качества подготовки в рамках образовательных стандартов или специальных требований, предполагает реализацию определенного набора организационных и методических мероприятий. На рис. 6.10 отражены основные этапы построения учебного процесса с использованием СДО.
Рис. 6.10. Этапы построения учебного процесса с использованием СДО
Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |