Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология дистанционного обучения




В КДО могут найти применение различные типы общения с использованием технологических возможностей компьютерных сетей:

1. Общение типа «сам с собой» предполагают:

· базы данных прямого доступа;

· научные журналы прямого доступа;

· программные приложения прямого доступа;

· библиотеки программного обеспечения прямого доступа;

· группы по интересам прямого доступа.

2. Общение типа «один с одним» предполагается при:

· контрактном обучении;

· практикумах;

· заочном обучении.

3. Общение типа «один со многими» предполагается на:

· лекциях;

· симпозиумах;

· заседаниях комиссий.

4. Общение типа «многие со многими» предполагается на:

· дебатах, дискуссиях;

· деловых играх;

· ролевых играх;

· изучении конкретных случаев (метод ситуаций);

· группах обсуждения (списках рассылки);

· «мозговом штурме»;

· применении метода Дельфи;

· форумах;

· групповых проектах;

· заседаниях комиссий.

Интересным является исследование, проведенное канадски­ми специалистами в области КДО. Ключевым понятием, иссле­дуемым в данной работе, служит стратегия обучения. Под стра­тегией обучения понимается совокупность действий, предпри­нимаемых обучаемым для того, чтобы собрать, осмыслить и возвратить полученную информацию таким образом, что она становится значимым для него знанием. В качестве методики ис­следования технологий обучения применялось анкетирование учащихся и преподавателей. Возраст обучаемых варьировался в пределах от 35 до 55 лет. Почти все они были учителями, повы­шающими свою квалификацию. Анкетирование было сфокуси­ровано на обучении в целом, а именно:

· аспекты обучения с помощью сетевых технологий (цели планирования, стратегии и навыки, понимание инфор­мации);

· внешние аспекты обучения (требуемое поведение обуча­емого и методиста);

· негативные факторы, влияющие на обучение;

· основные черты КДО, его преимущества и недостатки;

· образное представление полученного опыта.

Помимо анкет, для получения информации использовались протоколы обучения. Полученные результаты образовали четы­ре группы:

· требования к процессу обучения;

· особенности КДО;

· преимущества КДО;

· недостатки КДО.

Среди требований к процессу обучения можно выделить тре­бования к навыкам обучения, поведению обучаемых и методис­та. Навыки обучения делятся на три группы:

· операционные навыки, т. e. умение работать с програм­мным обеспечением, принимать решения, отфильтро­вывать нужную информацию, вырабатывать идеи, взаи­модействовать с товарищами по группе;

· навыки обработки информации — умение при создании сообщения сфокусировать внимание на главном, справ­ляться с параллельной структурой дискуссии (одновре­менное обсуждение нескольких тем);

· навыки управления нагрузкой — умение создать персо­нальную методику для просмотра всех сообщений и бы­стро обрабатывать информацию для того, чтобы не от­ставать от потока приходящих сообщений.

Выделены основные требования к поведению обучаемых:

· активное участие;

· ответственность;

· поддержка остальных участников;

· краткость и точность при создании сообщений.

От методиста требуются:

· управление дискуссией путем выработки ее структуры, направление дискуссии в нужное русло и в то же время обеспечения определенной ее свободы, снижения отри­цательного воздействия нетактичных и не относящихся к делу замечаний участников, и т.п.;

· содействие дискуссии в тех случаях, когда требуется быст­рая техническая помощь, чтобы обобщить результаты дискуссии, представить, поприветствовать или поощрить обучаемых.

Среди особенностей КДО назывались его асинхронность, возможность доступа к полному протоколу дискуссии и управ­ление информацией. Асинхронность может быть как положи­тельным, так и отрицательным фактором. Анкетируемые отме­чают, что если они по каким-то причинам перестали следить за дискуссией, то в дальнейшем невозможность быстро к ней под­ключиться дает им чувство дискомфорта. Преимуществами асинхронности являются:

· временная и пространственная гибкость, т. e. возмож­ность выбора наиболее удобного времени подключения, отсутствие необходимости присутствовать в аудитории;

· возможность лучше подготовить ответ.

Среди недостатков отмечаются:

· необходимость часто подключаться к сети, чтобы быть в курсе дискуссии;

· ощущение перегруженности информацией;

· неприятные ощущения, связанные с невозможностью ус­петь за ходом дискуссии.

Другой часто упоминаемой чертой КДО является доступ­ность полного протокола дискуссии, хотя, как правило, обучае­мые редко обращаются к нему. Преимуществами КДО, по мне­нию обучаемых, являются:

· удобство в распределении времени;

· возможность поразмыслить над ответом;

· удобство при выполнении различных действий;

· взаимодействие между обучаемыми.

Недостатки КДО могут быть распределены по категориям:

· неудовлетворительное взаимодействие между обучае­мыми;

· избыточное количество информации;

· чрезмерное дробление тем дискуссий (фрагментарность);

· проблемы, связанные со временем (недостаток време­ни, асинхронность и т.д.).

Среди трудностей, связанных с совместной работой, назы­ваются отсутствие немедленного отклика или ответ, который не стимулирует дальнейшую дискуссию. Многие воспринимают информацию, поступающую по сети как волну, которая вот-вот их захлестнет. Чрезмерное дробление тем дискуссий и соответ­ственно обилие параллельных телеконференций приводит к тому, что обучаемому трудно следить за ними, трудно выделить для себя наиболее важные. Проблемы, связанные со временем как негативным фактором, включают в себя необходимость быст­рой обработки поступающих сообщений и ответа на них. Неко­торые анкетируемые выразили желание, чтобы взаимодействие происходило в реальном времени.

Среди когнитивных стратегий выделены усвоение информа­ции, выбор, отсылка сообщений, выражение результатов раз­мышления или новой информации, взаимодействие с другими обучаемыми, организация информации (сохранение, фильтра­ция, сортировка, установление связей между идеями, нахожде­ние «красных нитей» дискуссии и т.д.).

Если обучаемый утрачивает контроль над процессом обуче­ния, это может привести к проблемам с включенностью. Напри­мер, обучаемый начинает «отмалчиваться» или, наоборот, спе­циально пытается привлечь к себе внимание, стать центром дис­куссии. Для некоторых телеконференция становиться местом для выражения отрицательных эмоций — гнева, раздражения и т.п. В качестве причин утраты контроля называются чрезмерная пе­регруженность информацией; постоянная необходимость приня­тия решений относительно участия в дискуссии и отслеживания ее хода; отсутствие своевременных и конструктивных откликов участников; чувство оторванности от основного потока дискус­сии; боязнь пропустить ценные идеи. По мнению большинства обучаемых и исследователей, основными причинами чрезмер­ной загруженности являются количество и фрагментарный ха­рактер информации, а также необходимость отсылки ответа в жесткие сроки.

Руководитель курса КДО должен структурировать курс, со­здав совокупность тематических телеконференций и поощряя студентов к отсылке сообщений. Сообщения должны отличать­ся ясностью и продуманностью. В то же время нельзя запазды­вать с отсылкой сообщений, поскольку это создает неудобства для товарищей по группе. Возможно, нужна специальная теле­конференция просто для того, чтобы собирать интересные идеи, «выбивающиеся» из основной дискуссии. Полезно также, чтобы в начале курса преподаватель объяснил студентам, какими преимуществами и недостатками обладает КДО, и предложил им в ходе обучения зафиксировать внимание на его особенностях. Проведенное в конце курса обсуждение позволит им поделиться с окружающими своими тревогами и идентифицировать бессо­знательно используемые стратегии обучения. Рекомендации и замечания обучаемых позволяют разработчикам усовершенство­вать курс.

Принципы реализации СДО

Наиболее эффективным направлением использования СДО в высшем образовании является совмещенное использование прин­ципов ДО с общепринятыми элементами очного образования.

В качестве основных особенностей подготовки инженеров можно выделить:

· необходимость овладения большим количеством профес­сиональных навыков, связанных с различными направ­лениями деятельности инженера;

· необходимость сильной теоретической подготовки будущего технического специалиста, обеспечивающей в по­следующем его профессиональный рост и адаптацию к условиям работы в промышленности;

· наличие жесткой взаимосвязи между целым рядом учеб­ных дисциплин и профессиональных навыков (невозмож­ность качественной подготовки без достижения задан­ного уровня по предыдущим дисциплинам);

· возможность строго (четко) сформулировать профессио­нальные требования к специалисту как на этапах подго­товки, так и в конечном итоге.

В рамках сформулированного принципа использования СДО могут разрабатываться и использоваться курсы для различных предметных областей, однако наибольшую сложность реализа­ции СДО имеют дисциплины и их разделы, связанные с полу­чением профессиональных навыков. В полном объеме данные разделы подготовки не могут быть реализованы на принципах ДО, однако в них могут быть использованы элементы AOC (ав­томатизированные обучающие системы) тренажно-моделирующего типа, которые могут рассматриваться как специальные модули или элементы курсов СДО.

Реализация принципов адаптивности СДО наиболее перспек­тивна при изучении инженерных дисциплин в силу возможнос­ти их формального описания. Использование адаптивных мето­дов для естественнонаучных и гуманитарных дисциплин требу­ет больших затрат и менее эффективно.

Основными проблемами формирования курсов СДО являются:

· создание обучающих модулей, позволяющих формиро­вать учебные курсы СДО, ориентированные на текущие потребности промышленности, рынок труда, региональ­ные потребности;

· разработка стратегии оценивания знаний и профессио­нальных навыков в СДО, обеспечивающей эффектив­ность и надежность оценки;

· использование накопленных учебных материалов, кур­сов очного образования и переподготовки в системе СДО;

· создание процедур и механизмов развития созданных курсов СДО в процессе их использования (адаптация к целям и/или переход на качественно более высокий уро­вень полноты СДО);

· разработка процедуры адаптивного обучения (контекст­ного), ориентированного на требования (возможности) обучаемого;

· выбор и использование наиболее эффективных способов доставки и обмена информацией в зависимости от целей обучения.

Решение перечисленных проблем при создании курсов СДО возможно в случае наличия концептуальной (описательной) и формальной модели учебного курса СДО, на базе которой могут быть унифицированы основные этапы и принципы создания компонент СДО различных классов.

Наиболее привлекательным подходом к организации учеб­ных курсов СДО является модульный принцип построения.

Учебный курс представляется как совокупность учебных модулей, прохождение которых возможно в различном порядке в зависимости от контекста использования курса, определяемо­го либо целью обучения, либо особенностями обучения.

Контекст использования курса определяется посредством входной оценки знаний обучаемого, на основе которой может быть предложена различная траектория обучения. Внутренняя структура курса носит в общем случае адаптивный характер, а траектория прохождения курса определяется специальными пра­вилами на уровне модулей обучения.

Обучающий модуль представляет собой информационно-структурно-логическую систему, предназначенную для решения задачи обучения с заданным уровнем и объемом знаний.

Структура обучающего модуля изображена на рис. 6.8. Внут­ренняя структура модуля определяется используемым набором обучающих элементов (units), представляющих собой элементар­ные (замкнутые) информационные, контролирующие, обучаю­щие компоненты, объединенные в структуру определяющую порядок их прохождения. Аналогично модулям, элементы долж­ны включать в свой состав процедуры оценивания и правила перехода. Таким образом, модуль также обладает свойством кон­текстного использования. Информационное содержание элемен­тов, а также способ представления информации и контроля зна­ний зависят от класса СДО, однако процедуры контроля и пра­вила перехода должны обязательно присутствовать.

Рис. 6.8. Состав и структура учебного курса, построенного по модульному принципу

 

Можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования:

1) курсы СДО должны строиться по модульному принципу;

2) разработка модулей СДО должна выполняться на основе единой формальной модели;

3) информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических при­емов, ориентированных на самостоятельное обучение;

4) содержание модуля (элемента) должно включать варианты использования в различных контекстах, учитывающих уро­вень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;

5) в состав каждого модуля должны обязательно входить ком­поненты, предназначенные для входного и выходного конт­роля знаний обучаемого;

6) процедуры оценивания также должны обладать контекстны­ми свойствами, т.е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;

7) элементы, на базе которых строится обучающий модуль, дол­жны также содержать процедуры входного и выходного кон­троля знаний;

8) процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стан­дарт уровня знаний;

9) в состав модулей и элементов курса должны входить набо­ры экспертных правил, обеспечивающих определение траек­тории прохождения модуля (курса) в зависимости от значе­ния оценок и контекста.

Для выполняемых работ по созданию элементов СДО мож­но выделить перечень характерных этапов методических и тех­нических мероприятий (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Этапы создания курса ДО

 

Работы, связанные с выполнением каждого из этапов, мож­но кратко сформулировать следующим образом:

Этап 1. Определение мотивационных признаков по созда­нию программ подготовки или переподготовки специалистов на основе технологии ДО.

Этап 2. Создание содержательного наполнения программы подготовки (переподготовки), формулировка целей и требова­ний к результату (внутренний стандарт).

Этап 3. Разработка структурно-логической схемы подготов­ки с выделением основных модулей и их взаимосвязей.

Этап 4. Детальная разработка модулей подготовки с опре­делением внутренней структуры и содержания; методов изуче­ния (преподавания), характерных для ДО; разработка системы оценивания на уровне элементов и модулей; разработка меха­низмов адаптации к уровням обучаемых.

Этап 5. Формирование на основе модулей взаимосвязанных или локальных курсов подготовки (переподготовки) с формули­ровкой требований и методов оценки готовности.

Этап 6. Реализация модулей курса с учетом выбранного ва­рианта ДО (технологические решения и варианты реализации) от «бумажной» технологии до полной автоматизации.

Этап 7. Сборка курса и его апробация на уровне (базе) очно­го процесса подготовки.

Этап 8. Создание механизма и процедур ведения курса ДО (т.е. модификации и адаптации в соответствии с потребностями подготовки и целями).

Этап 9. Внедрение курса (программы) подготовки ДО в си­стему подготовки специалистов на заданном уровне.

Особенностью предлагаемого подхода к порядку создания курса ДО является включение этапа апробации курса на базе оч­ного образования. Это всегда возможно в случае существования модульных элементов обучения в учебном заведении и суще­ствования локальной автоматизированной системы подготовки. Используя этот этап, можно наиболее эффективно выявить ошиб­ки методического и технологического характера.

Построение программ дистанционного обучения, включаю­щих в свой состав комплексы взаимосвязанных курсов ДО и ориентированных на достижение заданного качества подготовки в рамках образовательных стандартов или специальных требо­ваний, предполагает реализацию определенного набора органи­зационных и методических мероприятий. На рис. 6.10 отраже­ны основные этапы построения учебного процесса с использова­нием СДО.

 

Рис. 6.10. Этапы построения учебного процесса с использованием СДО

 

Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.