Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление общением в развивающемся педагогическом процессе




Содержание и структгура педагогического общения

Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Будь то лекция, семинар, экзамен, зачет, защита курсового проекта или реферата, преподаватель общает­ся с потоком, группой, подгруппой, личностью.

Содержание общения составляет обмен информацией. Но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в дру­гом, транслировать себя в другого через совместную деятель­ность. Это уже личностное общение.

Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это — личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента. И в этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач. Без организации продуктивного общения преподавателя и студенческого коллектива невозможно плодотворно реализо­вать дидактические и собственно воспитательные задачи педа­гога вуза.

Общение выступает в трех аспектах:

· во-первых, как средство решения учебных задач;

· во-вторых, как система социально-психологического обеспе­чения воспитательного процесса;

· в-третьих, как способ организации взаимоотношений препо­давателей и студентов, в котором сочетаются обучение и вос­питание, и как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.

Итак, преподаватель вуза предстает как инициатор и руково­дитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого кол­лектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотноше­ний и трансляция личности педагога обучаемым.

Многочисленные исследования ученых и практика показы­вают, что молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность, испытывают трудности в налаживании педагоги­ческого общения, взаимоотношений со студентами в сфере лич­ностных контактов, а именно к ней студенты предъявляют зна­чительные требования.

Чтобы овладеть основами профессионально-педагогическо­го общения со студентами, необходимо знать его содержатель­ные и процессуальные характеристики.

Педагогическое взаимодействие — процесс творческий не­зависимо от того, какой аспект общения имеется в виду: реше­ние учебно-воспитательных задач или организация взаимоотно­шений. Творческий характер носит и решение педагогических задач, и процесс воплощения этого решения в общении со сту­дентами.

От того, какая информация отобрана, как она выстроена, как сочетаются в ней общее и частное и как это доносится до аудито­рии, обсуждается, проверяется, понимается и оценивается сту­дентами, зависят успех лекции, качество знаний, взаимный кон­такт.

Если взять устойчивые формы вузовской учебной деятель­ности (лекцию, семинар, практические занятия, лабораторные работы), то процесс подготовки к ним и их проведение включа­ют в себя определенную коммуникативную структуру, которую необходимо освоить творчески.

Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующую структуру педагогиче­ского общения, органично связанную с творческой работой пре­подавателя.

Этапы педагогического общения включают:

1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.

2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирова­ние общения в предстоящей деятельности.

Рассмотрим содержательные и процессуальные особеннос­ти выделенных творческих этапов общения.

Первый этап. В процессе моделирования общения осуще­ствляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:

а) педагогическим целям и задачам;

б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;

в) творческой индивидуальности самого педагога;

г) индивидуальным особенностям студентов;

д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура заня­тий должна повлиять на возникновение эмоционального един­ства, создание атмосферы общения. «Учение — это не механи­ческая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимо­отношения», — отмечал В. А. Сухомлинский.

Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало кон­такта, во многом определяющего успешность дальнейшего раз­вития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.

Важнейшими элементами этого этапа являются:

а) конкретизация спланированной модели общения;

б) уточнение условий и структуры предстоящего общения;

в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избран­ных на предварительном этапе методов работы.

Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуа­ции непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягатель­ности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществля­ется через верно спланированную и организованную систему общения.

Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и студентов.

Следовательно, кроме дидактических и методических тре­бований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней:

1. Становление психологического контакта с группой для пе­редачи информации и ее личностного восприятия студен­тами.

2. Разработка психологически обоснованной партитуры лекции, т. e. использование элементов беседы, риторических вопро­сов, ситуаций размышления и т. п., наличие определенной логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт, а следова­тельно, реальное включение студентов в процесс познания.

3. Создание через систему психологических средств обстанов­ки коллективного поиска и совместных раздумий, что осо­бенно важно для реализации всех видов проблемного обуче­ния, которому необходимы как никакому другому коммуни­кативные компоненты.

4. Управление познавательной деятельностью студентов. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе ув­леченности совместной творческой деятельностью.

5. Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй лекции, но и самовыра­жение личности педагога. Оно придает лекции мировоззрен­ческую направленность, повышает эффективность любого вида учебной работы.

6. Целостная, педагогически целесообразная система взаимо­отношений педагога и студентов, которая обеспечивает на­строй студентов на общение с педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает мотивацию обуче­ния за счет социально-психологических резервов. Таким образом, целесообразно организованное педагогичес­кое общение выполняет не только функции устойчивой комму­никации, но и способствует формированию прогрессивной на­правленности и мировоззренческих позиций.

Четвертый этап. Преподаватель анализирует использован­ную им систему общения, уточняет возможные варианты орга­низации общения в данном коллективе, анализирует содержа­ние занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.