Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности педагогического общения в вузе




Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспита­ния, изменением их форм. Основная функция вуза — формиро­вание личности специалиста. И этой цели должно быть подчи­нено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель—студент» ка­чественно отличается от школьного самим фактом их приобщен­ности к общей профессии, а это в значительной мере способ­ствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:

1) взаимоотношения ведомый—ведущий;

2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучаю­щего.

Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктив­ность. Без осознания партнерства в деятельности студентов труд­но вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к про­фессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспита­ния и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений.

Основные требования к отношениям «преподаватель—студент», «студент—студент» можно сформулировать следующим образом:

· взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;

· формирование духа корпоративности, коллегиальности, про­фессиональной общности с педагогами;

· ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоле­ние авторитарного воспитательного воздействия;

· использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов:

· увлеченности наукой, предметом;

· стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогиче­ского чувства.

Формирование подобного стиля связано с преодолением ти­пичного для вуза противоречия: наука и преподавание тянут в разные стороны. А они из центробежных должны превратиться в центростремительные силы.

Усиленное сочетание научной и педагогической деятельнос­ти является основополагающим в социально-психологической структуре педагогического общения. Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессио­нальными задачами составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение. Этико-психологические основы взаимоотношений преподавателя и студентов складываются по­степенно. Они зависят от многих причин. От жизненного, учеб­ного, общественного опыта учащихся, традиций института, ка­федры, от педагогической направленности личности вузовского педагога.

Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится сту­дентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельнос­ти, контроля, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформу­лировать правильную систему взаимоотношений студентов-пер­вокурсников и профессорско-преподавательского состава. Непра­вомерный перенос школьных отношений между учителем и уче­никами в вуз серьезно мешает дальнейшему процессу разверты­вания отношений студентов и преподавателей, а порой и дефор­мирует структуру педагогического общения.

Высшая школа предъявляет высокие требования к психоло­гическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реали­зуемому в повседневном педагогическом общении. Формирова­ние собственного индивидуального стиля общения со студента­ми связано с развитием творческой индивидуальности профес­соров, доцентов, преподавателей.

Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного инди­видуального стиля общения со студентами. Его выработке спо­собствуют такие приемы:

— включение студентов в начальные формы исследователь­ской деятельности;

— создание форм совместного общения для лучшей личнос­тной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т. д.;

— совместная научно-исследовательская работа;

— совместные нерегламентируемые, неофициальные контак­ты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;

— участие профессорско-преподавательского состава в сту­денческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые сто­лы»).

Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к науч­но-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъяв­ляются к этико-психологической основе взаимодействия учено­го-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют ин­дивидуально-типологические характеристики или стиль обще­ния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.