Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стиль общения. В стиле находят выражение:




В стиле находят выражение:

а) особенности коммуникативных возможностей педагога;

б) достигнутый уровень взаимоотношений;

в) творческая индивидуальность педагога;

г) особенности студенческого коллектива.

Стиль общения воплощает социально-этические установки общества, вуза, он отражает личностный и педагогический уро­вень педагога, его эмоционально-психологические особенности.

Оптимальный стиль общения — это общение, основываю­щееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной творческой деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и на­выков профессионально-педагогического общения.

Студенческий поток или группа есть та среда, которая фор­мирует преподавателя. Вне этой среды не произойдет становле­ния личности педагога. С целью формирования собственного стиля, навыков и умений оптимального педагогического обще­ния в процессе подготовки может быть использован коммуни­кативный тренинг, решающий две тесно связанные между со­бой задачи:

· изучение, осмысление и освоение природы, структуры и за­кономерностей педагогического общения;

· овладение процедурой и «технологией» педагогической ком­муникации, развитие коммуникативных способностей, фор­мирование умений и навыков профессионально-педагогичес­кого общения.

В педагогике высшей школы разработана система тренинга педагогического общения*, включающая в себя упражнения, на­правленные на:

а) практическое овладение процедурой и «технологией» педа­гогической коммуникации на основе отработки важнейших ее элементов;

б) целостное действие — общение в заданной педагогической ситуации на основе всей структуры деятельности педагога.

* Кан-Калик B.A. Основы профессионально-педагогического обще­ния. Грозный, 1979.

 

Первый цикл состоит изупражнений на формирование уме­ний последовательно действовать в вузовской аудитории, сни­мать мышечное напряжение во время педагогической работы, на развитие навыков пристального внимания, наблюдательнос­ти и сосредоточения. К ним относится специальная группа уп­ражнений по технике и культуре речи с использованием магни­тофонной записи, задания, обеспечивающие развитие мимики и пантомимики, успешно протекающие при применении аудиовизуальной техники.

Второй цикл — педагогический тренинг, включающий в себя обучение общению в типичных ситуациях сообразно с конкрет­ными условиями педагогической деятельности в данном кол­лективе, развитие педагогического воображения, интуиции, на­выков импровизации, постановки и решения коммуникативных задач. В него входят многообразные задания на действие в типичных ситуациях (зачет, экзамен, семинар), включая специ­ально инсценированные педагогические задачи.

Социальные и политические процессы в нашем обществе пробудили стремление к самовыражению, обусловили раннюю социализацию личности. Это не могло не отразиться на вузов­ской жизни. Органы студенческого самоуправления контроли­руют бытовые условия, учебную деятельность, общественную и социальную жизнь студенчества. Повысился правовой уровень культуры студентов, прекрасно осведомленных о своих правах, норме семестровой и недельной учебной нагрузки, самостоятель­ной работы, контроля. Все это должно учитываться преподава­телем при разработке коммуникативного аспекта педагогической деятельности, в котором явно просматривается тенденция к де­мократизации вузовского общения. В этой ситуации педагог дол­жен избегать двух крайностей — менторства и панибратства.

Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать студентам культуру общения. Педа­гогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализа­ции и ценностных ориентации современной молодежи. Моло­дым педагогам небесполезно знать, что у так называемых «не­формалов» 80-х гг., из которых вышли многие общественно-по­литические лидеры 90-х гг., в ряду личностных предпочтений общение со взрослыми находилось на 24-м месте, общение с родителями — на 19-м. Социологи также отмечают возрастаю­щие темпы смены поколений. Сегодня смена поколений (соци­ализация, ценностные ориентации) происходит каждые пять лет. И в этом плане студенты-первокурсники и выпускники представляют разные поколения, их взгляды кардинально отлича­ются друг от друга, что обусловлено динамикой социальных и экономических преобразований в нашей стране и темпами раз­вития мирового сообщества в целом.

В связи с вышеперечисленным особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.