Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каково значение диплома 1 страница




Зачем учатся

Рис. 2.1. Диаграмма мотивов учебы

Рис. 2.2. Диаграмма оценки ценности диплома

Как студенты решают свои финансовые проблемы

Рис. 2.3. Решение финансовых проблем студентами

Кто обеспечивает платное обучение студентов

Рис. 2.4. Источники платного обучения студентов

В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с избранной ими профессией. Вся совокуп­ность современных студентов довольно явно разделяется на три группы*.

* Социология молодежи. M., 1997.

 

Первую составляют студенты, ориентированные на образо­вание как на профессию. В этой группе наибольшее число сту­дентов, для которых интерес к будущей работе, желание реали­зовать себя в ней — самое главное. Лишь они отметили склон­ность продолжать свое образование в аспирантуре. Все осталь­ные факторы для них менее значимы. В этой группе около тре­ти студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа опрошен­ных. Отношение к образованию у них совсем иное: для них об­разование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т. п. Они пони­мают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем пер­вая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной сто­роны, можно назвать «неопределившимися», с другой — задав­ленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, се­мейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» — они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интере­са, как у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопре­деления, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.

Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность образования как само­стоятельного социального феномена, имеющего социокультур­ную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план. Возможно, что различие ценностей образо­вания прошлых и текущих лет главным образом состоит имен­но в этом.

С появлением «коммерческого» набора в вуз в него пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в правильности своего профессионального выбора (62—77%), хорошо осведомленные о специфике будущей про­фессиональной деятельности (самооценка в среднем выше на 10%, чем у «бюджетников»). Эти студенты, вдохновляемые при­мером родителей-предпринимателей, без страха глядят в буду­щее, имеющее для них четко прорисованную профессиональную перспективу.

Существуют также качественные различия, в частности, ре­зультаты анализа статистических данных показывают, что у «ком­мерческих» студентов более ярко выражено стремление к дости­жению успеха в сфере бизнеса (9—18,5%), в связи с чем они выше, чем «бюджетные» студенты, оценивают значимость хо­рошего образования, профессиональной подготовки (30,5—40%), свободного владения иностранными языками (22—37%), духов­но и культурно богатой жизни (36—44%).

Выявились различия в структуре мотивации получения выс­шего образования у сравниваемых групп студентов: «бюджет­ные» студенты в целом высказали более традиционные установки— получить диплом (4—14%), приобрести профессию (56—62%), вести научные исследования (5—15%), пожить студенческой жизнью (8—18%), тогда как у «коммерческих» студентов доминирует стремление добиться материального благополучия (43—53%), свободно овладеть иностранными язы­ками (17—41%), стать культурным человеком (33—39%), по­лучить возможность обучения, работы за границей (20—29%), освоить теорию и практику предпринимательства (10—16%), добиться уважения в кругу знакомых (10—13%), продолжить семейную традицию (6—9%).

Контингент «коммерческих» студентов в большинстве сво­ем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколько больше лиц, имеющих опыт трудовой (производствен­ной) деятельности в отраслях народного хозяйства, чем среди «бюджетников». Среди их родителей значительно больше пред­принимателей, бизнесменов (14—16%), работников кооперати­вов, акционерных обществ, совместных предприятий (11—17%), высших государственных служащих. Именно для данной соци­альной группы посильна оплата высшего образования. Доста­ток в этих семьях значительно выше. Каждый седьмой «ком­мерческий» студент имеет собственный ежемесячный заработок, а каждый десятый — доход от самостоятельного предпринима­тельства.

По числу вузовских «отличников» они уступают «бюджет­ным» студентам.

Следует выделить несколько больше типов современных студентов, чем простое деление на «бюджетных» и «коммерче­ских», причем эти типы встречаются и в той и в другой из опи­санных групп.

Первый тип условно можно назвать «предпринимателем». Этот студент предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, получает высшее образование для того, чтобы освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по служ­бе, заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в правильности выбора специальности, обучения, со­ответствии ему своих способностей, но в то же время он более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфи­ку профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия труда, перспективы служебной карье­ры), не опасается безработицы, у него более развиты (по само­оценке) такие актуальные личностные качества, как индивидуа­лизм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.

Второй тип с той же долей условности называют «эмигрант». Высшее образование «эмигранты» в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть иностранными языками, полу­чить возможность обучения, работы за границей. Они уверены в правильности собственного выбора специальности и в соответ­ствии ему своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготовку на необходимом уровне. У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия.

Обоим этим типам противостоит «традиционалист». Он це­нит хорошее образование, профессиональную подготовку, полу­чает высшее образование для того, чтобы получить диплом, ве­сти научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реалии дальнейшей профессиональной деятельнос­ти, больше опасается безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее — предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия, жизненный оптимизм.

«Каковы нынешние студенты по сравнению со студентами, учившимися 5—8 лет назад, т. e. на заре рыночных реформ?» 86% опрошенных преподавателей считают, что студенты изме­нились. Сформировались качества, позволяющие им легче адап­тироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприим­чивость, бо́льшая самостоятельность, бо́льшая требовательность к преподавателям (знания — необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее тру­долюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требо­вательными к себе.

Можно выделить три основных типа деятельности и поведе­ния студентов в сфере обучения и познания:

Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосре­доточиваются на области знаний более широкой, чем пред­усмотрено программой, социальная активность студентов про­является во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип дея­тельности ориентирован на широкую специализацию, на раз­ностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок програм­мы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуще­ствляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».

Третий тип познавательной деятельности студентов предпо­лагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в грани­цах учебной программы. Этот тип деятельности — наименее творческий, наименее активный — характерен для 26,8% опро­шенных студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.

По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.

К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приоб­рести профессиональные умения и навыки, ищут способы раци­онализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них — необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг зна­ний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они ак­тивны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обосно­вания, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельнос­ти, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко огра­ничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности — лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предме­там, которые их не интересуют.

К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рам­ками. Для этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты хорошо и отлично учат­ся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного плана.

К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, прояв­ляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные занятия, часто про­пускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные ин­тересы еще не сформированы.

К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они при­шли по настоянию родителей или «за компанию» с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют «хвосты», им помогают товарищи, и зачастую они дотя­гивают до диплома.

Среди отличников можно выделить лишь три подтипа: «раз­носторонний», «профессионал», «универсал». Наиболее распространен среди отличников первый подтип. Это студент любозна­тельный, инициативный, с широким кругозором. Он изучает не только первоисточники, рекомендованные учебными програм­мами, но систематически читает литературу сверх программы и по смежным дисциплинам. Мотивом деятельности данной ка­тегории отличников, как правило, служит неудержимое стрем­ление к познанию, им нравится сам процесс узнавания нового, неизведанного, решения сложных задач.

Отличники, ориентирующиеся на профессию, концентриру­ют свое внимание главным образом на профилирующих пред­метах, осваивая общеобразовательные предметы более поверх­ностно, хотя и стараются не опускаться ниже «5». Выделяют «уз­кого» отличника, изучающего программный материал только в объеме лекций, учебника и обязательных первоисточников. Как правило, к последнему варианту относятся студенты со средни­ми способностями, но с сильно развитым чувством долга, «одер­жимые». Такие студенты нередко очень хорошо осознают значе­ние разносторонних знаний для полноценной профессиональной деятельности, но им просто не хватает времени для того, чтобы изучать еще что-то сверх программы. Среди «узких» отличников могут встретиться иногда и такие студенты, учебно-позна­вательная деятельность которых стимулируется эгоистически­ми интересами (самоутверждение, карьера).

К категории «отличников-универсалов» относятся студенты, сочетающие положительные стороны «разностороннего» и «про­фессионала». К сожалению, таких студентов, отличающихся огромным трудолюбием и вместе с тем исключительно одарен­ных, талантливых, с блестящими природными способностями (в первую очередь с отличной памятью, обогащенной в школь­ные годы), встречается не так уж много.

Среди «хорошистов» можно выделить два подтипа: 1) сту­денты с хорошими способностями, но недостаточно трудолюби­вые. В большинстве случаев они учатся неровно, по профилиру­ющим предметам у них могут быть и отличные оценки, в то время как по общеобразовательным иногда даже «три»; 2) сту­денты со средними способностями, но с большим трудолюби­ем. Как правило, они учатся ровно по всем предметам. Предста­вители этого подтипа старательно записывают все лекции, но нередко отвечают только по конспектам, учебнику или обяза­тельному первоисточнику.

В зависимости от успеваемости среди троечников можно выделить несколько подтипов: 1) не адаптировавшиеся к специ­фическим условиям вузовского обучения первокурсники. Прак­тика показывает, что продуманная система работы по адаптации первокурсников еще только складывается, этот процесс зачас­тую протекает стихийно, курс «Введение в специальность» про­ходит стадию становления; 2) не способные к восприятию каче­ства или логики изложения предлагаемого материала. Ключи помощи таким студентам в руках кафедр и преподавателей — применение научной организации учебного процесса, совершен­ствование качества преподавания, осуществление индивидуаль­ного подхода к обучению и т. д.; 3) допустившие ошибку в вы­боре профессии, что заставляет думать об улучшении работы по профориентации школьников и отборе поступающих в вузы; 4) недобросовестно относящиеся к учебе. Как правило, это сту­денты, представляющие свою будущую деятельность (и жизнь) легкой и беззаботной, не требующей особых знаний и умений. Поэтому в вузе они настроились не на труд, а на отдых и развле­чения, стремятся «прийти к диплому» с наименьшим напряже­нием сил. Они нерационально используют время, ловчат, зани­маются только во время сессии, стараются обмануть преподава­теля во время экзаменов (шпаргалки и т. д.).

Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны 4 группы качеств, которые должны наиболее пол­но, по мнению В. Т. Лисовского*, характеризовать студента, а именно ориентацию на:

1) учебу, науку, профессию;

2) общественно-политическую деятельность (активную жиз­ненную позицию);

3) культуру (высокую духовность);

4) коллектив (общение в коллективе).

* См.:Лисовский В. Т., Дмитриев А.В. Личность студента.Л.:ЛГУ, 1974.

 

Разработанная В. Т. Лисовским типология студентов выгля­дит следующим образом:

1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и обществен­ной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями обществен­ной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской ра­боте участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможно­сти занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него — хорошая учеба. Непримирим к недо­статкам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллек­тиве.

3. «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учит­ся только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской рабо­те, порой в ущерб другим занятиям.

4. «Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склон­ность к общественной деятельности, которая зачастую преобла­дает над другими интересами и порой отрицательно сказывает­ся на учебной и научной активности. Однако уверен, что про­фессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, од­нако в научной работе участвует редко, так как его интересы на­правлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубо­ко художественная эрудиция.

6. «Старательный». Выбрал специальность не совсем осо­знанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженнос­тей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Ли­тературой и искусством интересуется слабо, так как много вре­мени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках ву­зовской программы.

7. «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нуж­но закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не ис­пытывает удовлетворения.

8. «Разочарованный». Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекатель­ной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закон­чить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.

9. «Лентяй». Учится, как правило, слабо, по принципу «наи­меньшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем про­фессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не прини­мает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, воспользоваться шпар­галкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.

10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к лю­бому делу — будь то учеба или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккурат­ность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимаясь научно-исследователь­ской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение про­блем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.

11. «Богемный». Как правило, успешно учится на так назы­ваемых престижных факультетах, свысока относится к студен­там, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидер­ству в компании себе подобных, к остальным же студентам от­носится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется главным об­разом «модными» течениями. Всегда имеет «свое мнение», от­личное от мнения «массы». Завсегдатай кафе, модных диско-клубов.

Если в 80-е гг. по результатам проведенных исследований большинство студентов относили себя к типам: «профессионал», «академик», «любитель искусства», т. e. к типам студентов, в основном ориентированных на учебу, то в 90-е гг. картина стала меняться: около 30% опрошенных студентов отнесли себя к «се­реднякам», около 15% — к «лентяям». («Лень — мое постоянное состояние», — добавляли они.) Некоторые — к типу «центровиков», определяющей чертой которых является стремление к удо­вольствиям жизни.

Любопытно привести мнения студентов относительно самих себя и преподавателей: в своей студенческой среде они выделя­ют группы:

1) отличники-«зубрилы» — те, которые постоянно посеща­ют занятия и путем труда достигают хороших результатов, они очень дисциплинированны, из них выбирают «старост»;

2) отличники-«умные» — те, которые обладают высоким интеллектом, сильной школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в неловкое поло­жение. Они считают: «К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так умные». Вообще учатся по принципу «всего поне­множку»;

3) «труженики» — студенты, которые постоянно учатся, но в силу своих умственных способностей успехами в учебе не бле­щут;

4) «случайные» — контингент разнообразный: девушки, ко­торые хотят стать дипломированными женами, парни, «кося­щие от армии», хулиганы, которых родители «всунули в вуз», лишь бы они чем-нибудь занимались, и т. п.

А среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы:

1) преподаватели-«вечные студенты» — они понимают сту­дентов, видят в студентах личность, охотно дискутируют на раз­ные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализ­мом;

2) преподаватели-«бывшие моряки» — пытающиеся устано­вить военную дисциплину в вузе; под словом «дисциплина» эти люди понимают тотальное безоговорочное принятие их точки зрения, они ценят «рабство», а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, «я»-студента путем ад­министративных мер;

3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позво­ляют студентам все делать, лишь бы им не мешали.

 

Старшекурсники среди преподавателей видят «безразлич­ных», «завистливых», «ограниченных», «господ-баринов», «робо­тов» и т. п., но замечают и тех, кто «выкладывается в работе», «наслаждается работой со студентами — «гурманы», «друзья». По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе — «преподаватель-стандарт»: «знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам».

Иными словами, существует проблема студента и существует не менее важная проблема преподавателя.

Преподаватель, как, впрочем, и любой человек, живет в опре­деленной системе координат, заданной предыдущими знаниями и зачастую на происходящие изменения не реагирует. А кон­кретная ситуация каждый раз меняется, за одними и теми же внешними проявлениями скрываются разные причины. Обще­известно, что самыми консервативными и наиболее стойкими по отношению к новому во все времена были и остаются люди в педагогической системе. Это хорошо: они сохраняют преемствен­ность традиций и передают апробированные временем знания и умения. С другой стороны, это тормозит и затягивает процесс адаптации молодого поколения к новым условиям, особенно в период быстрых социальных перемен. Изменения, происходя­щие в обществе, неравномерно отражаются на жизни людей, их работе, поэтому целесообразность перестройки и сама возмож­ность перестраиваться осознается людьми по-разному. Каждый человек решает эту проблему по-своему, конкретно для себя. Отсюда очевидно, что преподаватели как никто другой нужда­ются в информации о тех, кого обучают. Порой мы слышим, как преподаватели говорят: «Они ничего не хотят, они ничего не знают». Неправда — хотят, но не того, чего, по мнению препо­давателей, должны хотеть. Знают, но не то, что они должны, опять-таки по мнению преподавателей, знать.

«А каким должен быть идеальный студент?» — на этот во­прос современные преподаватели отвечают иначе, чем в прошлые годы.

Пятнадцать лет назад, выстраивая социально-психологиче­ский портрет так называемого идеального студента (термин ус­ловный, определяющий студента, с которым хотели бы рабо­тать большинство преподавателей), университетские педагоги на первое место ставили преимущественно такие качества, как дис­циплинированность, прилежание, ответственность, в реальном же портрете они отмечали недостаточный уровень развития у студентов желаемых качеств и наличие таких нежелательных, как инфантилизм, социальная незрелость, учебная пассивность. Одной из самых характерных особенностей студенчества того времени преподаватели называли его ориентацию на получение высшего образования.

В настоящее время стало уменьшаться число преподавате­лей, которые важнейшим качеством студента называли дисцип­линированность, и постепенно стало увеличиваться число тех, кто в «идеальном» студенте видел прежде всего самостоятель­но мыслящего человека.

Такое положение определяет время. Сегодня молодые люди сталкиваются с задачами, решение которых отсутствует в жиз­ненном опыте родителей. Нет их в содержании обучения ни общеобразовательной, ни высшей школы. Нынешние молодые люди должны не просто самостоятельно отыскивать выход, но и обучаться умению решать новые, современные задачи. При этом старый опыт сегодня может быть просто помехой, барье­ром на пути поиска оригинального решения. И если раньше «дис­циплинированность», как послушание и следование укоренив­шимся образцам, более всего способствовала успеху, то нынче обеспечить успех могут именно самостоятельность и оригиналь­ность мышления.

Однако на практике все далеко не так гармонично. По вы­сказываниям студентов, именно самостоятельность мнений и суждений, оригинальность оценок, непохожесть поведения вы­зывают негативную реакцию преподавателя. «Свободомыслие не допускается», — категорически утверждается в большинстве сту­денческих ответов.

Особенно поражают описания студентами конфликтов с пре­подавателями. В них нередко фигурируют такие определения, как ненависть преподавателя, жестокость, месть, унижение достоинства студента.

В материалах исследования, проводившегося в 1998/99 учеб­ном году, содержатся такие высказывания студентов: «На во­просы студентов преподаватели нередко отвечают с каким-то пренебрежением», «Самое большое удовольствие для некото­рых преподавателей — это экзамен. Если придешь нарядная — унижают, если кто-то одет убого — принимают как подружку» и т. п.

Материалы, выпущенные головным советом Госкомитета по народному образованию — «Общественное мнение», «Образ прошлого и будущего в сознании студентов», «Студенчество: социальные ориентиры и социальная политика», убедительно показывают, что 60% педагогов придерживаются сугубо авто­ритарных позиций и не интересуются мнением студентов, не говоря уже о том, чтобы с ним считаться. Вуз по-прежнему привычно использует формы и методы авторитарной педаго­гики, или, как ее еще называют, педагогики тотальной требо­вательности, а короче— угроз: если не сдашь, если не выу­чишь, и т. п. В этом смысле можно констатировать, что для реальных прогрессивных изменений в высшей школе условия далеко не благоприятные.

А в результате ухудшаются самочувствие, здоровье и сту­дентов, и преподавателей: 45% студентов страдают теми или иными хроническими заболеваниями; большинство молодых лю­дей быстро устают, им нужно в два раза больше времени на отдых, чем их родителям 20—30 лет назад, а это означает, что они менее успешно осваивают программу; 50% преподавателей испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуве­ренность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями...

Проведенные кафедрой педагогики и психологии высшей школы МГУ им. M. В. Ломоносова исследования позволяют набросать портреты преподавателя и студента глазами друг дру­га, причем как идеальный, так и реальный.

Студенты идеальным преподавателем назвали прежде всего знатока преподаваемого предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека, хорошего психолога, умеющего понять другого человека. При этом младшекурсники на первое место ставили именно умение понять студента, в то время как старшекурсники более всего ценили компетентность. И это закономерно: сложный период адаптации первокурсников к новым условиям требует психологической поддержки, оказать которую может только понимающий и уважающий студента пре­подаватель. Вообще аристократизм профессоров, преподавате­лей, каждого сотрудника вуза, от которого в какой-то степени зависит студент, особенно это касается первокурсников, состоит в том, чтобы никогда, ни в какой обстановке не допустить поку­шения на суверенитет, личное достоинство студентов. Доста­точно вспомнить атмосферу старых российских вузов. «Здрав­ствуйте, господа студенты», — приветствовал аудиторию про­фессор, тем самым подчеркивая свое уважение к ним и их ра­венство с собой как личностей и будущих коллег по профессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.