КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Карточки
Методика самооценок Инструкция (адресована студенту) Уважаемый товарищ! Просим Вас принять участие в процедуре самооценивания себя как студента. Вам предъявляются отдельные карточки, на каждой из них имеются две полярно противоположные словесные оценки и шкала между ними. Определите свое положение на предлагаемых шкалах относительно крайних полюсов и поставьте отметку (вертикальную черту) в месте, соответствующем этому положению. Будьте искренни в своих ответах. Работайте не торопясь, не пропускайте карточек!
Методика самооценок помогает куратору получить о студенте значительную информацию, которой необходимо руководствоваться в процессе индивидуальной работы с ним. Методика экспертных оценок («Характеристика студента») дает возможность получить информацию о студенте от его товарищей по группе, которые непосредственно наблюдают его отношение к учебе, общественной работе и т. д. Именно сокурсники имеют наилучшее представление о сильных и слабых сторонах, о потенциальных возможностях студента. Оценки, данные как минимум тремя оппонентами, затем суммируются и выводится средний балл.
Характеристика студента Фамилия_________________________Имя________________Отчество___________________________ Вуз___________________Факультет________________Курс________________Группа_____________ Общественные поручения ______________________________________________________________. Успеваемость внутри группы_____________________________________________________________. (очень высокая, высокая, средняя, ниже средней, низкая) Потенциальные возможности студента_____________________________________________________ (очень высокие, высокие, средние, ниже средних, очень низкие) Соотношение возможностей и успеваемости________________________________________________. (мог бы учиться лучше, учится в меру возможностей и др.) Успеваемость (средняя)__________________________________________________________________. (средний учебный балл: до 3,5; 3,6—4; 4,1—4,5; 4,6—5; 5,0) Отношение студента к своим возможностям_________________________________________________ (обычно недооценивает, иногда недооценивает, _______________________________________________________________________________________ реально оценивает, иногда переоценивает, обычно переоценивает) Отношение к заданиям, требующим интенсивной умственной нагрузки_________________________ ______________________________________________________________________________________. (выражение отрицательное, отрицательное, безразличное, положительное, явно заинтересованное) Участие в общественно-организаторской деятельности________________________________________ (очень пассивен, пассивен, может выступать _______________________________________________________________________________________ в роли организатора, способен увлечь товарищей, обычно выступает в роли инициативного организатора) Понимание учебного материала _________________________________________________________. (медленное, быстрое, поверхностное, глубокое) Отношение к учебному коллективу, товарищам______________________________________________ (отрицательное, равнодушное, положительное и др.) Положительные качества студента ________________________________________________________. Недостатки студента____________________________________________________________________. Наиболее характерные особенности студента_______________________________________________ «_»200 ___ г.
В процессе индивидуальной работы со студентом куратору может быть недостаточно информации, полученной по описанным выше методикам. Поэтому он должен находиться в контакте с сотрудниками психологической службы, должен владеть знаниями о методах психодиагностики и умениями осуществлять психологическое и педагогическое тестирование. Увеличение числа стрессовых ситуаций, их влияние на студентов, а следовательно, и на процесс обучения является одной из «горячих» тем в вузовских кругах. Всего одна цифра: число нервных заболеваний у студентов за последнее десятилетие возросло на 12%. В ходе исследований выяснилось, что факторы, оказывающие негативное влияние на становление личности студента, в том числе вызывающие у них неврозы, можно условно разделить на три группы. Проведенное разделение в достаточной степени условно, поскольку, как правило, действует сразу несколько факторов. Однако в большинстве случаев один из них оказывается решающим и потому предлагаемое разделение представляется правомерным*: * Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996. № 2.
1. Социальные факторы, отражающие общую тенденцию распространения неврозов у населения не только в нашей стране, но и других странах во второй половине XX в., встречается в 32% случаев. 2. Психологические факторы, связанные со взаимоотношениями лиц в различных микрогруппах, встречаются в 28% случаев. Сюда следует отнести: отношения в семье (в том числе отношения между супругами), психологическая несовместимость между членами группы, проживающими в общежитии, взаимоотношения в учебной группе. 2.1. Стрессовые факторы, связанные с семейными отношениями. 2.2. Психологическая несовместимость между членами группы, проживающими в общежитии. Этому способствуют следующие причины: затруднение в установлении контактов в силу особенностей характеров у членов группы, разность интересов, возрастные различия, различия в биологических ритмах среди проживающих в одной комнате, болезнь или несчастный случай с одним из проживающих или у членов его семьи, нарушение норм морали, различные правовые нарушения. 2.3. Стрессовые причины, связанные со взаимоотношениями лиц в учебной группе. Среди них наиболее часто встречаются: снижение адаптации в группе из-за особенностей черт характера, психологическая несовместимость между членами группы из-за различного уровня знаний и учебной подготовки, формальные отношения в группе, отсутствие совместной продуктивной деятельности между членами группы, которые приводят к эмоциональной депривации и нарушению межличностных отношений в студенческой группе, низкое социально-коммуникативное развитие учащихся. 3. Психолого-педагогические причины неврозов у студентов встречаются в 40% случаев. К примеру: адаптационные трудности (связанные с нарушением циркадного ритма, изменением микросоциального окружения, началом профессионального обучения, изменением профессиональной ориентации в процессе обучения, переходом на другой факультет, сменой места обучения, окончанием учебы и подготовкой к самостоятельной профессиональной деятельности и т. д.), несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню начальной подготовки студента, авторитарность позиций преподавателя, психическое, эмоциональное напряжение и повышение уровня невротизации студентов в период зачетных и экзаменационных сессий, чрезмерно большой объем информации, дефицит времени, снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания, конфликтные ситуации с преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом. В курсе «Психология и педагогика высшей школы» наибольший интерес для рассмотрения представляют факторы третьей группы, а еще точнее — отношения, складывающиеся между студентом и преподавателем. Конечно, студенты в процессе обучения и общения тоже влияют друг на друга. Чтобы определить, по каким «психологическим каналам» один человек вызывает в совместной деятельности поступки другого, как строит преподаватель отношения со своими обучаемыми в процессе обучения, необходимо понимать, как он воздействует на студентов, какие типы взаимоотношений с ними способен устанавливать.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |