Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карточки




Методика самооценок

Инструкция (адресована студенту)

Уважаемый товарищ!

Просим Вас принять участие в процедуре самооценивания себя как студента. Вам предъявляются отдельные карточки, на каждой из них имеются две полярно противоположные словес­ные оценки и шкала между ними. Определите свое положение на предлагаемых шкалах относительно крайних полюсов и по­ставьте отметку (вертикальную черту) в месте, соответствующем этому положению.

Будьте искренни в своих ответах. Работайте не торопясь, не пропускайте карточек!

 

Шкала
1. Студент, считающий, что он ошибся в выборе профессии Студент, уверенный в том, что правильно выбрал профессию
   
Шкала
2. Студент, у которого учеб­ные занятия вызывают лишь ощущение скуки и безразли­чия Студент, у которого учебные занятия вызывают живой и постоянный интерес
   
Шкала
3. Студент, считающий, что учеба не может быть названа главным и единственным де­лом, на которое следует тра­тить силы и время Студент, считающий учебу глав­ным и единственным делом, на которое следует тратить силы и время
   
Шкала
4. Студент, испытывающий повышенные трудности при общении с сокурсниками (замкнутый, социально робкий) Студент, легко и спокойно контактирующий с сокурсниками (общительный)
   
Шкала
5. Студент, которому очень трудно заставить себя сесть за занятия, особенно еже­дневные, систематические Студент, привыкший работать систематически, регулярно, плохо чувствует себя, когда эта систематичность нарушается
   
Шкала
6. Студент, которому учеба дается очень трудно Студент, которому учеба дается очень легко
   
Шкала
7. Студент, постоянно испы­тывающий тревогу и беспо­койство, растерянность, не­уверенность в себе Студент, всегда эмоционально уравновешенный и спокойный, уверенный в себе
   
Шкала
8. Студент, у которого во вре­мя занятий преобладают со­стояния монотонии, апатии, безразличия, сонливости Студент, у которого во время занятий преобладают состояния активности, заинтересованности, увлеченности
   
Шкала
9. Студент, на которого экза­менационная ситуация дей­ствует отрицательно: ухудша­ются память, внимание, со­образительность, наступает состояние растерянности Студент, на которого экзамена­ционная ситуация действует мобилизующе: обостряются память, внимание, сообразительность, наступает состояние собранности
   
Шкала
10. Студент, испытывающий повышенные трудности при общении с преподавателями Студент, легко и свободно общающийся с преподавателями
   
Шкала
11. Студент, который в ситу­ации экзамена всегда испы­тывает сильную тревогу и волнение Студент, который в ситуации экзамена всегда спокоен
   
Шкала
12. Студент, который устает от занятий (к концу дня сильно утомляется) Студент, который не устает от за­нятий (к концу дня бодр и полон сил)
   
Шкала
13. Студент, считающий, что подача учебного материала на занятиях не способствует его успешному пониманию и усвоению Студент, считающий, что подача учебного материала на занятиях способствует его успешному пониманию и усвоению
   
Шкала
14. Студент, считающий кол­лектив, членом которого он является, разобщенным и не­дружелюбным Студент, считающий коллектив, членом которого он является, сплоченным и дружным.
   
       

 

Методика самооценок помогает куратору получить о сту­денте значительную информацию, которой необходимо руко­водствоваться в процессе индивидуальной работы с ним. Ме­тодика экспертных оценок («Характеристика студента») дает возможность получить информацию о студенте от его товари­щей по группе, которые непосредственно наблюдают его отно­шение к учебе, общественной работе и т. д. Именно сокурсни­ки имеют наилучшее представление о сильных и слабых сто­ронах, о потенциальных возможностях студента. Оценки, дан­ные как минимум тремя оппонентами, затем суммируются и выводится средний балл.

 

Характеристика студента

Фамилия_________________________Имя________________Отчество___________________________

Вуз___________________Факультет________________Курс________________Группа_____________

Общественные поручения ______________________________________________________________.

Успеваемость внутри группы_____________________________________________________________.

(очень высокая, высокая, средняя, ниже средней, низкая)

Потенциальные возможности студента_____________________________________________________

(очень высокие, высокие, средние, ниже средних, очень низкие)

Соотношение возможностей и успеваемости________________________________________________.

(мог бы учиться лучше, учится в меру возможностей и др.)

Успеваемость (средняя)__________________________________________________________________.

(средний учебный балл: до 3,5; 3,6—4; 4,1—4,5; 4,6—5; 5,0)

Отношение студента к своим возможностям_________________________________________________

(обычно недооценивает, иногда недооценивает,

_______________________________________________________________________________________

реально оценивает, иногда переоценивает, обычно переоценивает)

Отношение к заданиям, требующим интенсивной умственной нагруз­ки_________________________

______________________________________________________________________________________.

(выражение отрицательное, отрицательное, безразличное, поло­жительное, явно заинтересованное)

Участие в общественно-организаторской деятельности________________________________________

(очень пассивен, пассивен, может выступать

_______________________________________________________________________________________

в роли организатора, способен увлечь товари­щей, обычно выступает в роли инициативного организатора)

Понимание учебного материала _________________________________________________________.

(медленное, быстрое, поверхностное, глубокое)

Отношение к учебному коллективу, товарищам______________________________________________

(отрицательное, равнодушное, положительное и др.)

Положительные качества студента ________________________________________________________.

Недостатки студента____________________________________________________________________.

Наиболее характерные особенности студента_______________________________________________

«_»200 ___ г.

 

В процессе индивидуальной работы со студентом куратору может быть недостаточно информации, полученной по описан­ным выше методикам. Поэтому он должен находиться в кон­такте с сотрудниками психологической службы, должен владеть знаниями о методах психодиагностики и умениями осуществ­лять психологическое и педагогическое тестирование.

Увеличение числа стрессовых ситуаций, их влияние на сту­дентов, а следовательно, и на процесс обучения является одной из «горячих» тем в вузовских кругах. Всего одна цифра: число нервных заболеваний у студентов за последнее десятилетие воз­росло на 12%.

В ходе исследований выяснилось, что факторы, оказывающие негативное влияние на становление личности студента, в том числе вызывающие у них неврозы, можно условно разделить на три группы. Проведенное разделение в достаточной степени ус­ловно, поскольку, как правило, действует сразу несколько фак­торов. Однако в большинстве случаев один из них оказывается решающим и потому предлагаемое разделение представляется правомерным*:

* Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996. № 2.

 

1. Социальные факторы, отражающие общую тенденцию рас­пространения неврозов у населения не только в нашей стра­не, но и других странах во второй половине XX в., встреча­ется в 32% случаев.

2. Психологические факторы, связанные со взаимоотношения­ми лиц в различных микрогруппах, встречаются в 28% слу­чаев. Сюда следует отнести: отношения в семье (в том чис­ле отношения между супругами), психологическая несовме­стимость между членами группы, проживающими в обще­житии, взаимоотношения в учебной группе.

2.1. Стрессовые факторы, связанные с семейными отноше­ниями.

2.2. Психологическая несовместимость между членами груп­пы, проживающими в общежитии. Этому способствуют следующие причины: затруднение в установлении контактов в силу особенностей характеров у членов группы, разность интересов, возрастные различия, различия в биологических ритмах среди проживающих в одной ком­нате, болезнь или несчастный случай с одним из прожи­вающих или у членов его семьи, нарушение норм морали, различные правовые нарушения.

2.3. Стрессовые причины, связанные со взаимоотношения­ми лиц в учебной группе. Среди них наиболее часто встре­чаются: снижение адаптации в группе из-за особеннос­тей черт характера, психологическая несовместимость между членами группы из-за различного уровня знаний и учебной подготовки, формальные отношения в груп­пе, отсутствие совместной продуктивной деятельности между членами группы, которые приводят к эмоциональ­ной депривации и нарушению межличностных отноше­ний в студенческой группе, низкое социально-коммуни­кативное развитие учащихся.

3. Психолого-педагогические причины неврозов у студентов встречаются в 40% случаев. К примеру: адаптационные труд­ности (связанные с нарушением циркадного ритма, измене­нием микросоциального окружения, началом профессио­нального обучения, изменением профессиональной ориен­тации в процессе обучения, переходом на другой факультет, сменой места обучения, окончанием учебы и подготовкой к самостоятельной профессиональной деятельности и т. д.), несоответствие уровня требований педагогического процес­са уровню начальной подготовки студента, авторитарность позиций преподавателя, психическое, эмоциональное напря­жение и повышение уровня невротизации студентов в пери­од зачетных и экзаменационных сессий, чрезмерно большой объем информации, дефицит времени, снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами пре­подавания, конфликтные ситуации с преподавателями и учеб­но-вспомогательным персоналом.

В курсе «Психология и педагогика высшей школы» наиболь­ший интерес для рассмотрения представляют факторы третьей группы, а еще точнее — отношения, складывающиеся между студентом и преподавателем.

Конечно, студенты в процессе обучения и общения тоже влияют друг на друга. Чтобы определить, по каким «психологи­ческим каналам» один человек вызывает в совместной деятель­ности поступки другого, как строит преподаватель отношения со своими обучаемыми в процессе обучения, необходимо пони­мать, как он воздействует на студентов, какие типы взаимоот­ношений с ними способен устанавливать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.