Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалог и монолог в педагогическом общении




В таблице 9.1 приводятся характеристики педагогического общения различных типов, ведущегося в монологическом и ди­алогическом режимах.

Таблица 9.1

Монолог Диалог
Статусное доминирование субъект-объектных отноше­ний. Эгоцентризм, сосредоточение на собственных потребностях, целях, задачах.   Принуждение учащихся посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии.   Догматизм, надличностная трансляция норм и знаний, подлежащих безоговорочному копированию и усвоению.   Стереотипность методов и приемов воздействия. Преобладание дисципли­нарных приемов.   Субъективная и жесткая поляризация оценок, узкий спектр критериев оценки. Личностное равенство, субъект-субъектные отношения.   Центрация не только на своих по­требностях, но и на потребностях учащихся, их конвергенциях.   Накопление потенциала согласия и сотрудничества. Свобода дис­куссии, передача норм и знаний как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления. Стремление к творчеству, личному и профессио­нальному росту, импровизационность, экспериментирование. Преобладание приемов, ориенти­рованных на самостоятельную деятельность учащихся.   Стремление к объективному конт­ролю результатов деятельности учащихся, индивидуальному под­ходу и учету полимотивирован­ности их поступков.

 

Таблица наглядно демонстрирует диаметральную противо­положность монологической и диалогической форм педагоги­ческого общения. В первом случае существуют субъект-объект­ные отношения, где объектом являются ученик, студент, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при кото­рых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудни­чества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от при­вычных представлений о труде педагога, где один (педагог) дол­жен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие учить­ся и развиваться под его руководством. Каковы же условия пло­дотворного педагогического общения на основе педагогического сотрудничества?

1. Педагогическое сотрудничество— двусторонний процесс, основанный на взаимодействии преподаватель — студент, успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.

2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их макси­мальному проявлению.

3. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптималь­ных педагогических решений.

Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обученпя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.