Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизация обучения как основа педагогического общения




Сущность и генезис педагогического общения

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся об­щим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, вклю­чающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. (Базовые психологические знания о закономерно­стях общения см. в схемах 3.15—3.31.)

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обуче­ния и определяющих характер взаимодействия педагога и уча­щихся.

Исследования в области педагогической психологии пока­зывают, что значительная часть педагогических трудностей обус­ловлена не столько недостатками научной и методической под­готовки преподавателей, сколько деформацией сферы профес­сионально-педагогического общения.

Анализ первых профессиональных шагов преподавателей и учителей обнаруживает явление, которое можно было бы на­звать педагогическим нмпринтингом (мгновенным запечатлением): результаты самых первых контактов с учащимися опре­деляют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения. Причем возможны не только эволюция, но и становление педобщения от пассивно-информативного стиля к авторитарно-монологиче­скому или доверительно-диалогическому.

Взаимодействие между людьми наряду с предметно-прак­тической деятельностью — суть главные факторы развития че­ловека. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учеб­ном процессе, должны строиться на субъект-субъектной осно­ве, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «препо­даватель—студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая воспри­имчивость и открытость к воздействиям одного участника об­щения на другого. Создается оптимальная база для позитив­ных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенчес­кой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным спо­собствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Но переход от директивно-императивного к демократическому, рав­ноправному способу общения, от монологического — к диало­гическому общению никогда не произойдет, если к нему не готовы обе участвующие стороны. Чтобы такой вид общения стал реальностью, необходима сформированность гуманисти­ческого по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, так и у студента. В содержание понятия «ком­муникативное ядро личности» входят все психологические свой­ства, которые успели развиться у данной личности и которые проявляются в общении. Эти свойства отражают опыт обще­ния личности с разными категориями людей, как поло­жительный, так и отрицательный. Необходимо каждому участ­нику общения прививать культуру общения и формировать по­ложительный опыт, вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике, участнике общения — лич­ность, столь же значимую, как и он сам.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуни­кативной культуры. Для установления положительных взаимо­отношений со студентами преподаватель должен проявлять доб­рожелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успе­хам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчерки­вают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до само­уничижения, крайне пассивное инициирование их активности.

У педагогов с центрацией «я-другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.

Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений «преподаватель—студент» и всего обучения в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.